научная статья по теме И.А. ГАРЦЕВ. СКАНДИНАВСКИЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ МИССИИ В ИСТОРИИ ХРИСТИАНСКОГО МИССИОНЕРСТВА XVIII - НАЧАЛА XX ВЕКА. АРХАНГЕЛЬСК, 2002 История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «И.А. ГАРЦЕВ. СКАНДИНАВСКИЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ МИССИИ В ИСТОРИИ ХРИСТИАНСКОГО МИССИОНЕРСТВА XVIII - НАЧАЛА XX ВЕКА. АРХАНГЕЛЬСК, 2002»

зультате которой она оказалась за "железным занавесом"» (с. 13-14).

В рецензируемой книге в значительной мере преодолеваются некоторые стереотипы и штампы, сложившиеся в отечественной и зарубежной историографии при освещении истории советской науки, на новой источниковой основе и новой их интерпретации существенно дифференцируются представления о специфике организационных форм советской науки, взаимоотношениях научного сообщества с государством на разных этапах его развития, стратификации сообщества, степени проник-

новения политико-идеологической риторики в разные отрасли знания. Все это делает книгу интересной широкому кругу читателей, интересующихся отечественной историей, и прежде всего научной интеллигенции.

В.И. Оноприенко, доктор философских наук, профессор, заведующий отделом методологии и социологии науки Центра исследований научно-технического потенциала и истории науки HAH Украины, Киев

И.А. Гарцев. СКАНДИНАВСКИЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ МИССИИ В ИСТОРИИ ХРИСТИАНСКОГО МИССИОНЕРСТВА XVIII - НАЧАЛА XX века. Архангельск: Поморский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 2002, 179 с.

Многоплановая и сложная проблема миссионерства в ХУШ-Х1Х вв., включая роль миссий в распространении Евангелия и западных христианских ценностей, в становлении самостоятельных христианских церквей в странах Африки, Азии и Латинской Америки, в зарождении экуменического движения, положение женщин в миссионерских предприятиях, новое значение миссий в эпоху глобализации, постоянно обсуждается на страницах религиозных изданий и является предметом современного исследовательского интереса историков, религиоведов, этнографов.

В отечественной историографии последних десятилетий проблемам западного миссионерства уделялось не слишком большое внимание1. Поэтому появление книги И.А. Гарцева встречено специалистами с большим интересом. Автор ставит вопрос о месте и роли скандинавского миссионерства в мировом миссионерском движении и пытается найти объяснение своеобразной ситуации, когда страны с относительно незначительным экономическим, финансовым и особенно людским потенциалом смогли занять видное место в миссионерском движении. Книга состоит из пяти глав и приложений, в которых в графической форме представлен масштаб деятельности датских, норвежских и шведских миссионерских обществ в сравнении с протестантскими обществами других стран в начале XX в.

Исследование И.А. Гарцева построено на солидной источниковой базе, включающей как опубликованные, так и неопубликованные материалы и документы, хранящиеся в государственных архивах Норвегии и Дании, университетской библиотеке Осло, некоторых региональных архивах, например города Тромсё (Норвегия). Среди них различные правительственные (королевские) распоряжения, касаю-

1 Исключение, может быть, составляет вышедшая небольшим тиражом книга "Проблемы экуменизма и миссионерской практики. Сб. научных трудов". Отв. ред. Г.С. Остапенко. М., 1996.

щиеся всех сторон деятельности миссий государственных церквей, архивы собственно различных миссионерских организаций и приходские фонды как официальных церквей, так и свободных общин, материалы национальных съездов и общескандинавских лютеранских миссионерских конференций, личные архивы известных миссионеров. Автором широко использована международная и особенно скандинавская литература по миссионерству, мемуары, обширная периодика, в том числе и российская церковная периодика XIX в.

Ценность работы заключается во всестороннем рассмотрении автором миссионерской практики трех скандинавских стран - Норвегии, Дании и Швеции, что дало ему возможность провести сравнительный анализ этой деятельности и рассмотреть особенности регионального взаимодействия и становление организационных форм сотрудничества скандинавских миссионерских обществ.

И.А.Гарцев определил три периода в истории миссий, подчеркнув при этом, что между ними не было каких-либо четких границ: королевские миссии (XVIII в.), становление миссионерского движения (первая половина XIX в.) и организационное оформление миссионерского плюрализма (вторая половина XIX - начало XX в.). В то же время автор выделил период 1870-1890-е годы XIX в. - начало XX в. как время активизации миссионерского движения скандинавских стран, не случайно совпавшее с эпохой возникновения новых религиозных течений и создания свободноцерковного движения, состоявшего частью из общин, возникших под англо-американским религиозным влиянием, а частью из общин, появившихся в результате неудовлетворенности групп верующих недостаточным, по их мнению, вниманием государственных церквей к своим миссионерским задачам. Комплексное исследование общескандинавского миссионерского движения осуществлено автором на фоне религиозной жизни Скандинавии, окрашенной в этот период противостоянием государственных церквей и свободных общин.

Среди исследователей истории скандинавского миссионерства нет единого мнения по поводу определения времени его начала. Это связано с трактовкой сущности миссионерства и понятий "внутренняя" и "внешняя" миссия. Первые скандинавские протестантские миссии - начиная с XVI в. - организовывались и патронировались королевской властью и имели целью христианизацию саамского населения Лапландии. Периодом становления широкого миссионерского движения в Скандинавии стала первая половина XIX в., причем существенное влияние на активизацию здесь миссионерских процессов оказывали влиятельные представители англо-американских и германских религиозных течений.

Многочисленные документальные источники позволили И.А. Гарцеву проследить процесс становления миссионерских организаций Норвегии, Дании и Швеции, определить этапы организационного оформления скандинавского миссионерского движения в целом, произошедшего уже во второй половине XIX в. При этом автором принимались во внимание конфессиональная принадлежность миссионерских обществ, их географические и этнические приоритеты в процессе практической работы, принципы организационного построения, степень участия в интернациональном миссионерском движении и т.д. Главным отличием многочисленных миссионерских организаций оставалось их взаимоотношение с государственными церквами (с. 29).

Автор обращает внимание на то, что миссионерские общества, основанные неортодоксальными евангелическими течениями, отличались большим демократизмом: в них допускались к миссионерской работе проповедники-миряне, а нередко и женщины, они в большей мере уделяли внимание образовательным и социальным направлениям работы, чем проблемам евангелизации местного населения.

Значительные разделы книги И.А. Гарцева посвящены структуре миссионерских обществ, источникам финансового обеспечения их деятельности, вопросам подготовки миссионеров, значению миссионерских периодических изданий как источников информации и средств формирования общественного интереса к проблеме зарубежного миссионерства.

И.А. Гарцев обстоятельно исследовал географическую направленность миссий Дании, Норвегии и Швеции, основные усилия которых были сосредоточены в африканских странах, Индии и Китае. Общим для скандинавских миссий, по наблюдению исследователя, было, во-первых, то, что все они отдавали предпочтение организации своих станций в сельской местности и, во-вторых, регионы их деятельности очень редко пересекались.

В книге приводятся десятки имен подлинных подвижников, для которых миссия была воплощением христианских заповедей и делом всей жизни. Многие из них погибали в дороге от тропических болезней, немало их умерло вскоре после возвращения домой. Например, только с 1882 по 1900 г. из 80 шведских миссионеров, работавших в Конго, скончались от болезней 48 (с. 84).

Большое внимание автор уделил процессу национального и регионального (общескандинавского) миссионерского сотрудничества, рассматривая его как характерную особенность движения в конце XIX - начале XX в., завершившегося в 1922 г. созданием Миссионерского совета Северных стран.

Не меньший интерес представляют разделы монографии, в которых анализируются направления деятельности скандинавских религиозных миссий: евангелическое, образовательно-просветительское и медицинско-социальное, на практике не существовавшие по отдельности, а дополнявшие друг друга. Вывод, к которому пришел автор, состоит в том, что евангелизация местного населения на африканском и азиатском континентах, бывшая на первом плане на ранних этапах работы миссий, сохранялась и к концу рассматриваемого в монографии периода. Но в последние десятилетия XIX - начале XX в. первостепенное значение приобрели образовательные и медицинские аспекты деятельности, что подтверждается и составом миссий, где евангелистов и проповедников в это время было не более 30%. Смещение акцентов в сторону так называемого социального христианства происходило в условиях ожесточенных дискуссий в скандинавских церковных кругах. Следует заметить, что эта тенденция -преобладание гуманитарных задач по сравнению с сугубо религиозными - сохранялась в дальнейшем на протяжении всего XX в.

Другой важной темой, проходящей сквозь все исследование, является роль женщин в практической работе миссий. Первыми миссионерами в собственном смысле могли стать только мужчины. Участие женщин в зарубежных экспедициях ограничивалась и становилось возможным только для жен миссионеров и сестер милосердия. Но уже в первой половине XIX в. ситуация изменилась: женщины стали играть важную роль в миссионерских предприятиях, хотя до 1870-х годов они еще не принимали самостоятельного участия в жизни миссий. Но к концу XIX в. женщины уже численно преобладали в составе некоторых шведских и норвежских миссий. Повышение роли женщин было связано с изменением характера деятельности миссий в последние десятилетия XIX в. и отражало, кроме того, общий процесс демократизации и расширение социальной базы миссионерского движения.

В заключительных разделах книги И.А. Гарцев попытался дать оценку роли и места скандинавских организаций в мировом миссионерском движении накануне первой мировой войны. Скандинавские протестантские миссии были значительно малочислен-нее и беднее протестантс

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком