научная статья по теме ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА О ДЕТЯХ ВОЙНЫ (1941-1945 ГГ.) К 70-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ И ГОДУ ЛИТЕРАТУРЫ Культура. Культурология

Текст научной статьи на тему «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА О ДЕТЯХ ВОЙНЫ (1941-1945 ГГ.) К 70-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ И ГОДУ ЛИТЕРАТУРЫ»

ИРИНА ТИХОМИРОВА

Художественная лите о детях войны (1941-194

К 70-летию Победы и Году литературы

На тему военного детства, говоря словами Виктора Драгунского, «у нас писано-переписано, читано-перечитано». Но я хочу рассказать о литературе уникальной. Уникальность её состоит в том, что она писалась для детей непосредственно на фронтах боевых действий, по горячим следам событий военного времени.

ЛИТЕРАТУРА ЭТА создавалась писателями, которые своими глазами видели, пережили, или слышали из первых уст, как мужали дети перед лицом войны. Часто авторы — военные корреспонденты — вернувшись с фронтов боевых действий на короткое время, читали свои произведения по радио. Многие печатались в журналах для детей, издаваемых в те годы. Из журналов не переставали выходить в период войны «Костёр», «Мурзилка», «Дружные ребята». Война, увиденная глазами фронтовиков и повёрнутая лицом к детям, — это значительная часть истории советской литературы. В этой истории оставили заметный след такие писатели-классики как В. Каверин, Н. Тихонов, Л. Пантелеев, А. Платонов, Л. Кассиль, М. Зощенко М. Пришвин. Ю. Герман, А. Толстой и многие другие. Мою собственную память о войне, которую я пережила школьницей, они обострили и преумножили силой своего таланта и художественного чутья.

Их произведения — это самобытное явление художественной прозы в детской литературе на военную тему. Если сегодня не познакомить с ними наших детей, то они, скорей всего, никогда их не прочтут. Ведь не все эти произведения вошли в послевоенные литературные сборники для детей. Почему именно сборники? Да потому, что наиболее оперативным в военные годы был жанр рассказа. Объёмные повести и романы о военном детстве появились позднее, часто уже в послевоенное время. Жанр рассказа я и положила в основу составленного мной и готовящегося к изданию методико-библиографического пособия

«Родом из военного детства», адресованного руководителям детского чтения в рамках проекта РШБА «Читающая мама — читающая нация» и снабжённого текстами самих произведений.

Использование жанра рассказа было обусловлено кроме того рядом педагогических соображений. А именно:

• краткостью текста, что для нынешнего мало читающего юного поколения, игнорирующего объёмные произведения, является более предпочтительным;

• удобством для чтения вслух, возможностью в «один присест» прочитать произведение целиком, не дробя его на части и не разрывая во времени;

• возможностью по свежим впечатлениям обсуждать прочитанное, когда яркость образов ещё не угасла и возникшие мысли в ходе чтения вызывают желание поделиться ими;

• качеством литературного материала: краткость рассказа у большого писателя обычно сочетается с ёмкостью содержания и смысла, с особой выразительностью слова.

В силу указанных причин мы выбирали рассказы, вышедшие из-под пера писателей классиков. Каждый их рассказ — это единичный факт в цепочке тысячи фактов на фронте и в тылу, в оккупации и в детских домах, на заводах и в семье, на море и на суше, из которых в сумме составилось целое, называемое «война».

Не только прошлое

Создавая пособие, я преследовала цель отдать дань поколению, которое в детском возрасте пережило или непосредственно участвовало в Великой

X -

Библиотечное ДЪЛО

#01 [235] 2015

Отечественной войне; показать на какой литературе духовно росло это поколение, как выковывался характер, как укреплялась вера в Победу и мобилизовались силы на помощь фронту; в Год литературы познакомить взрослых и детей с именами тех советских писателей-фронтовиков, кто был свидетелем участия детей в борьбе с фашистами, видел их работу в тылу и отразил это в своих произведениях так, что и нынешних детей они способны взволновать.

Как известно, в российской начальной школе нет уроков истории. Сегодняшнее юное поколение обнаруживает плохое знание прошлого своей собственной страны. Сведения о Великой Отечественной войне они получают чаще всего из кинофильмов, в которых не всегда достоверно рисуется картина войны и её участники.

Не всегда убедительными являются и литературные произведения на военную тему, написанные в наши дни. Порой они подгоняются под представления о прошлом, внедряемые средствами массовой информации. Не случайно поэт Николай Майоров, погибший на фронте в 1942 г., словно предчувствуя искажение правды войны в послевоенную эпоху, писал: «Пройдут века, и вам солгут портреты, где нашей жизни ход изображён...» Его, как и многих других, беспокоил вопрос, какими запомнят их «мальчишки новой эпохи», дойдут ли до них подлинные события войны? Собранные мной рассказы для прочтения и разговора с детьми на военную тему, составившие целую книгу, я надеюсь, ответят на этот вопрос положительно.

Для того чтобы первые впечатления о Великой Отечественной войне легли в

основу исторического сознания нынешних детей, мы и дали убедительные в своей подлинности первоисточники к теме «дети и война». Долг сегодняшних взрослых и их детей сохранить верность тем, кто сражался и погибал, добывая победу в жестокой войне, кто спас от фашизма на том витке времени всё человечество.

Приступая к созданию пособия, я в полной мере осознавала неоднородность нынешнего российского общества по отношению к прошедшей войне. Есть немало людей сегодня, кто выступает против «навязывания» героики прошлого. Чувствуя подобное настроение людей, «уставших», как они говорят, от напоминания заслуг ветеранов, поэт Юрий Воронов писал:

А может нам о них забыть? Опять война, опять блокада. Я слышу иногда: не надо, Не надо раны бередить. Ставя так вопрос, поэт сам же ответил на него, и я полностью присоединяюсь к его ответу:

Но даже если это правда, Такая правда — не права! В противовес такой «правде», опровергающей героическое прошлое нашей страны и идею патриотизма, в Москве в конце 2014 г. состоялся молодёжный конвент по этой теме. Итоги его — героизм — это не только тема прошлого, он настоящее и будущее нашего отечества. А героизм, как показала Великая Отечественная война — не имеет возраста. Об этом свидетельствуют цифры награждённых детей и подростков военного времени: 99 из них были удостоены Золотой Звезды Героя, 7 тыс. получили звание Герой Советского Союза. Не случайным является и факт установления 9 декабря в России Днём Героев, который будет отмечаться ежегодно.

В недавней своей статье, опубликованной в «Литературной газете», казахский писатель Б. Канапьянов напомнил читателям прощальную речь прославленного диктора радио Левитана, произнесённую им перед уходом его на пенсию. Вот что он сказал: «За сорок лет работы мне было больно сообщать, что где-то люди всё ещё убивают друг друга, что где-то раздаётся плач ребёнка у тела мёртвой матери, пришлось слышать о многочисленных

жертвах ушедшей войны, о разрушенных городах и сёлах. Прощаясь с вами, я говорю: берегите мир, берегите нашу планету, берегите нашу Землю. Отнеситесь к ней, как к своей матери». Вдобавок он пожелал, чтобы тот, кто будет сообщать последние известия, никогда бы не произносил самого страшного слова на планете — война. Не потому, что её не было в прошлом, а потому, чтобы её не было ни в настоящем, ни в будущем. Даже если бы мы и не хотели произносить этого слова никогда, оно заявляет о себе то тут, то там, и не только в кино, но и в реальности, как оно заявило о себе нынче на Украине, не на словах, а на деле. Под минным обстрелом и разрушительным огнём тяжёлых орудий по сёлам и городам Донбасса рушатся школы, трагически гибнут мирные люди — взрослые и дети.

Но Великая Отечественная война для нашей страны — это не только защита от гибели людей. Это спасение Отечества от уничтожения, которое планировал Гитлер, это и спасение всего человечества от фашизма, посягнувшего на само звание «Человек».

Сегодня, когда «всё меньше и меньше к Большому театру приходит участников прошлой войны», нам особенно важно поддержать у оставшихся их дух, сказать каждому в отдельности и всем вместе «Спасибо» за то, что выстояли, одолели, победили, что дали жизнь последующим и ныне здравствующему поколению. Отдельная благодарность тем, кто был ребёнком в период 1941-1945 годов, но не был безучаст-Е!5

#01[235] 2014 Д .К)

ным к тому, что видел, слышал, испытал.

Они были маленькими, но жили в унисон со своей страной и помогали взрослым приближать победу в меру своих сил. Когда я читаю стихотворение Роберта Рождественского «Баллада о маленьком человеке», её начальные строки: «Жил, да был человек маленький. Когда постучалась в окошко война, автомат ему выдали маленький, сапоги ему выдали маленькие, каску выдали маленькую и маленькую по размерам шинель...», я вижу в лице этого маленького человека не социально забитого, как понимали классики сам термин «маленький человек», а детей войны. Я вижу мальчика Серёжу из рассказа Андрея Платонова «Маленький солдат», Вальку из торпедного катера Аркадия

Первенцева, юного поэта Вову Лебедева из рассказа Валентина Каверина «Русский мальчик», ползающую по телу убитой матери малышку Нину увиденную глазами Алексея Толстого. Передо мной во весь рост встаёт бесстрашная санитарка из рассказа Сергеева-Цен-ского «Хитрая девчонка», самоотверженный Гриша из произведения Юрия Яковлева «Помните Гришу!», как живые проходят безымянный маленький разведчик из рассказа Льва Кассиля «Рассказ об отсутствующем» и Коля Вихров из «Большого сердца» Бориса Лавренёва и многие, многие другие. Я вижу среди них не только маленьких солдат, но и тех, кто не был на фронте, но заменял отцов и братьев, ушедших на фронт, кто стоял у станков, кующих оружие для них, кто вместе с матерями сеял и убирал хлеб на полях, чтобы солдаты были сыты, кто сиротствовал, потеряв родителей под вражеской бомбёжкой, кто помогал партизанам, поддерживал раненых, находящихся в госпиталях, кто вытаскивал их с поля боя, как это делала «Кнопка» из рассказа Каверина. Я вижу и тех, Леночек, Васей, Танюш, что жили

на оккупированных немцами террито--

'^Эйай Д ЛО #01 [235] 2015

риях, детей из блокадного Ленинграда: Таню Савичеву зримо воссозданную Юрием Яковлевым, Маринку Леонида Пантелеева, Мишку Юрия Германа, девочку Маришу из рассказа Ка

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком