научная статья по теме ХУБСУГУЛЬСКОЕ ВОССТАНИЕ 1932 Г. В МОНГОЛИИ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «ХУБСУГУЛЬСКОЕ ВОССТАНИЕ 1932 Г. В МОНГОЛИИ»

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ

ХУБСУГУЛЬСКОЕ ВОССТАНИЕ 1932 г. В МОНГОЛИИ*

© 2015 С. Л. КУЗЬМИН, Ж. ОЮУНЧИМЭГ

Дается краткая реконструкция вооруженного восстания 1932 г. - самого масштабного в Монголии в ХХ в. Его причиной были не деятельность Панчен-ламы IX и Японии, а "левый курс", проводившийся, а затем отмененный руководством МНРП по указаниям политбюро ЦК ВКП(б) и Коминтерна. Это восстание можно считать гражданской войной.

Ключевые слова: восстание 1932 г., Хубсугульское восстание, гражданская война, Монголия, буддизм, коммунизм, Панчен-лама IX.

В истории Монголии ХХ в. было много драматических событий. Одно из них -вооруженное восстание 1932 г. По нему есть несколько сводок, в основном по архиву бывшего МВД МНР [Цэрэнбалжир, 1990; Ганболд, 2000; Лувсан-Очир, 2003; Га-даадаас тYрхирсан..., 2013]. Однако имеющиеся описания довольно фрагментарны, а ряд важных материалов в других архивах до сих пор не был изучен. Использование этих документов наряду с опубликованными ранее важно для реконструкции данного конфликта и выявления его сущности: было ли оно инспирированным из-за границы мятежом высших лам и бывших феодалов или народным восстанием?

"ЛЕВЫЙ КУРС" В МНР

К 1928 г. в руководстве ВКП(б) и Исполкома Коминтерна (ИККИ) укрепилась линия на борьбу с "правой опасностью" в МНР. Это нашло отражение в директивах для МНРП, направленных на то, чтобы привести к власти "левых" [РГАСПИ, ф. 495, оп. 152, д. 59, л. 1-2; д. 62, л. 3-9, ф. 17, оп. 3; д. 673, л. 3]. Для участия в VII съезде МНРП в Улан-Батор прибыла делегация Коминтерна во главе с Б. Шмералем. Под ее руководством была разработана платформа "худонской оппозиции" с рядом радикальных положений по борьбе с правыми, высшими ламами и бывшими феодалами, использованию их доходов для бедняков, уничтожению эксплуатации и т.п. [там же, ф. 495, оп. 152, д. 74, л. 5-12].

На VII съезде МНРП (23 октября - 10 декабря 1928 г.) делегация поддержала "левых" [РГАСПИ, ф. 495, оп. 152, д. 74, л. 355-365]. Итогом стала их победа и смена руководства партии. В Монголии начался "левый курс" (1929-1932) по образцу курса на коллективизацию (1928-1933, основной этап - 1930-1933) в СССР. "Левый курс" курировали советские представители в МНР [там же, оп. 154, д. 88, л. 12-14; д. 118, л. 40-40а]. С 1929 г. начались конфискация имущества бывших феодалов и высших лам [там же, оп. 152, д. 118, л. 28], коллективизация [там же, д. 88, л. 65-69, д. 116, л. 60],

* Мы благодарим С. Чулууна, О. Батсайхана, Сью Бирн, всех сотрудников архивов Монголии и России, оказавших содействие в получении материалов. - С.К., Ж.О.

реформа налогообложения, вводившая прогрессивный налог на имущество монастырей [там же, ф. 495, оп. 152, д. 92, л. 9-10а]. Правда, коллективизация не находила полной поддержки даже у аратов, у которых преобладал индивидуализм [там же, д. 91, л. 15; ЦАФСБ, ф. 2, оп. 8, д. 378, л. 359].

21 февраля - 3 апреля 1930 г. состоялся VIII съезд МНРП, при поддержке Коминтерна заявивший целью строительство социализма, борьбу с феодальными и капиталистическими элементами и приоритет общественной собственности. Был поставлен комплекс задач по подрыву влияния духовенства, его сокращению и дискредитации [РГАСПИ, ф. 495, оп. 152, д. 105, л. 56-81].

Чтобы заплатить новые налоги, некоторые монастыри вынуждены были продавать религиозную утварь и книги, собирать подаяние [МУYТА, ф. 4, д. 4, х.н. 71, тал 6-7; х.н. 38, тал 57-58; х.н. 76, тал 26-29]. В случае недостачи налога имущество казначея (нярав) и управляющего имуществом монастыря опечатывалось или конфисковывалось имущество высших лам [там же, х.н. 39, тал 103-105; х.н. 86, тал 2; х.н. 15, тал 78-79, 96-97]. С начала "левого курса" (1928) к 1932 г. вышло в мир ок. 43 555 монахов, осталось 51 345 [РГАСПИ, ф. 495, оп. 152, д. 143, л. 133].

Известно много примеров репрессий, оскорблений и насилия над верующими, разрушения религиозных объектов, грубой антирелигиозной пропаганды [МУYТА, ф. 4, д. 4, х.н. 79, тал 71-72; х.н. 195, тал 141-149, 178; РГАСПИ, ф. 495, оп. 19, д. 380, л. 14-28; Эрдэнэсайхан, 2013, с. 40-41; Dashpurev, Бош, 1992, р. 22].

Число товариществ, артелей и коммун росло, но поголовье скота уменьшалось, скот расхищался, колхозы местами разваливались [РГАСПИ, ф. 495, оп. 152, д. 143, л. 35]. Поддерживая "левый курс", политбюро ЦК ВКП(б) уже в 1930 г. указывало руководству МНРП на "отдельные перегибы" и ошибки [там же, ф. 17, оп. 3, д. 790, л. 1; д. 803, л. 9; д. 781, л. 3, оп. 152; д. 114, л. 64-79]. В МНР принимались соответствующие документы. Например, постановление 21-го пленума секретариата ЦК МНРП от 18 июня 1930 г. предписывало не изгонять лам силой из монастырей, а отчуждать их экономически [МУYТА, ф. 4, д. 3, х.н. 168, тал 90].

В западной и северо-западной Монголии, где произошло восстание 1932 г., левый курс проводился весьма интенсивно. В апреле 1930 г. подлежащих конфискации хозяйств "феодалов и чиновников" там было больше, чем хозяйств "бедняков", не подлежащих ей [РГАСПИ, ф. 495, оп. 152, д. 118, л. 40]. Снабжение товарами было нарушено. При заготовке мяса в Хубсугульском аймаке была путаница, часто скот отбирали силой [там же, д. 140, л. 19, 56-61]. Позже "левацкие загибы" там были названы одной из главных причин восстания [там же, л. 26, 56-59; ЦАФСБ, ф. 65, д. 700, л. 84-102].

"Левый курс" привел к общей дестабилизации в МНР. В 1930 г. произошли восстания в аймаках Чандмань-ула, Хан-Тайшири, Цэцэрлэг-Мандал, Богдо-хан-ула [РГАСПИ, ф. 495, оп. 152, д. 114, л. 2-13]. Наиболее масштабным было Тугсбуянтское восстание в аймаке Чандмань-ула, подавленное с большой жестокостью [Эрдэнэсай-хан, 2013, с. 47-51]. В 1931 г. из приграничных районов Южно-Гобийского, Увэрхан-гайского и Алтайского аймаков шла массовая откочевка населения [РГАСПИ, ф. 495, оп. 152, д. 120, л. 84-97; Симуков, 1994, с. 146-150] (административное деление в тот год поменялось). В феврале-марте 1932 г. были волнения в Южно-Гобийском аймаке [РГАСПИ, ф. 495, оп. 152, д. 140, л. 11], в марте - в Восточном и Алтайском [там же, л. 4, 5, 7].

ПОДГОТОВКА И ХОД ВОССТАНИЯ

На севере МНР возникло несколько подпольных групп. В 1931 г. была раскрыта группа из монастыря Тариатын-хурэ в Архангайском аймаке, готовившая восстание [МУYТА, ф. 4, д. 4, х.н. 128, тал 8-9]. К концу 1931 г. были арестованы некоторые лидеры лам, готовившие восстание в Хубсугульском аймаке. В начале 1932 г. лидерство

перешло к Ч. Самбу-дувчину из монастыря Асгатын-хурэ [Гадаадаас mYpxupcan..., 2013, с. 118-121, 197-198].

По-видимому, восстание началось спонтанно 10 или 11 апреля 1932 г. в монастыре Хялгант сомона Рашант Хубсугульского аймака. Примерно 10 лам этого монастыря с мирянами во главе с бывшим феодалом Чойжинсурэном, зав. кооперативным магазином Жамсрандоржем и бывшим председателем колхоза Санжидом, вооруженные кремневыми ружьями, берданами и палками, окружили сомонную администрацию для ее захвата [Цэрэнбалжир, 1990, с. 19-24, 32-35]. 12-13 апреля восставшие прибыли в монастырь Рашантын-хурэ (Пандита-гэгэн-хурэ, Дарав-пандита-гэгэн-хурэ) того же сомона, в 60 км от Хялганта. По пути они разрушали госучреждения и мобилизовывали людей [Батсайхан, 2007, с. 259]. Из Рашантын-хурэ повстанцы стали отправлять людей в разные места арестовывать ответственных работников, мобилизовывать лошадей, забирать оружие у русских и китайцев [РГАСПИ, ф. 495, оп. 152, д. 140, л. 18].

Аймачные власти получили первое сообщение вечером 11 или утром 12 апреля, но потеряли время на проверку и только вечером 13 апреля сообщили в центр, организовали штаб в центре Хатгал, отправили посланцев в монастыри [Цэрэнбалжир, 1990, с. 19-22, 34-35]. 14 апреля ЦК МНРП и правительство назначили полномочную комиссию из пяти человек: Ж. Лхумбэ (председатель), Ц. Гивапил (зам. начальника Государственной внутренней охраны - ГВО), Санжмятав (военное министерство), Г. Цэдэн-Иш1 (ЦК ревсомола) [Батсайхан, 2007, с. 260-261]. ГВО создала маневренный военный отряд из слушателей школы ГВО и отправила 15 апреля из Улан-Батора в аймак. Отрядом руководил Гивапил [Цэрэнбалжир, 1990, с. 19-22, 34-35]. При нем был советский инструктор Е.Н. Исаков [ЦАФСБ, ф. 65, д. 700, л. 2-4].

Центры восстания 1932 г.

1 - Тэсийн-хурэ (Дуурэгч-вангийн-хурэ); 2 - Цаган-Бургасын-хурэ; 3 - Аригийн-хурэ; 4 -Сангийн-Далай; 5 - Джалханцза-хутагтын-хурэ; 6 - Бугсийн-хурэ; 7 - Рашантын-хурэ; 8 - Хял-гантын-хийд; 9 - Баянголын-хурэ; 10 - Барун-Асгатын-хурэ; 11 - Дзун-Хангай; 12 - Барун-Хан-гай; 13 - Хамба-гэгэний-хурэ (Идэр-хамбын-хурэ); 14 - Шумултайн-хурэ; 15 - Тариатын-хурэ; 16 - Улястайн-хурэ; 17 - Байдрагийн-хийд; 18 - Гурван-Булаг; 19 - Тэс; 20 - Тэлмэн; 21 - Цогт; 22 - Хурэ-Марал; 23 - Эрдэнэ-Мандал; 24 - Дзабхан-Мандал; 25 - Шилустэй; 26 - Дзун-Асга-тын-хурэ; 27 - Дархад-дацан; 28 - Баян-Дзурх; 29 - Арын-хурэ.

1 Советский бурят Ц.Е. Гочитский (Дашбалын).

14-16 апреля повстанцы объединились с ламами Рашантын-хурэ, их стало более 300, по другим данным - 500. Они ограбили школу и убили ок. 10 местных работников - членов МНРП и ревсомола [РГАСПИ, ф. 495, оп. 152, д. 140, л. 18]. К 15 апреля повстанцы заняли 6 монастырей Хубсугульского и севера Архангайского аймаков: Рашант, Их-ула, Намнан, Ар-Булаг, Цэцэрлэг, Баян-Цаган. К восстанию присоединились монастыри Шар-Толгой, Цаган-Булаг, дацан Дархад. Число восставших достигло 1900. 16 апреля они заняли сомоны Тосонцэнгэл и Баянагт, сомонное руководство бежало [Цэрэнбалжир, 1990, с. 23-24, 43, 49]. В 8 сомонов Хубсугула и Архангая направились отряды по 10-20 повстанцев. Они мобилизовали аратов, гужевой транспорт, продовольствие, грабили сомонные торговые и хозяйственные организации, разъясняли цели восстания [Цэрэнбалжир, 1990, с. 22-24, 49]. Влияние повстанцев начало проникать в Дзабханский аймак [РГАСПИ, ф. 495, оп. 152, д. 140, л. 22].

По решению Малого хурала и правительства ГВО сформировала отряд под командованием Д. Нясалдага и отправила в Рашант. Там восставшим уже противостоял местный отряд Т. Пунцагнамжила. На повстанцев шли также отряды Ж. Лхумбэ и Ц. Гива-пила. Примерно 20 апреля в сомон Рашант пришел от

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком