научная статья по теме ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РЫНОК И ГРАНИЦЫ ИСКУССТВА Комплексные проблемы общественных наук

Текст научной статьи на тему «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РЫНОК И ГРАНИЦЫ ИСКУССТВА»

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

2015 • № 4

КУЛЬТУРА

К.Б. СОКОЛОВ, Ю.В. ОСОКИН

Художественный рынок и границы искусства

Авторы статьи рассматривают положение дел на рынке современного изобразительного искусства, отмечая, что в настоящее время этот рынок превратился в масштабную индустрию по производству и продвижению объектов актуального искусства. Ценность этих предметов стала определяться исключительно коммерческими факторами, которые, с точки зрения эстетики или мастерства, часто вообще не имеют отношения к качеству представленной работы. В результате артрынок наводнен всякого рода реди-мейдами, коллажами, объектами в стиле поп-арт и прочими имитациями изобразительного искусства. Такая ситуация во многом связана с кризисом современного искусствознания, оказавшегося не в состоянии предложить научные критерии определения сущностных черт художественного творчества. Науку вытеснили маркетинг и логистика. Однако предшествующая история художественной практики, служащей основой для определения природы искусства и его философии, позволяет надеяться, что наука об искусстве все-таки сумеет определить, по крайней мере в общих чертах, границы художественного творчества применительно к реалиям нашего времени.

Ключевые слова: художественный рынок, актуальное искусство, арткритика, пиар, критерии художественности, кризис искусствознания.

Художественный рынок - это не просто оборот соответствующих ценностей пос-редствам купли-продажи, а явление гораздо более сложное, тесно связанное с остальными субъектами художественных коммуникаций, в рамках которых происходит продвижение художника на артрынок. И все же главная функция рынка - торговля произведениями искусства. Говоря словами Б. Гройса, "нет никакого смысла производить искусство, если его не выставлять и не продавать: достаточно тогда внутреннего созерцания. Искусство ориентировано на создание ценностей и на их сбыт" [Гройс 1991, с. 3].

Первые аукционные дома стали зарождаться еще во второй половине XVIII в. в Лондоне, где возникли действующие поныне аукционы "Сотбис" (1744 г.) и "Кристис" (1766 г.). А в середине XIX в. в Европе сформировалась новая система художественного рынка. Ее составили дилеры или маршаны - торговцы произведениями искусства,

Соколов Константин Борисович - доктор философских наук, заведующий сектором социологии искусства Государственного института искусствознания. Адрес: 125000, Козицкий пер., д. 5. Москва. E-mail: kb-sokolov@mail.ru.

О соки н Юрий Васильевич - доктор философских наук, главный научный сотрудник сектора социологии искусства Государственного института искусствознания. Адрес: 125000, Козицкий пер., д. 5. Москва. E-mail: osokin.cias@mail.ru.

распродажи и аукционы, галереи и выставки, рекламные мероприятия, издание специальных журналов и каталогов. В данную систему вошли и сообщества экспертов, оценщиков, музейные специалисты, художественные критики, собиратели коллекций. Кроме давно знакомого и освоенного акта купли-продажи, стала формироваться целая система продвижения товара к потребителю - маркетинг.

Ныне общепризнанные центры мирового художественного рынка - Лондон, Нью-Йорк и Токио. Причем на долю Великобритании и США приходится 73% всех мировых продаж художественных ценностей. В настоящее время крупнейшие аукционные дома контролируют до 60% мирового рынка искусства, который стал интернациональным: в 2007 г. 30% покупателей составили американцы, 50% - жители Европы, Великобритании и России и 20% - Ближнего Востока, Латинской Америки и Китая [Томпсон 2009]. В орбиту артрынка втягиваются территории, когда-то находившиеся на его периферии - Бразилия, Индия, Китай, Мексика, Объединенные Арабские Эмираты. Международные ярмарки появляются на всех континентах.

Годовой оборот мирового артрынка достигает нескольких сотен миллиардов долларов США, в нем заняты сотни тысяч людей. Торговля картинами считается стабильным, доходным и престижным бизнесом, а вложения средств в этот сектор рынка - надежными. Цены на нем давно уже стали исчисляться десятками, сотнями тысяч и даже миллионами долларов, а объем средств, истраченных на произведения искусства, неуклонно растет [Кутейникова 2009].

На смену истинным знатокам искусства времен французского коллекционера П. Дюран-Рюэля пришли спекулянты, хорошо ориентирующиеся в конъюнктуре и в совершенстве владеющие системой подготовки рынка к необходимому товару. Эту систему называют "промоушн" - неологизм, означающий содействие распространению, продаже, продвижению, сбыту товара потребителю, творческому успеху.

