научная статья по теме ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА И ВЛАСТЬ В 1950–1960-Х ГОДАХ: ПРОБЛЕМА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА И ВЛАСТЬ В 1950–1960-Х ГОДАХ: ПРОБЛЕМА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ»

39 ГА ВО, ф. 1298, оп. 1, д. 55, л. 160-161 об., 170-171 об.; ГА АО, ф. 659, оп. 5, д. 16, л. 346347.

40 ГА АО, Отдел ДСПИ, ф. 290, оп. 1, д. 1198, л. 80-81.

41 Там же, оп. 2, д. 462, л. 59 об.-60.

42 Там же, д. 289а, л. 82-83 об.

43 Там же, оп. 1, д. 1331, л. 76-77 об.; оп. 2, д. 462, л. 62-76, 86-88 и др.

44 Там же, оп. 2, д. 1171, л. 2-3.

45 См., в частности, следующие документы: ГА АО, Отдел ДСПИ, ф. 290, оп. 1, д. 1534, л. 27-27 об., 222-222 об.; оп. 2, д. 221, л. 43-45 об.; д. 729, л. 28-30; д. 731, л. 141-142; д. 732, л. 198-199; д. 1179, л. 6; ГА АО, ф. 621, оп. 3, д. 417, л. 5 об.-б.

46 ГА АО, Отдел ДСПИ, ф. 290, оп. 1, д. 1534, л. 52-52 об. Примечательную в этом отношении историю рассказал в своем письме М.И. Калинину житель деревни Багрино Кубино-Озерского района А. Талалов. В частности, он писал, что первым председателем новообразованного в их деревне колхоза, благодаря содействию сельсовета, был избран сектант-евангелист. Вероисповедальная принадлежность последнего вызывала острое неприятие со стороны крестьян, и в конце концов им удалось добиться его отстранения от должности. Новый председатель вызывал у местных жителей доверие, однако поскольку каждый приезжавший в Багрино начальник пугал его «судом» и «ответственностью», он «стал совсем больной» и решил свести счеты с жизнью. Третьим председателем колхоза избрали школьного работника, который, быстро смекнув, что дело «горит», на второй день своего председательства ушел в отпуск. В результате колхоз в деревне Багрино распался (ГА АО, ф. 659, оп. 5, д. 193, л. 11-12 об.).

47 Глумная М.Н. К характеристике колхозного социума... С. 273-275.

48 ВОАНПИ, ф. 2522, оп. 1, д. 139, л. 71-72 об.

49 См., например: ГА ВО, ф. 903, оп. 1, д. 48, л..128-128 об.; ГА АО, Отдел ДСПИ, ф. 290, оп. 2, д. 64, л. 84; д. 1171, л. 2-3; ГА АО, ф. 659, оп. 5, д. 143, л. 64-64 об.

50 Глумная М.Н. К вопросу об организационной культуре колхозов Европейского Севера России в 1930-е годы // Стратегия и механизм управления: опыт и перспективы. Материалы научно-практической конференции. Вологда, 2008. С. 137.

51 Подробнее см.: Глумная М.Н. К характеристике колхозного социума... С. 273.

52 ГА АО, ф. 621, оп. 3, д. 338, л. 13-17; д. 274, л. 192; ф. 1470, оп. 1, д. 794, л. 14-15, 2020 об.; д. 870, л. 5-5 об.; д. 879, л. 5-6; ГА АО, Отдел ДСПИ, ф. 290, оп. 2, д. 700, л. 63-70; ВОАНПИ, ф. 645, оп. 1, д. 230, л. 68-73; Няндомский райком работал неудовлетворительно // Правда Севера. 1937. 9 января. См. также письма сталинских ударников, указанные в сноске 45.

53 ГА АО, ф. 1470, оп. 1, д. 253, л. 113-114 об.

54 РГАЭ, ф. 396, оп. 10, д. 4, л. 321; д. 5, л. 3-4; оп. 11, д. 5, л. 27; ВОАНПИ, ф. 2522, д. 86, л. 80-80 об.; ГА АО, ф. 621, оп. 3, д. 412, л. 24-25; ф. 1470, оп. 2, д. 236, л. 24-24 об.; Отдел ДСПИ, ф. 290, оп. 1, д. 1198, л. 80-81; оп. 2, д. 711, л. 16; Они хотели отнять у колхозников зажиточную счастливую жизнь // Правда Севера. 1937. 28 января.

55 Фицпатрик Ш. Сталинские крестьяне. Социальная история Советской России в 1930-е годы: деревня. М., 2001. С. 261-292.

© 2012 г. Д. В. КИБА*

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ

ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА И ВЛАСТЬ В 1950-1960-х ГОДАХ:

ПРОБЛЕМА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

Общественно-политическое развитие СССР 1950-1960-х гг. неоднозначно освещается в обширной отечественной и зарубежной историографии. Огромный интерес представляет проблема самореализации художественной интеллигенции и ее взаимодействия с властью в указанный период. Хотя эти вопросы не раз уже становились предметом исследования1, однако на региональном уровне данная тема требует новых

* Киба Дарья Валерьевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и архивоведения Государственного технического университета Комсомольска-на-Амуре.

6 Российская история, № 5

161

изысканий. Недостаточно изученной остается деятельность художественной интеллигенции, которая, сохраняя и приумножая местное культурное наследие, отразила в своем творчестве не только общесоюзные тенденции, но и региональную специфику.

Художественную интеллигенцию Дальнего Востока в 1950-1960-е гг. можно условно разделить на несколько взаимосвязанных структур, выделяемых на основе такого критерия как вид творчества (изобразительное, словесное, музыкальное, хореографическое, актерское, режиссерско-организационное); каждому из них соответствовали организационные формы, в рамках которых люди творческих профессий осуществляли свою деятельность. Представители изобразительного искусства находились в штатном расписании артелей, театров и кинотеатров, газет, клубов, домов культуры, производственных мастерских Художественного фонда региона.

К концу 1950-х гг. мастерские этого фонда существовали в Благовещенске, Южно-Сахалинске, Комсомольске-на-Амуре, Хабаровске и Владивостоке (наиболее многочисленны и творчески активны были сообщества художников в последних трех городах). В 1961 г. также сложились коллективы художников в Магаданской обл. и на Камчатке. Приморское и Хабаровское отделения Союза советских художников функционировали уже с 1939 и 1941 г. соответственно. К 1955 г. в Приморском отделении работали секции живописи, графики, скульптуры, в Хабаровском, помимо названных, в 1958 г. действовали секции театральных и молодых художников. На Дальнем Востоке существовала школа мастеров станковой живописи. В Приморском крае особенно выделялись художники-маринисты, среди которых самым выдающимся был И.В. Рыбачук. В начале 1960-х гг. коллективы художников Владивостока и Хабаровска пополнили только что окончившие соответствующие высшие учебные заведения Москвы и Ленинграда В.И. Бочанцев, В.Н. Доронин, Н.П. Жоголев, демонстрировавшие высокий уровень мастерства в области фигурной композиции. В конце 1960-х гг. в регионе приобрели известность появившиеся в результате активного поиска новых художественных средств работы местных молодых художников В. Рачева и В. Серова.

Дальневосточное отделение Союза писателей СССР было организовано в 1937 г.2 После создания в 1949 г. самостоятельной писательской организации Приморского края3, Дальневосточное отделение Союза писателей переименовали в Хабаровское. В своей работе отделения Союза писателей ориентировались на литераторов, группировавшихся вокруг журнала «Дальний Восток» и альманаха «Советское Приморье» (с 1958 г. - «Тихий океан»). К концу 1950-х гг. при Хабаровском отделении работали писатели Р.К. Агишев, Г.Г. Ходжер, Ю.А. Шестакова и поэты С.А. Смоляков, С.Г. Феоктистов, Р. Казакова. В Приморском крае творили талантливые прозаики Г.Г. Хали-лецкий, В.Т. Кучерявенко, Т.Л. Терешонков. 1956-1958 гг. отмечены притоком молодых писателей в литературные объединения Дальнего Востока, наиболее многочисленным из которых стало Магаданское, преобразованное в 1960 г. в Магаданское отделение Союза писателей.

В 1950-1960-е гг. на Дальнем Востоке работали 14 театров, в том числе в Хабаровске - Краевой театр драмы, Музыкальной комедии, Юного зрителя, во Владивостоке -Юного зрителя, драматический им. М. Горького, кукол, Тихоокеанского военно-морского флота Приморского военного округа (с 1956 г. переведен в г. Советскую Гавань), в Петропавловске-на-Камчатке - Областной драматический театр, в Уссурийске - театр Дальневосточного военного округа (ДВО). Также в регионе действовали Приморская и Хабаровская краевые, Амурская и Сахалинская областные филармонии, ансамбль песни и пляски ДВО, два цирка «Шапито» (во Владивостоке и Хабаровске), цирк в Уссурийске. Представители музыкального искусства работали в симфонических оркестрах Приморского и Хабаровского радио и телевидения. На Дальнем Востоке творили талантливые композиторы: С.Л. Томбак, Ф.М. Садовой, Ю.Я. Владимиров, Н.Н. Менцер, В.А. Румянцев, П.А. Мирский, Г.П. Щербаков. После создания в апреле 1960 г. Союза композиторов РСФСР4 началось формирование его отделений и секций в регионах; его Дальневосточное отделение возглавил Ю.Я. Владимиров, немало сделавший для объединения композиторских сил.

Таким образом, культура на Дальнем Востоке в 1950-1960-х гг. находилась в состоянии поступательного движения вперед, но ее развитие осуществлялось под бдительным оком партии. Отступление творческих работников от партийной линии развития искусства казалось представителям власти опасным. Руководство культурой в СССР осуществлялось через партийные и государственные органы, а также творческие союзы.

После смерти И.В. Сталина в СССР произошли перемены в сфере культуры. В 1954 г. проходили съезды писателей и композиторов, как всесоюзные, так и республиканские. Согласно приказу Министерства культуры СССР от 13 декабря 1954 г., всем театрам предоставлялось право совместной работы с драматургами над созданием пьес5. В апреле 1955 г. состоялся IX съезд Всероссийского театрального общества, до того влачившего жалкое существование и оторванного от творческой деятельности. В том же году в Москве в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина открылась выставка французского искусства, где были представлены работы художников-импрессионистов. При Сталине не только выставка, само упоминание этих художников с положительной интонацией было невозможно. Происходившие в стране изменения послужили толчком «оттепели» первой волны (1953-1955 гг.), оживлению культурной жизни, раскрепощению сознания некоторой части общества. В среде интеллигенции появились надежды на перестройку форм и методов партийно-государственного руководства искусством. Эти чаяния отражались в «письмах во власть», в которых содержались протесты против излишней административной опеки над искусством, связи искусства и политики, заявления о необходимости большей свободы творчества6.

Представители дальневосточной интеллигенции также обращались в государственные органы управления культурой с письмами, но вопросы, затрагиваемые в них, касались проблем материального и кадрового характера. «Приехав в театр в 1955 г., - писал главный режиссер хабаровского Театра музыкальной комедии М. Ве-ризов начальнику Хабаровского управления культуры 30 июня 1955 г., - я застал его в жутком материальном положении. Смена режиссеров и к

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком