КУЛЬТУРА, ЛИТЕРАТУРА, ИСКУССТВО
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭССЕИСТИКИ ВАН МЭНА
А.С. ТРУНОВА
Аспирантка Институт востоковедения РАН
Ключевые слова: китайская литература, «Сон в красном тереме», Ван Мэн, эссеистика
Китайский классический роман «Сон в красном тереме» был написан в середине XVII в.; принято считать, что его автором был Цао Сюэцинь (1724-1764). Это выдающееся произведение - одна из важнейших вех в истории китайской прозы, признанный шедевр не только китайской, но и мировой литературы1.
Книга «"Сон в красном тереме": Записки откровения» (далее - «Записки откровения»), впервые опубликованная в 1991 г., -это объёмный труд китайского писателя и литературоведа Ван Мэна, посвящённый анализу данного романа. Рассматривая роман с точки зрения его места в системе мировой литературы, он изучает «Сон в красном тереме» неотрывно от контекста традиционной китайской культуры и феодального общества, в эпоху которого он был создан: Ван Мэн пишет о проблеме брака, о китайском ритуале и порождаемом им лицемерии, о религии и её месте в феодальном обществе, т.е. о тех проблемах, которые Цао Сюэ-цинь затронул в своём произведении.
Реалии, изображаемые Цао Сюэцинем, Ван Мэн примеряет к современному контексту, проводя иногда довольно неожиданные параллели с современной реальностью, с политическими и социальными явлениями ХХ-ХХ1 вв. Неоднократно встречаются параллели с темой «культурной революции» и трудового перевоспитания. Так, давая оценку сложному характеру главного героя
романа - Баоюя, Ван Мэн с долей сарказма отмечает, что трудовое перевоспитание в деревне выбило бы из него «самодурство».
«Сон в красном тереме» - нравоописательный роман о клане Цзя, живущем по строгим конфуцианским традициям. Напомним читателям содержание этого эпического произведения.
Основные события романа разворачиваются в двух столичных домах-усадьбах - Нинго и Жунго, связанных родственными узами с самим императором. Семья постепенно приходит в упадок как в материальном, так и в моральном отношении, и, в конце концов, разоряется. В доме Жун-го живёт юноша Цзя Баоюй, вокруг которого в значительной степени выстроен сюжет. Он выделяется среди остальных членов семьи своим необычным мировоззрением и странным поведением, чем часто навлекает на себя гнев отца. В финале романа Бао-юй, который в будущем должен был стать главой дома, сделать карьеру и прославить род, уходит из дома и становится монахом.
В романе подробно описываются быт и досуг богатой маньчжурской семьи. В нём насчитывается около 500 персонажей -представителей разных сословий. Как у главных, так и у второстепенных героев имеется своя предыстория, что создаёт широкую картину быта большой семьи. Цао Сюэцинь выступает новатором своего времени, показывая в романе «жизнь женских покоев», раскрывая такую проблему, как место женщины в семье, а также
открыто провозглашая, что она во многом превосходит мужчину. Роман «Сон в красном тереме» интересен нашим современникам глубоким философским подтекс-том2.
ВАН МЭН О «СНЕ В КРАСНОМ ТЕРЕМЕ»
Наступление 1990-х гг. в китайской эссеистике характеризуется усилением субъективного художественного начала. Эссеисты всё чаще стали обращаться к культуре и философии. Многие писатели, такие как Ван Мэн или Лю Синьу, совмещают литературное творчество с исследовательской деятельностью.
Русский читатель знает Ван Мэна, в основном, как автора сюжетной прозы малой и крупной форм3. Но много его произведений написано и в жанре эссе. Некоторые из них посвящены роману «Сон в красном тереме»: «Многогранно ли время» ("Шиц-зянь ши дочундэ ма"), «Читая "Сон в красном тереме"», «"Сон в красном тереме": Записки откровения» ("Хунлоу циши лу").
Жанр «Записок откровения» Д.Н.Воскресенский определил как исследовательское, или «интеллектуальное» эссе4. Подобные произведения - далеко не новое явление в мировой литературе. Наиболее близки по форме объёмные эссе-исследования Марге-рит Юрсенар о Мисиме («Миси-ма, или Врата в пустоту») и Владимира Набокова о Гоголе («Николай Гоголь»).
В «Записках откровения»
проявляются современные тенденции развития эссеистического жанра: Ван Мэн придаёт большое значение изучению художественных особенностей «Сна в красном тереме», при этом рассматривает его в контексте мировой литературы. Попутно он рассуждает о жизни, о классической литературе и её традициях, о литературном творчестве и творческих методах, о писательском труде.
Книга состоит из двух частей: первая выстроена в форме комментариев, а вторая - в форме статей.
В первой части - «Тщательное чтение» ("Си ду"), анализируя и толкуя содержание романа, автор придерживается хронологической последовательности глав романа. Данная часть построена в виде заметок, делаемых читателем по ходу чтения романа. Они включают соображения по поводу содержания и структуры романа, а также собственные эмоции, мысли, философские рассуждения, навеянные чтением данного произведения.
Вторая часть - «Условно говоря» ("Хо шо") представляет собой осмысление прочитанного, это приведённые в логический порядок мысли, изложенные в первой части, поэтому здесь часто повторяются те рассуждения, которые изложены в разделе «Тщательное чтение».
Такая структура расставляет акценты и даёт возможность проследить идеи, более всего волнующие Ван Мэна.
ЛИТЕРАТУРОВЕД, ФИЛОСОФ И ХУДОЖНИК
Как литературоведа Ван Мэна интересует, в частности, проблема временной путаницы в романе «Сон в красном тереме». Повествование в романе выстроено линейно, но, помимо отсутствия точной датировки, хронология имеет много неточностей и несоответствий. По поводу возможных причин Ван Мэн высказывает своё мнение как литературоведа: намеренное внесение путаницы показывает, что автору важны не эпоха, а то, что находится за пределами временных рамок - некие всеобщие и универсальные
явления. Но всё же значительную часть этой статьи занимает анализ с позиций художника художественного эффекта, производимого временной путаницей. Интересно, что время в романе представляется Ван Мэну не линейным, каким оно обычно бывает в семейных романах-хрониках, а обширной бесконечной плоскостью, на которой разбросаны эпизоды.
Ван Мэна увлекают философские идеи «Сна в красном тереме», в частности - уникальные философские воззрения Баоюя на жизнь и смерть, которые писатель определяет как естественные, «до-даосско-буддийские»5, сопоставляя с традиционными религиозно-философскими системами Китая. Напомним, что главный герой «Сна в красном тереме» юноша Цзя Баоюй надеется на бесследное исчезновение после смерти, что не имеет ничего общего с традиционными представлениями о смерти в феодальном Китае (большое значение придавалось тому, чтобы не уйти бесследно, чтобы оставить после себя имя, титул и продолжить род).
По мнению Ван Мэна, столь оригинальные философские мировоззрения принадлежат самому автору «Сна в красном тереме» Цао Сюэциню, который выразил их устами Баоюя. Писатель неоднократно говорит о прямой автобиографичности образа Бао-юя: «[...] Можно сказать, что сам Цао Сюэцинь - это главный, истинный Баоюй, великий Баоюй. Из всех персонажей «Сна в красном тереме» Баоюй больше всех наделён оттенком автобиографичности [...] Молодой Цао Сюэ-цинь - это в значительной степени и есть прототип Цзя Баоюя»6.
Идея автобиографичности и отождествление главного героя с автором - одна из давних традиций исследования «Сна в красном тереме», на определённом этапе изучения романа существовала тенденция считать его полностью автобиографическим. Стремление писателя объяснить те или иные явления фактами из биографии мы наблюдаем и в эссе европейских авторов, однако они не склонны отождествлять
писателей с героями, поэтому в данном случае можно сказать, что Ван Мэн продолжает национальную традицию в изучении «Сна в красном тереме».
Ван Мэна восхищает новаторский подход Цао Сюэциня к изображению социальных и философских проблем, свежий и оригинальный взгляд на традиционные темы, новизну художественных методов. Ценность романа «Сон в красном тереме» Ван Мэн видит в том, что это первое в истории китайской прозы целиком авторское произведение, наполненное переживаниями.
Он отмечает, что Цао Сюэ-цинь первым преодолел обычай изображать мужчину как центр вселенной, а женщину - как игрушку мужчины. Изображение чувств между Баоюем и его двоюродной сестрой Линь Дайюй представляет собой совершенно новое понимание любви в условиях феодального Китая. Их любовь изображается реалистично, и её признаки и проявления приближены к современному пониманию. Ван Мэн отмечает, что Цао Сюэцинь сочувствует этой любви, но не идеализирует её, а изображает такой, какая она есть, с муками ревности, с взаимным непониманием и обидами.
Писатель отмечает универсальность тем и литературных явлений, на которых выстроен классический роман «Сон в красном тереме». Эту универсальность Ван Мэн объясняет с философской точки зрения: дело не в принадлежности того или иного литературного приёма к определённому литературному направлению, а в том, что всё искусство, в т.ч. и литература - это порождение космоса. Они не выдуманы кем-то конкретно, а представляют собой трансцендентальное явление, которое открывается одарённому писателю в виде откровения.
В понимании Ван Мэна «Сон в красном тереме» - во многом новаторское произведение, написанное не по традиционным литературным канонам Китая, а по неким универсальным для мировой литературы законам. Тем не менее, Ван Мэн не отрицает, что роман принадлежит своему вре-
68 АЗИЯ И АФРИКА сегодня № 9 • 2015
мени и раскрывает, только под совершенно новым углом, быт и проблемы традиционного общества. Сам писатель неоднократно высказывался о важности сохранения национального духа в искусстве. Таким гармоничным сочетанием ценен для писателя роман «Сон в красном тереме».
НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИЛИ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ?
Язык и стилистика «Записок откровения» представляют особый интерес.
Наряду с литературоведческими терминами Ван Мэн в своём исследовательском эссе использует образный язык, придающий «Запискам откровения» эмоциональную окраску: восклицательные предложения,
Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.