Галеристов потеснили кураторы: это уже не просто продавцы, а менеджеры по маркетингу. "Профессия куратора сделалась куда более важной для искусства, нежели работа художника, - подобно тому, как деятельность генерального менеджера нефтяной компании важнее для бизнеса, чем труд рабочего, стоящего у помпы" [Кантор 2007]. Все это вызвало существенные изменения в художественной среде. Агрессивное продвижение современного искусства на рынок потребовало устранения конкурентов. Социальная функция академий художеств, организующих и регламентирующих художественную жизнь в стране, вытесняется системой галерей, где приобретаются и продаются лишь те артефакты, что могут принести прибыль торговцу. Атаке подверглась и вся академическая система преподавания рисования. С начала XX в. для успеха уже не требовался совершенный, выполненный по всем канонам мастерства рисунок. На его место пришли идеи "самовыражения художника" и, говоря словами художественного критика Г. Рида, смены "имитативного" искусства "интерпретативным" (см.: [Дубова 2010]).

Важную роль среди субъектов рынка играют также художественные музеи государственные и частные. Приобретая произведение художника, они возвышают его имя, повышают рейтинг его произведений, а следовательно, и их стоимость. Попав в музей, произведение автоматически становится работой более значимого масштаба.

Галерея вкладывается в производство художественных работ, в их раскрутку, в публикации, в каталоги, она вывозит художника на ярмарки, оплачивает транспортные расходы, аренду выставочных мест, принимает на себя финансовые риски в случае, если выставленные работы не продадутся [Рудьев 2009]. На этой колоссальной "фабрике купли-продажи" понятие "произведение" все чаще заменяется термином "проект". Это - сложносоставной продукт: объединенные усилия галереи, рекламы, куратора, художника, правда, труд последнего занимает в нем довольно скромное место [Кантор 2007]. Хотя процессы коммерциализации и охватили практически всю сферу

искусства, наибольшему давлению рынка оказалось подвержено изобразительное искусство, так как при его продаже легче включить рыночные механизмы.

В конечном счете, искусство приобрело статус самостоятельной сферы капиталовложения, наряду с акциями, недвижимостью и прочим. С 2004 г. в него инвестируется 2 млн долл. ежемесячно. По некоторым оценкам, в ближайшие десять лет на художественный рынок выплеснется 10 млрд долл. [Пирошка 2011]. Эти прогнозы близки к истине: оборот мирового артрынка в 2014 г. достиг 6,4 млрд долл. А количество лотов в топ-сегменте (дороже 1 млн долл.) превысило 1140 работ, из которых 83 ушли больше, чем за 10 млн долл. каждый [Мировой...].

Итак, в настоящее время в искусство вкладывают деньги так же, как в недвижимость или банковские акции. Когда произведение искусства стало аналогом пакета акций, изменились и представления о том, что считается настоящим искусством, которое многим хотелось бы иметь исключительно для своего духовного потребления (см. подробнее [Карпов 2004]). Это приводит к искажению подлинного смысла искусства и его трактовки как коммерческой потребительской сферы, одного из секторов экономики. В данных обстоятельствах единственным критерием оценки искусства становится его потребительская, обменная стоимость, "конвертируемость" [Сушкова-Ирина 2010].

Для современной эпохи подобная ситуация становится все более очевидной. Действительно, на нынешнем рынке искусство стало исключительно инструментом извлечения прибыли. Оно вынуждено ориентироваться одновременно и на массовые вкусы, и на предпочтения меценатов. Но вкусы большинства сегодня активно формируются сферой бизнеса, а вкусы новых меценатов - полуообразованных мыльных, нефтяных и иных "королей" даже отдаленно не напоминают вкусов Гая Цильния Мецената -друга императора Августа в Древнем Риме, чье имя в культуре стало нарицательным. Реализацией произведений искусства, их тиражированием и доведением до публики занимаются представители сферы "продвижения" продукта - крупные бизнесмены, политики, топ-менеджеры крупных компаний, продюсеры и работники артшоу бизнеса. Они играют главную роль в формировании содержания и образно-смыслового наполнения художественного произведения, пользуясь при этом не только механизмами жесткой манипуляции, но и практиками "мягких форм" [Сушкова-Ирина 2010]. Данный процесс вовсе не безобиден, так как в результате происходит распад традиционных языковых систем - жанры искусства утрачивают свои конкретные очертания. Культурные, этические, эстетические, художественные границы размываются, а то и вовсе исчезают.

Ценообразование на рынке искусства долгое время оставалось загадкой для экономистов. Если на большинство экономических благ оно строится прежде всего, исходя из затрат, то предметы изобразительного искусства - исключение из этого правила. Их стоимость практически не связана с затратами на создание (скажем, краски, холст и время, потраченное на работу). Когда работа оценивается с точки зрения ее стоимости, принимается во внимание множество других факторов, в числе которых имя и репутация художника, список аукционов, история ее продаж, конъюнктура и мода [Гобозова 2009]. И когда артефакт выходит на рынок, ему присваивается определенная цена, которая формируется критериями, многие из которых даже не имеют отношения к качеству проделанной работы с точки зрения эстетики или мастерства художника.

Здесь теряют силу и такие элементарные экономические законы, как законы спроса и предложения. Например, картина в галерее може

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком