научная статья по теме IANUS MEDIUS (ДЕНЕЖНАЯ БИРЖА НА РИМСКОМ ФОРУМЕ В I В. ДО Н.Э. - I В. Н.Э.) История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «IANUS MEDIUS (ДЕНЕЖНАЯ БИРЖА НА РИМСКОМ ФОРУМЕ В I В. ДО Н.Э. - I В. Н.Э.)»

SARMATIA, THE SARMATIANS AND THE NORTH PONTIC AREA

Valentina I. Mordvintseva

On the world map compiled by Marcus Vipsanius Agrippa in the 1st century BC the territory earlier known as Scythia was designated as Sarmatia. Since both peoples were practically the same from the point of view of the Greeks and Romans, the question arises why one ethnonym was substituted for the other. The name of Sarmatia appeared within an external narrative tradition, and the observer from the outside could have chosen the name of the most active part of the Barbarian population dealing with the Greco-Roman civilization as eponym of this region. It is most probable that the term "Sarmatians" was used to designate an elite group acting as a subject of international politics. This conclusion finds some implicit corroboration in the written and epigraphic sources.

Keywords: Sarmatians, North Pontic Area, political elite, ethnotoponym, archaeological culture.

Crimean branch of the Institute of Archaeology, Simferopol, Crimea

v_mordvintseva@mail.ru

© 2015 г. Вестник древней истории

2015, № 1, 135-144

М. Н. Сайко

IANUS MEDIUS (ДЕНЕЖНАЯ БИРЖА НА РИМСКОМ ФОРУМЕ

в I в. до н.э. - I в. н.э.)

В статье сделана попытка уточнить местонахождение денежной биржи на Римском форуме, которая там функционировала в эпоху Поздней республики и Ранней империи. Из источников известно, что эта биржа располагалась рядом с оградой храма Кастора, неподалеку от «священного колодца» (Puteal Libonis) и арки среднего Януса (Ianus medius). Если расположение первых двух не вызывает сомнения у исследователей, то относительно месторасположения Ianus medius в работах отдельных исследователей высказываются различные, часто взаимоисключающие точки зрения. В статье на основе анализа письменных источников определяется точное местонахождение Ianus medius и, соответственно, денежной биржи.

Ключевые слова: денежная биржа, римские банкиры, Ianus medius, храм Кастора, Римский форум.

Кредитно-банковской деятельностью в древнем Риме занимались несколько категорий предпринимателей. Среди них стоит отметить так называемых «процентщиков» (feneratores), специализировавшихся на предоставлении займов под процент, а также владельцев обменных контор, которые, помимо обмена денег, выполняли все основные банковские операции. В Риме их называли аргента-

Сайко Михаил Николаевич - кандидат исторических наук, доцент кафедры государственной службы, истории и политологии Буковинского государственного финансово-экономического университета.

риями (argentarii), менсариями (mensarii) и нуммулариями (nummularii)1. В самом Городе конторы этих банкиров издавна были сосредоточены на форуме. Среди основных объектов, связанных с деятельностью банкиров, исследователи отмечают tabernae, небольшие лавки, в которых работали владельцы обменных контор. Табер-ны, расположенные в северной части форума, называли «новыми» (tabernae novae), те же, которые находились в южной его части, именовали «старыми» (tabernae veteres). Со II в. до н.э. банкиры стали действовать и в базиликах - помещениях, предназначенных для проведения судебных заседаний по гражданским делам. Среди них отметим самые большие: базилику Эмилия (basilica Aemilia), которую иногда называли базиликой Павла (в честь эдила Луция Эмилия Павла, перестроившего ее в 54 г. до н. э.), и базилику Юлия (basilica Iulia), строительство которой было завершено Августом. Базилики располагались почти строго одна напротив другой: базилика Юлия - на южной стороне форума; базилика Эмилия - на северной2.

Кроме таберн и базилик на форуме были и другие объекты, также связанные с деятельностью банкиров. В частности, многие исследователи упоминают о денежной бирже, где собирались деловые люди Рима3. Однако в вопросе о точном местонахождении этой биржи на форуме еще не сложилось единого мнения. Мы также попробовали внести свою лепту в решение этого вопроса, опубликовав статью о размещении обменных контор и деловых центров в Городе4. Но некоторые выводы той статьи требуют существенных уточнений, и это обстоятельство побудило к дальнейшему исследованию поставленной проблемы.

Для того чтобы определить местонахождение упомянутой денежной биржи, в нашей статье проанализированы замечания античных авторов о различных объектах на форуме, упоминаемых в связи с деятельностью банкиров. Среди важнейших источников отметим произведения историков (Аппиана, Тита Ливия, Светония), поэтов (Горация, Овидия, Ювенала, Персия), Плавта, Сенеки Младшего, философские произведения и речи Цицерона, схолии к Горацию Помпония Порфириона и Псевдо-Акрона, а также надписи.

Из замечания Сенеки в трактате «О стойкости мудреца» известно, что деловые люди осуществляли какие-то финансовые сделки возле храма Кастора5. Речь идет об известном храме Диоскуров (Кастора и Поллукса), который обычно называли просто храмом Кастора6. Храм Кастора находился в юго-восточной части форума, рядом с базиликой Юлия, от которой его отделяла Этрусская улица (vicus Tuscus)7.

Еще одно упоминание об этом храме находим в речи Цицерона в защиту Квинк-ция. Дело в том, что Публий Квинкций должен был уплатить доставшийся ему по наследству от брата Гая Квинкция долг детям его покойного кредитора Публия Скапулы. Однако вследствие изменения долгового законодательства и возникшей в связи с этим разницы в курсе8 сумму долга нельзя было определить по долговым

1 Сайко 2008, 47-59.

2 Сайко 2013, 53-54.

3 Andreau 1987; 1999; Burchett 1918; Dennison 1908; DeWitt 1926; Jordan 1885; Kraut 1826; Marquardt 1884; Streuber 1857; Verboven 2006; 2008; Смирнов 1909.

4 Сайко 2013, 51-58.

5 Sen. Dial. 2. 13. 4: qui ad Castoris negotiantur.

6 Suet. Iul. 10: geminis fratribus aedes in foro constituta tantum Castoris vocaretur.

7 Смирнов 1909, 82.

8 Описываемые события происходили в 84 г. до н.э., однако двумя годами раньше был принят закон Луция Валерия Флакка (lex Valeria de aere alieno), в соответствии с которым должникам было разрешено погашать долги вместо серебра медью. Это фактически уменьшало сумму долга на 75%.

книгам9, поэтому судье Гаю Аквилию нужно надо было сходить к храму Кастора, чтобы посоветоваться и уточнить сумму долга10. Этот эпизод нельзя интерпретировать иначе, как то, что рядом с храмом Кастора функционировала денежная биржа, на которой можно было не только найти кредит, но и навести справки о платежеспособности клиента, и посоветоваться со знатоками финансового дела.

Эта денежная биржа располагалась неподалеку от храма Кастора не случайно. Рядом с храмом находилась базилика Юлия, в которой работали банкиры, а раньше на этом месте была базилика Семпрония и «старые таберны» аргентариев. Плавт упомянул об аргентариях, располагавшихся также и за храмом Кастора (Plaut. Cure. 481). Их таберны располагались отдельной группой, которую не относили ни к «новым», ни к «старым»11. Присутствие аргентариев за храмом подтверждается и надписями. Одна из них посвящена вольноотпущеннику Марку Канулею12, другая - Луцию Кандиду13, оба аргентарии за храмом Кастора.

Храм Кастора имел прочные и вместительные подвалы, запиравшиеся бронзовыми дверями и предназначавшиеся для хранения ценностей14. Известно, что в императорскую эпоху в храме сберегался фиск15. Упоминание об этом находим в 14-й сатире Ювенала16. О том, что в храме хранились деньги фиска, свидетельствуют также надписи с упоминанием чиновников финансового ведомства, найденные в районе храма. Так, в одной из надписей упомянут Гай Юлий Басс, императорский актор (actor) в храме Кастора17, в другой - вольноотпущенник Тит Флавий Марциал, императорский прокуратор в храме Кастора18. В храме Кастора хранили деньги и частные лица. Заметим, что использование храмов с их надежными подземельями для хранения денег не было чем-то новым для Рима. Напомним, что в республиканском, а потом и в императорском Риме, эрарий помещался в храме Сатурна. Тот же Ювенал отметил, что храм Кастора стал использоваться в качестве депозитария после того, как был ограблен храм Марса Мстителя, который первоначально служил для этой цели19.

По мнению К.М. Смирнова, в храме Кастора хранили деньги все банкиры фо-рума20, поскольку они не могли держать значительных сумм ни в табернах, ни в базиликах и тем более не могли оставлять там деньги на ночь.

Еще одним объектом на форуме, связанным с деятельностью банкиров, был так называемый «священный колодец» (puteal) - специально огражденное место, куда некогда попала молния. Такой колодец на старом форуме называли «Путеал Либона» (Puteal Libonis), в честь городского претора 80 г. до н.э. Луция Скрибо-ния Либона, который его построил (или перестроил). В источниках можно найти

9 Записи о займах делались в приходо-расходных книгах (tabulae accepti et expensi): кредитор вносил запись в графе «расходы», заемщик - в графе «доходы». При возвращении долга производилась противоположная операция.

10 Cic. Quinct. IV. 17: ad Castoris quaesisses, quantum solveretur.

11 Streuber 1857, 91.

12 CIL. VI. 363: M. Canuleus M. L. Philonicus argentar. post aeden Castoris.

13 CIL. VI. 9177: L. Candidus Evelpistus argentarius pos. aed. Cast...

14 Jordan 1885, 373.

15 Смирнов 1909, 82.

16 Iuv. Sat. 14. 260: fiscus et ad vigilem ponendi Castora nummi.

17 CIL. VI. 8688: C. Iullio Basso Aemiliano actori Caesaris ad Castorem.

18 CIL. VI. 8689: T. Fl. Aug. lib. Martial. Proc. Aug. аd Castor.

19 Iuv. Sat. 14. 261-262: ex quo Mars Ultor galeam quoque perdidit et res non potuit servare suas.

20 Смирнов 1909, 82.

упоминания о Путеале как о месте встречи деловых людей. Так, о ростовщиках, столпившихся возле Путеала, говорил Цицерон в речи «За Сестия»21. Название «Путеал» встречается также в сатирах Горация22 и Персия23. О Путеале Либона на форуме как месте, пребывание на котором можно доверить лишь трезвому разуму, вспомнил Гораций в послании Меценату24.

В нашем распоряжении есть материалы, позволяющие точнее определить местоположение упомянутого Путеала. По мнению схолиастов, он находился рядом с трибуналом претора. Об этом упомянули в комментариях к посланию Горация к Меценату как По

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком

Пoхожие научные работыпо теме «История. Исторические науки»