научная статья по теме Идеалистический монизм как методологический принцип исследования сознания Науковедение

Текст научной статьи на тему «Идеалистический монизм как методологический принцип исследования сознания»

Философские науки Онтология и теория познания

Павлова Е.Д., кандидат философских наук, докторант Российского государственного гуманитарного университета

ИДЕАЛИСТИЧЕСКИЙ МОНИЗМ КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП ИССЛЕДОВАНИЯ СОЗНАНИЯ

В данной статье предпринимается попытка анализа идеалистической традиции в философии сознания, считающей, как известно, основой сущего идеальное начало, творческую активность Духа. Идеалистический монизм в его различных формах характерен для философии Сократа и Платона, полагавших основой субъективного особый мир идей и нравственно-эстетических понятий; идеалистический монизм в объяснении сознания человека представлен преимущественно работами философов классического периода Шеллинга и Гегеля, считавших единой основой бытия абсолютную идею, результатом развития которой, ее «инобытием», является весь материальный и духовный мир. Особое значение тема сознания приобрела в Новое время, когда Р. Декарт поставил возможность объяснения внешнего мира в зависимость от познающего сознания. Человек был объявлен началом и причиной всего, что с ним случается в мире. Человек своей деятельностью творит мир, следовательно, по мысли Декарта, акт «я мыслю» и есть основание существования человека и мира. Во всем можно сомневаться, но нельзя сомневаться в том, что я мыслю, значит - существую. Поэтому сознание представляется как некий сосуд, в котором уже содержатся идеи и образцы того, с чем предстоит столкнуться в мире. Такое учение было названо идеализмом.

Сознание человека, с т. зр. Декарта это единственная реальность, позволяющая внести в хаотичность мира определенный порядок, поэтому оно должно быть самодостаточной, не зависящей от внешних обстоятельств субстанцией. В дальнейшем немецкая классическая философия представила блестящий образец рассмотрения сознания человека через призму его творческой активности. И. Кант провозгласил принцип автономии сознания по отношению к миру. Активность сознания заключается в познавательной деятельности человека и его стремлении выйти за рамки мира явлений - в сферу вещей самих по себе. По выражению В. Соловьева, Кант, подобно Копернику, показал, что Земля эмпирической реальности как зависимая планета вращается вокруг идеального Солнца - познающего сознания. Диссертанту представляется, что такой «коперниканский переворот» был первым и потому очень трудным шагом в исследовании истинной природы сознания человека.

В дальнейшем Г. Гегель в «Феноменологии духа» раскрыл социальные и исторические основы человеческого сознания. По мнению Гегеля, сознание человека развивается только благодаря его предметно-практической деятельности. Труд рассматривается Гегелем как двуединый процесс. С одной стороны, труд сковывает дух человека и происходит его отчуждение в труде или опредмечивание духа, с другой, - труд развивает и возвеличивает человека над природой. Человек в ходе трудовой деятельности создает новый социокультурный мир. Гегелевская концепция сознания оказала большое влияние на дальнейшее развитие идеалистического монизма в философии сознания. Если западная философская традиция связывала сознание человека в большей степени с теоретическим знанием о мире, то русские религиозные философы рассматривали его сквозь призму проблем морали и самой жизни. Трудность изучения сознания, по мнению С.А. Аскольдова, заключается в том, что оно использует для самопознания те же средства, что применяет и для исследования объективного мира. Сознание, по мнению русского философа, - это не только мышление, но, прежде всего, воля, переживание, чувства. В этом представители русской религиозной философии противостояли

позитивистской традиции, которая получила в то время широкое распространение. Человек -это не обыденный предмет познания, а особый мир, в котором действуют весьма специфические законы. Сознание, по мнению диссертанта, может рассматриваться только в контексте всех других качеств и атрибутов человека. Такая тотальность в изучении человеческого бытия стала характерной чертой русской философии. Уже в начале нынешнего века философия сознания испытывала потребность именно в такой методологической позиции, которая не отрывает сознание от реальности.

Анализ ключевых этапов становления идеалистической традиции изучения сознания позволяет нам сформулировать ее характерные черты.

Во-первых, долгое время тема сознания была связана непосредственно с основными проблемами гносеологии. Возможно ли получение объективного знания о мире и человеке? Этот вопрос, сформулированный в античности, рефреном проходит через всю последующую историю развития философии. В классический период надежды на адекватное видение мира мыслители связывают с познавательными возможностями сознания человека. Отсюда и огромный интерес в рамках идеалистической философии к изучению сознания.

Во-вторых, сознание в рамках идеалистического монизма - это не только атрибут человека, но и своеобразное онтологическое доказательство его существования. Такая специфика философской рефлексии определила и столь высокую оценку роли сознания по сравнению с другими характеристиками человека. Осознавать, мыслить - означает быть, существовать, отличаться от других предметов. Человеческое сознание - это не только возможность рационально объяснять действительность, но и выходить за ее рамки и создавать новые идеальные миры, которые обладают весьма специфическими свойствами. В-третьих, идеалистическая философия выявила важную сторону человеческого сознания - его законодательную функцию по отношению к миру.

Идеалистический монизм в качестве методологического принципа исследования сознания сохраняет свою актуальность и в настоящее время. Но по сравнению с классическим периодом он дополнен новыми открытиями, сделанными за последнее время в различных областях знания о человеке. На взгляд автора, эвристический потенциал данного направления в рамках философии сознания еще не исчерпан.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком