научная статья по теме ИДЕИ И ПРАКТИКИ СОЛИДАРНОСТИ В ДОБРОВОЛЬЧЕСКОМ ДВИЖЕНИИ Социология

Текст научной статьи на тему «ИДЕИ И ПРАКТИКИ СОЛИДАРНОСТИ В ДОБРОВОЛЬЧЕСКОМ ДВИЖЕНИИ»

© 2013 г. С.Г. КЛИМОВА

ИДЕИ И ПРАКТИКИ СОЛИДАРНОСТИ В ДОБРОВОЛЬЧЕСКОМ ДВИЖЕНИИ

КЛИМОВА Светлана Гавриловна - кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник Института социологии РАН (E-mail: sgklimova@mail.ru).

Аннотация. Рассматриваются идеи и практики солидарности в добровольческом движении. Предлагаются критерии различения внутренней и внешней солидарности в зависимости от механизмов формирования сообщества и особенностей его функционирования.

Ключевые слова: солидарность • добровольческое движение • мотивы общественного участия • идентичность • ресурсы

Солидарность в добровольческом движении. Исследования показали, что мотивация добровольческой деятельности сложна и далеко не всегда включает альтруистические мотивы, связанные с осознанием ценности солидарности с сообществом, на благо которого направлены действия добровольца [Халий, 2007: 74; Лебедев, 2008: 214-221]. В некоторых ситуациях в сообществе могут доминировать конкурентные отношения, когда ресурсы, получаемые в результате участия, являются объективно ограниченными (например, при участии в престижных мероприятиях типа Олимпиады). Иногда добровольцы могут вступать в контакты лишь с организаторами деятельности1.

Заметим, что мотивы солидарности и солидарные практики в сообществе - далеко не всеобщие феномены. Поэтому важно выяснить, как, при каких условиях они становятся ценностью для людей - это, на наш взгляд, представляет предмет особого анализа, который ранее не проводился.

Еще более сложен анализ солидарности добровольцев с людьми, которые становятся предметом их попечения, и теми, кто может помогать либо мешать добровольческому сообществу в его деятельности, и прежде всего чиновниками. Можно ли говорить о солидарности по отношению к этим субъектам? Наверное, для добровольца может быть в некотором смысле "своим", скажем, сообщество бомжей. Но это какое-то особое отношение "свойства", например, выражаемое словами "они тоже люди"; "христианская душа", и пр. Понимание особенностей солидарного сознания и

1 Опрос проходил в Волгограде, Екатеринбурге, Казани, Москве, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Омске, Ростове-на-Дону, Самаре, Санкт-Петербурге. Данные массового опроса, проведенного в апреле 2012 г. среди жителей десяти городов - миллионников в возрасте от 18 до 60 лет (1500 человек) в рамках проекта "Ресурс добровольческого движения авангардных групп для российской модернизации", который реализовывался Фондом "Общественное мнение" (ФОМ);

Интервью были проведены в Волгограде, Екатеринбурге, Казани, Москве, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге. Интервью с лидерами общественных организаций (15 интервью), которые проводились в апреле - мае 2012 года;

Фокус-группы были проведены в Екатеринбурге, Казани, Москве, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге. Материалы фокус-групп, проведенных с активистами добровольческих групп, организаций, ассоциаций в апреле 2012 г. в рамках реализации проекта (7 фокус-групп).

механизмов создания на его основе сообществ поможет формированию идеологии добровольчества.

В нашей стране долгое время слово "солидарность" было одним из самых употребимых в идеологическом контексте, но в отечественном обществоведении это понятие практически не разработано. Потребность в ее осмыслении появилась тогда, когда в новой России возникли процессы самоорганизации2.

Понятие "солидарность" рассматривается в двух аспектах. Во-первых, как феномен сознания, основанный на самоидентификации индивида с некоторой общностью. При этом для индивида эта общность является не просто объектом его идентификационного выбора; он воспринимает ее в качестве реального субъекта социальной жизни, чья судьба и чьи действия тесно связаны с его собственной. Такая связь для человека очевидна, и поэтому индивид делегирует "своей" общности долю ответственности за себя и готов принять долю ответственности за других. Во-вторых, как процесс групповой динамики, характеризующийся появлением сообществ, участники которых осознают собственную субъектность, имеют общие интересы и способны предпринять организованные коллективные действия для их реализации, принимают на себя ответственность за группу или более широкое сообщество и делегируют каждому своему члену долю ответственности за общее дело [Солидаризация..., 1998: 11-12; Климова, 2006: 294-295].

В социальной философии и социологии существует и другая традиция - рассматривать солидарность как мировоззрение и практики, учитывающие и согласовывающие интересы входящих в сообщество индивидов и групп. Такое понимание не обязательно предполагает идентификацию (чувство "мы") с некоторым сообществом, имеющим более или менее четкие границы в виде национальности или принадлежности к какой-нибудь партии, например, так, как в женском или рабочем движении.

От Дюркгейма идёт другое понимание солидарности - как морального явления. Эта традиция была близка российским социальным философам. В частности, С. Франк писал: "Общественная жизнь есть необходимое и имманентное выражение глубочайшего онтологического всеединства, лежащего в основе человеческого бытия..." [Франк, 1992: 53]. В русле этой традиции актуален поиск ответа на вопрос: как в обществе возможен учет и согласование интересов входящих в него индивидов и групп. Эту линию развивает, в частности, и П. Штомпка. Он пишет, что мораль предполагает нормативность, обязательность определенного отношения к другим людям; такого отношения, которое может считаться оправданным, порядочным, достойным. Только моральная связь между людьми может сделать прочной ткань общества. Моральная связь - это доверие, лояльность (обязательство не нарушать доверие других), солидарность [Штомпка, 2005: 195-196]. Солидарность Штомпка определяет как заботу об интересах других и готовность предпринять какие-то действия для их защиты.

П. Штомпка считает патологическими (угрожающими здоровью социальной ткани) такие представления людей, которые ослабляют моральные связи. Он находит три признака такой патологии: А) культура цинизма. Это антитеза доверию: недоверие, подозрительность, приписывание другим низменных мотивов; Б) культура манипуляций как антитеза лояльности. Это использование доверия других, мошенничество, обман; В) культура безразличия как антитеза солидарности. Это заинтересованность только в своих делах, эгоизм, равнодушие к страданиям других людей [Штомпка, 2005: 197].

Недостаточным основанием для солидарности является идентичность (чувство "мы"). Идентифицировать себя с сообществом и иметь с ним общие интересы не всегда означает быть солидарным с ним. Например, мамы больных детей вполне идентифицируют себя с этим статусом; у них есть общий интерес - чтобы в стране существова-

2 Автор участвовал в одном из первых исследований на эту тему в новой России. См. [Солидаризация., 1998]

2 Социологические исследования, № 6 33

ли условия лечения для детей, но в повседневных практиках они часто оказываются в конкурентной ситуации.

Человек может идентифицировать себя со многими сообществами, солидарен же он с теми, за кого чувствует ответственность, которая выступает в роли "каркаса" и критерия солидарности.

Солидарность в добровольческом движении может иметь две формы. Одну - основанную на "первичной связи" (Ч. Кули), идентичности, чувстве "мы" с другими участниками деятельности. Другую, имеющую широкое моральное пространство, основанное на "вторичной" связи - с малознакомыми или вовсе незнакомыми людьми. Это могут быть группы людей, выбранные добровольцем или его общественной организацией в качестве объекта попечения и ответственности; партнеры по деятельности; помощники - институционализированные и нет.

Программные документы международного движения добровольцев выделяют четыре типа волонтерской деятельности, которые определяют более или менее широкое социальное пространство, где действуют добровольцы. 1) Взаимопомощь (взаимовыручка), которая широко распространена как в традиционных, так и в индустриальных странах. Условием её получения или оказания является принадлежность к некоему "мы" по тому или иному основанию (религия, место жительства, национальность, одна и та же проблема, например, алкоголизм); 2) Филантропия или помощь другим членам общества. Люди помогают своей коммуне, посещая престарелых, обучая языку беженцев и т.д., что не включает социальную группу, к которой они сами принадлежат; 3) Участие в кампаниях в защиту социальной справедливости. Эта активность базируется на желании людей осуществить какие-то социальные изменения: защита окружающей среды, равные возможности для людей с физическими недостатками, международная кампания по запрету использования мин. Здесь объект попечения и ответственности - все жители какой-то местности или страны, либо всё человечество; 4) Участие в самоуправлении. Люди участвуют в самоуправлении в качестве членов различных групп, комитетов и государственных консультативных органов. Этот тип деятельности присутствует во всех странах, но особенно развит в тех, где существуют многолетние традиции самоуправления. Это различение введено, по всей вероятности, потому что здесь добровольцы берут на себя функцию, которой нет в предыдущих типах - создание правил жизни для какой-то локальной общности.

Эта типология вряд ли пригодна для систематического анализа, но здесь фиксируется добровольческая деятельность как локальность либо универсальность той общности, которая становится объектом попечения. Кроме того, присутствуют и такие критерии солидарности как выбор и ответственность, но они недостаточно осознаны и сформулированы как проблемы этого движения.

Светская добровольческая деятельность в нашей стране существует вне разработанной и широко разделяемой этики такой деятельности, предполагающей базовый постулат солидарности. Это превращает волонтерскую работу либо в разновидность предпринимательства, либо в политическую деятельность, ориентированную на индивидуальные карьерные интересы. И то, и другое может быть социально одобряемым, но не может называться добровольчеством.

В своём исследовании мы

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком