научная статья по теме ИДЕНТИЧНОСТЬ И Я Философия

Текст научной статьи на тему «ИДЕНТИЧНОСТЬ И Я»

Идентичность и Я

Е. О. ТРУФАНОВА

Мы исходим из идеи, что в современной философии понятие Я имеет три основных плана: эпистемологический (Я как центр познания), психологический (Я как самость) и социальный (Я как саморепрезентация). Если эпистемологическое Я не вызывает существенных затруднений в смысле идентификации (мы не сомневаемся, кому мы приписываем наше познание - познаю именно Я), то в психологическом и социальном планах проблема идентификации и идентичности является одной из важнейших, особенно в условиях современного общества, мы можем и должны говорить о множественном Я, состоящем из различных Я-образов. Таким образом, идентификация понимается нами как процесс определения индивидом самого себя, процесс построения идентичности. В процессе идентификации мы приписываем себе те или иные Я-образы.

Индивидуальная идентичность - отношение человека к самому себе, становление которого происходит прежде всего в ходе социального взаимодействия. В структуре идентичности принято выделять два уровня - индивидуальный и социальный. Индивидуальный уровень - это набор персональных характеристик, делающих данного индивида уникальным, социальный уровень связан с идентификацией индивида с нормами и ожиданиями социальной среды, в которую он погружен. Эти два уровня тесно взаимосвязаны, так как представления человека о самом себе возникают в результате формирующего влияния на него общественных установлений. Собственные нормы индивида могут не совпадать с нормами и ролями, которые он принимает в ходе социальных интеракций. Для формирования устойчивой идентичности необходимо достижение определенного баланса индивидуального и социального уровней. В зависимости от основания идентификации можно говорит о различных типах социальной идентичности: профессиональной, этнической, региональной, политической и т.д.

Сам термин "идентичность" входил в науку постепенно. 3. Фрейд пишет о "перцептивной идентичности"1. К. Ясперс в своей знаменитой докторской диссертации "Общая психопатология"2 описывает идентичность как один из четырех формальных признаков сознания Я: сознание собственной идентичности, что означает: я остаюсь тем, кем был всегда. Как пример нарушенного осознания собственной идентичности во времени Ясперс приводит больных шизофренией, которые утверждают о своей жизни до

1 Фрейд 3. Толкование сновидений. СПб., 2006.

2 Ясперс К. Общая психопатология. М., 1997.

© Труфанова Е.О., 2008 г.

начала заболевания, что это были не они сами, а кто-то другой. В современном понимании термин "идентичность" вводится в психологию, философию, а затем и другие науки эго-психологом Э. Эриксоном3 и получает широкое распространение в 60-е годы XX в. Эриксон оперирует понятием психосоциальной идентичности, которую он определяет как "чувство непрерывной самотождественности", которое базируется на принятии личностью целостного образа своего Я в единстве с ее многообразными социальными связями. Представитель символического интеракционизма Ч. Кули4 подчеркивает важность социального фактора, говорит о том, что Я-концепция человека формируется исходя из того, что о нем думают другие люди.

Психоаналитик Ж. Лакан5 возражает против возможности того, что субъективность может быть сведена к единому Я. Он считает, что человек никогда не тождествен какому-либо своему атрибуту, и его Я никогда не может быть определено, поскольку всегда находится в поисках самого себя. Это происходит по причине того, что в основе психики лежит бессознательное, которое всеми силами препятствует процедуре обретения личностью стабильной Я-идентичности. Лакановская концепция представляет человека не как целостный неделимый субъект, а как фрагментированную, разорванную сущность. Однако нам представляется, что эта фрагментированность идентичности не является разрушительной, она лишь подтверждает наличие множества Я-образов, тогда как идентичность представляет собой чувство последовательности психической жизни индивида и связанности Я-образов в структуре человеческого Я.

Множественное Я и кризис идентичности

Эриксон утверждает, что Я стремится к целостности, однако эта целостность может быть нарушена в результате "кризиса идентичности". Впервые это понятие было употреблено во время Второй мировой войны в клинике реабилитации ветеранов на горе Сион, где со страдавшими так называемыми "военными неврозами" американскими моряками-подводниками работали психиатры разных направлений. Попав в экстремальные условия войны, утверждает он, эти пациенты потеряли чувство тождества личности и непрерывности времени. Они утратили контроль над собой, осуществлявшийся и поддерживавшийся силами "эго". Эриксон сначала дал этому явлению название "потеря эго-идентичности". Затем подобные нарушения были замечены у раздираемых противоречиями молодых людей, бунтарей, пытавшихся противопоставить себя обществу. Появляется еще одно название "смешение идентичности". Однако когда речь шла о постановке диагноза для этих молодых пациентов, стало очевидным, что их состояние являлось скорее острым, временным кризисом, а не окончательным срывом, преодолеть который невозможно. Возникло понятие собственно "кризиса идентичности", которое Эриксон предлагает считать нормальным явлением для определенного этапа развития индивида. Эриксон также разделяет кризисы идентичности на "патологические" и "возрастные". Возрастные являются своего рода нормальным переходным периодом, патологические связаны с определенными психическими потрясениями. Также Эриксон подчеркивает неразрывную связь индивидуальных кризисов идентичности человека с историческими и социальными кризисами, происходящими в обществе. Говоря о "возрастных кризисах идентичности", Эриксон выделяет некоторую особенность в отношении современной молодежи, которая хорошо знакома с самим собственно понятием "кризиса идентичности" и подчеркивает его наличие у себя. То, что раньше считалось латентным, теперь выставляется напоказ и

3 Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

4 Cooley C.H. Human Nature and the Social Order. N.Y., 1922.

5 Лакан Я. Стадия зеркала и ее роль в формировании функции Я в том виде, в каком она предстает нам в психоаналитическом опыте // Семинары. Книга 2. "Я" в теории Фрейда и в технике психоанализа. М., 1999.

всячески обсуждается. Молодые люди склонны к формированию негативной идентичности, стремятся быть полностью противоположными тому, какими их хочет видеть общество. Негативную идентичность Эриксон определяет как попытку овладеть ситуацией, когда позитивная идентичность не может быть установлена из-за того, что ее различные элементы подавляют друг друга. Она основывается на тех идентификациях и ролях, которые на критических стадиях развития представлялись людям наиболее опасными или нежелательными, но в то же время наиболее реальными.

О кризисах идентичности писали многие авторы. В частности, Н. Дензин6 говорит об "эпифаниях" - кризисных моментах, "поворотных пунктах" в жизни человека, после которых он становится иным. О сущности и причинах кризисов идентичности подробно повествует статья немецкого исследователя В. Хесле7. Он различает Я-субъ-ект и Я-объект как Я (the I) и самость (the Self) и утверждает, что проблема кризиса идентичности сводится к проблеме идентификации Я и самости. У человека присутствует нормативный образ своей самости, т.е. то, какой она должна быть по его представлению. В самость включается наша память. Собственно кризис идентичности возникает, когда Я отвергает самость. Признание самому себе в том, что ты не можешь дальше идентифицироваться со своей самостью - важный шаг в преодолении кризиса. Однако, с другой стороны, некоторые люди не способны плодотворно преодолеть кризис идентичности, поэтому лучше не вмешиваться, не подогревать их внутренний конфликт, иначе это может привести к психологической катастрофе.

Хесле предлагает интересный обзор причин кризисов идентичности. Кризис идентичности может вызываться изменением тела и невозможностью с ним примириться (например, в период полового взросления), потерей памяти8 (поскольку Я многое не помнит о своей самости, нарушается их взаимопонимание), осознанием своей временности и страхом смерти, существованием неверных описательных и нормативных образов своей самости, разочарованием в привычных моральных нормах и прочих идеалах. Самый глубокий и безысходный кризис, отмечает Хесле, происходит, когда человек теряет веру в наличие каких-либо моральных норм и ценностей вообще, ведь в таком случае человек не может даже признать наличие у себя кризиса - так как кризис означает некое отклонение, некую ошибку, а там, где нет никаких норм и абсолютных истин, там не может быть и отклонений с ошибками. Одной из наиболее распространенных причин кризиса является конфликт между Я и "социальным" Я (Me), то, как я представляю себя и то, как меня представляют другие, может не совпадать и вызывать у меня неудовлетворенность и вследствие этого - кризис. Также кризис возникает при столкновении с более сильным, более талантливым, великим человеком, если тот попирает принятые ценности и устои. К кризису приводит также разочарование в человеке, которого ты любил и уважал, когда он предает тебя.

Хесле утверждает, что преодоление кризисов идентичности является своего рода залогом для прогресса индивидов и институтов (в случае кризисов коллективной идентичности). Однако для здорового преодоления кризиса необходимо не полностью отрицать свою самость, а лишь частично. Формируемая в ходе преодоления кризиса новая идентичность не является совершенно новой, полностью отрицающей старую, но является своего рода реформированной старой идентичностью. Одной из важнейших основ идентичности является наличие круга близких людей, которые всегда будут готовы видеть и узнавать в человеке его Я, считая его более или менее постоянным, неизменным. Наличие людей, которые день за днем узнают меня, уже является доказа-

6 Denzin N.K. Interpretive Interactionism. Newbury Park, 1989.

7 Хесле В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности // Вопросы философии. 1994. № 10.

8 Потеря памяти, отмечает

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком