научная статья по теме И. А. Ильин о социализации личности Философия

Текст научной статьи на тему «И. А. Ильин о социализации личности»

В.В. ВАВИЛИН соискатель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военно-технического университета Министерства обороны РФ*

И.А. Ильин о социализации личности

Философское творчество И.А. Ильина пришлось на «эпоху великой духовной смуты». Мыслитель был убежден, что основной причиной, приведшей к такому финалу, был кризис духовной культуры, кризис религиозности и нравственности людей. Утрата духовности породила социальные потрясения и привела к еще большей «духовной слепоте» и «нравственной ожесточённости». Выход из сложившейся ситуации он видел в социализации личности как способе ее обновления, способе создания гармоничного человека будущего.

Для этого, полагал И.А. Ильин, необходимо вернуться к истокам русского самосознания, русской культуры. «Мы должны по-новому -духовно и религиозно осмыслить всю историю русской культуры... И когда западные народы ставят под вопрос, почему же мы так непоколебимо уверены в грядущем возрождении и восстановлении России, то мы отвечаем: потому что мы знаем историю России, которой вы не знаете, и живем ее духом, который вам чужд и недоступен. .История свидетельствует, что на такие испытания и потрясения народы отвечают возвращением к своей духовной субстанции, восстановлением своего духовного акта, новым рассветом своих сил. Так будет и с русским народом»'.

Дело философа он видел в расчистке пути нравственного самосовершенствования, обеспечении человеку постижения самоочевидности, т.е. истины, в которой растворяется вся душа исследователя.

Под социализацией И.А. Ильин понимал «душевно-духовное делание» личности, представляющее собой взаимосвязь морального и правового компонентов, способную разрешить противоречия между естественным неравенством и духовным равенством людей.

Данное определение нуждается в некоторых уточнениях. Во-первых, понятия «моральный» и «правовой» понимались философом предельно широко - моральный часто возводился до уровня религиозного, а правовой нередко трактовался через правосознание как социальный. Во-вторых, «душевно-духовное делание» рассматривалось как практика морально-правового опыта, основанная на сочетании моральных и правовых норм. В-третьих, анализируя естественное

Вавилин Владимир Вячеславович, е-таП: vavilin_vladimir@mail.ru

1 Ильин И.А. Почему мы верим в Россию // Ильин И.А. Для русских. Избранное. Смоленск, 1995, с. 272-275.

неравенство людей, философ делал упор на правовой компонент при сохранении морального, а при исследовании духовного равенства он преимущество отдавал компоненту моральному при опоре на правовой.

Осмыслению морального компонента социализации личности И.А. Ильин посвятил работу «О сопротивлении злу силою». Мыслитель анализировал взаимосвязь двух парных категорий: «добро» и «зло», «душевное» и «духовное», а также производных от них. Таким образом он стремился преодолеть «наивность все уравновешивающей, отвлеченной морали»2.

Зло, полагал философ, не пустое слово, не отвлеченное понятие, не результат субъективной возможности, а «прежде всего душевная склонность человека, присущая каждому из нас, как бы некоторое живущее в нас страстное тяготение к разнузданию зверя, тяготение, всегда стремящееся к расширению своей власти и к полноте захвата. Встречая отказы и запреты, наталкиваясь на стойкие пересечения, поддерживающие духовные и моральные грани личного и общественного бытия, оно стремится просочиться сквозь эти препоны, усыпить бдительность совести и правосознания, ослабить силу стыда и отвращения, принять приемлемое обличие, и если возможно, то расшатать и разложить эти живые грани, эти зиждущие формы личного духа...»3.

Область существования добра и зла - это, по мнению философа, внутренний мир человека, область не его тела, а душевно-духовного мира. Любое внешнее воздействие необходимо рассматривать сквозь призму душевно-духовного состояния человека, через наличие или отсутствие двух определяющих признаков - любви и одухотворения. Добро определяется И.А. Ильиным как «одухотворенная любовь», а зло рассматривается как «противодуховная вражда». Добро есть свободная, осознанная духовная и любовная направленность человека к Богу («живое тождество»). Зло же представляет собой антипод добра и состоит в отвращении от божественного. Необходима «моральная обязанность борьбы со злом», причем не столько со злом в его внешних проявлениях, сколько со злой волей, укоренившейся в человеческих душах. Отказ от сопротивления злу означал бы «принятие зла: допущение его в себя и предоставление ему свободы, объема и власти»4.

Отказ от борьбы со злом начинается с уверения, что зло не так уж и плохо и обладает рядом положительных моментов. Это убаюкивает, успокаивает, ведет к угасанию сопротивления и самооправданию зла. Душа начинает верить в то, что черное - это белое и т.д. Душа сама становится черною, восхваляет зло, получая от этого наслаждение. Чем

2 Ильин И.А. О сопротивлении злу силою // Ильин И.А. Для русских. Избранное, с. 277.

3 Ильин И.А. Указ. соч., с. 279-280.

4 Там же, с. 278-279.

бесхарактернее и беспринципнее человек, тем естественнее для него несопротивление злу.

Содержание понятий «дух» и «душа» И.А. Ильин рассматривает в работах «Философия и жизнь», «Духовный смысл войны» и др.

Дух - это особое состояние души, сознательно устремленной к высшему благу, к тому значительному, что есть в душе человека. Путь духовного обновления основан на познании сущности человеческого бытия, определении глубинных ценностных ориентиров, необходимых для понимания смысла жизни. Человек лишь тогда духовен, когда активно и осознанно стремится к Богу, подходит к жизни с меркой божественности, запечатленной в истине, добре, красоте, правде. Смысл жизни каждого человека в нем самом и в то же время в особом сверхличностном, божественном начале. Это значит, что человек должен жить, сосредотачиваясь на предмете своего духовного опыта, вжиться в него, стать одержимым им.

Осмыслению правового компонента социализации личности И.А. Ильин посвятил работы «Общее учение о праве и государстве» и «Сущность правосознания». Будучи представителем школы «естественного права», философ стремится к гармонизации взаимоотношений между моралью и правом. Право должно соответствовать «естеству» человека как духовно-культурного существа и предписывать ему такие правовые нормы поведения, которые голос совести ободрил как нравственные и справедливые. Естественное право способно обеспечить реализацию главного права личности -человеческого достоинства, понимаемого главным образом как достоинство духовное.

И.А. Ильин полагал, что гармоничное сочетание морального и правового компонентов в процессе «душевно-духовного делания» обеспечит успех процессу социализации личности. «Чувство стыда, чувство долга, живые порывы совести и правосознания, . любовь к Богу и родине», - отмечал он, есть основа «живой духовности», создающая в человеке «те духовные необходимости и невозможности, которым сознание придает форму убеждений, а бессознательное форму благородного характера».5

«И вот эти духовные необходимости поступать «так-то» и невозможности поступать «иначе» - сообщают единство и определенность личному бытию; они слагают некий духовный уклад, как бы костяк личного духа, поддерживающий его строение, его форменное бытие, сообщающий ему его мощь и державу. Размягчение этого духовного костяка, распадение этого духовного уклада означало бы духовный конец личности, превращение ее в жертву дурных страстей и внешних воздействий»6.

5 Ильин И.А. Указ. соч., с. 280

6 Там же.

Таким образом, социализацию личности И.А. Ильин рассматривал как синтез морально-религиозного и правового компонентов, как способ разрешения противоречия между естественным неравенством и духовным равенством людей.

Вавилин В.В. И.А. Ильин о социализации личности. В статье реконструируются общие контуры видения И.А.Ильиным процесса социализации личности как нравственно-правового способа разрешения противоречия между естественным неравенством и духовным равенством людей посредством «духовно-душевного делания».

Ключевые слова: социализация, личность, мораль, право.

Vavilin V.V. I.A. Ilyin on individual socialization. This article focuses on Ivan Ilyin's view of individual socialization as moral and legal means to resolve the contradiction between natural inequality and spiritual equality per «soul-spirit action».

Key words: socialization, personality, law, morality.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком