научная статья по теме Идентификация российских верующих: социокультурный аспект (по результатам измерения религиозности) Философия

Текст научной статьи на тему «Идентификация российских верующих: социокультурный аспект (по результатам измерения религиозности)»

Е.М. МЧЕДЛОВА доктор социологических наук, старший научный сотрудник отдела социологии религии Института социально-политических исследований РАН *

Идентификация российских верующих: социокультурный аспект

(по результатам измерения религиозности)

Культура в современном российском обществе - весьма лакомый кусок для исследования, включая различные ее составляющие. Здесь хотелось бы сделать упор на изучении такой категории населения со своей специфической культурой, как верующие. Это позволяет рассматривать их в качестве своеобразного культурного пласта или анклава, и вот почему: религия, в том числе, конечно, и религиозная культура - это часть общественной, общемировой культуры, а различные группы верующих (скажем, в конфессиональном плане) - ее носители. Но она во многом специфична, отличается от иных видов общечеловеческой культуры. Отличаются и ее атрибутика, и ее памятники, и святыни.

В настоящее время здесь произошли определенные изменения, в основном под влиянием социально-политических реалий. Мы считаем, что достижения науки, конкретное научное знание также сыграли свою роль. Произошли подобные изменения и в индивидуальном, и в массовом сознании и поведении верующих, что наложило отпечаток на их сегодняшнюю культуру. Одновременно верующие являются и социальной группой: ведь религия не только присутствует в мировоззрении, но и играет немаловажную роль в общественной активности. Хотя они такие же члены общества, их жизненная позиция имеет отличительные черты, но может и не отличаться от аналогичной позиции других социальных групп. Главным образом ввиду того, что основой их мировоззрения является вера (т.е. что-то эфемерное), а не конкретное знание.

В своем анализе мы будем опираться на проведенное нами в 2010-2012 гг. социологическое исследование религиозности населения, охватившее практически всю Россию, осуществленное при поддержке РГНФ.

Религия как часть культуры оказывает определенное влияние на общество и общественные процессы, но больше все-таки на сознание - как массовое, так и индивидуальное. Это церковь как гражданский институт иногда способна повлиять на какой-нибудь политический процесс. Вместе с тем верующие именно в качестве своего рода социальной группы, несмотря на свои убеждения и мироощущение, проявляют и гражданскую позицию, принимают активное участие в общественной и политической жизни страны (например, в избирательных кампаниях, различных митингах, демонстрациях, протестных акциях; обращаются в суды и другие инстанции). Для того, чтобы понять происходящее, мы считаем необходимым провести процесс идентификации верующих - кто они такие, чем живут и дышат.

Судя по данным всероссийского социологического исследования, среди опрошенных (а таковых 2201 человек, они представляют 33 региона) истинно верующих оказалось примерно две трети (около 66%), большинство из которых - более 71% в разных регионах - православные. Значит, по распространенности среди религиозных направлений на первом месте стоит именно православие. Безусловно, верующие данной группы несут с собой православную культуру, которая основана прежде всего на религиозных традициях и ценностях, имеющих подчас и мировое значение. Здесь речь идет о моральности, достоинстве человека, высокой нравственности, космополитизме и при этом патриотичности, лояльности (толерантности) по отношению к приверженцам других вероисповеданий, других национальностей, других взглядов, других культур, ответственности, главенствующим образом моральной. Вместе с тем религиозная культура, в том числе православная, в некоторой степени все же опирается и на общую культуру с ее традиционными ценностями, памятниками и традициями, включая цивилизационные достижения.

Другие религиозные направления представлены в значительно меньшей степени. К таковым относятся: ислам (мировая религия) - до 5%, христианские ответвления: католицизм - до 1,5%, протестантизм - до 1%. Остальные (такие, как язычество, старообрядчество, иудаизм) - намного менее 1%.

Один из ярких показателей - непосредственно сама вера в Бога, которую, согласно мнениям, Бог и дает. По данным опроса, те же две трети являются действительно верующими (65-66%). Колеблющиеся, т.е. те, кто не знают, верят они или нет, или в какую сторону склониться, составляют

* Мчедлова Елена Мирановна, e-mail: HMtchedlova@mail.ru

16-18% (цифры разнятся в зависимости от региона проживания). Менее 10% от опрошенных в Бога не верят и, стало быть, истинно верующими не являются (сюда относятся категория неверующих, чуть ли не атеистов, либо те, кто верят в нечто другое, вплоть до, так сказать, дьявола или неких темных сил, а также реинкарнацию, бессмертие души, магию, гадания, приметы. Об этом также имеются свои данные. Так, в разную нечисть верят от 32-35% примерно до половины - 44-59% (не верят соответственно).

Закономерно возникает вопрос: те, кто верят в Бога и идентифицируют себя в качестве верующих, молятся ли они этому самому Богу и посещают ли молельные заведения (кто какие -храмы, церкви, мечети и т.д.). Взглянем на результаты исследования:

- почти каждый день молятся от 5,5% в среднем до 10%. Их можно отнести к разряду активных верующих;

- около половины менее активных верующих - тех, кто молятся лишь иногда, чаще своими молитвами - 40-46%, плюс те, кто молятся чаще существующими церковными молитвами - еще около 10-17%. Итого, так и получается - 50-63%;

- не молятся вообще - 27-31%, т.е. немногим более четверти, и при этом тоже идентифицируют себя как верующих. Может быть и так. Они, конечно, могут не молиться физически и в то же время быть верующими (чисто теоретически), исповедуя определенное направление.

Физическое участие верующих в церковной жизни ограничивается и не столь уж активным посещением храмов. Здесь картина похожая:

- посещающих довольно часто - раз в месяц и чаще - 7%;

- время от времени - несколько раз в год - 9-25%;

- раз в год - 10-19%;

- крайне редко - не каждый год - 23-25%;

- не посещали вообще - 12-15%.

Причины непосещения молельных заведений могут быть самыми различными: принципиальная позиция или нежелание этого делать, болезнь, инвалидность (своя или близких), недоступность, удаленность или отсутствие подобных мест.

Цифры весьма сопоставимы. Стало быть, из идентифицируемых верующих активных совсем немного - до одной пятой (в некоторых регионах - одной четверти) от опрошенных. Есть еще показатели. Рассмотрим их.

Обрядность. Обычно верующие люди соблюдают если не все, то единичные культовые практики - кроме вышеуказанных, различные посты, обряды вроде крещения, причащения. Как же обстоит дело на сегодняшнем этапе? Относительно часто (допустим, несколько раз в год) - 8-9%. Зато чаще, чем раз в месяц - и того меньше - 1,5-2%. Несколько больше тех, кто причащался раз в год - 9,5-10%. Еще больше редко причащавшихся - где-то 25% и уж тех, кто никогда не причащался - 36-43%.

Что касается постов. Если человек верующий, то он обязан соблюдать если не все, то хотя бы отдельные. Тем не менее опрос показывает, что тех, кто не соблюдает никаких постов -большинство, почти две трети (60-66%). Достаточно много тех, кто все же соблюдает посты, но нерегулярно, иногда - 19-26%. Существенно меньше тех, кто действительно участвует в данной религиозной практике - соблюдающих все посты, особенно большие - 2,5-4,5% и лишь некоторые -6-7%. Таким образом, среди верующих крайне мало участвующих в культовых практиках. Для них употребим термин «воцерковленные». Остальные не воцерковлены, хотя мы и имеем дело с реально верующими (по убеждению).

Далее. Уважающие себя верующие, как правило, имеют библиотеку религиозного характера, пусть даже она состоит из одной библии или псалтыря. Что получается у нас? В доме имеется: Библия (Евангелие) - у 55,5% опрошенных; Молитвослов - у 18-27%; Коран - у 0,5-10,5%; Псалтырь, акафисты и каноны - у 5,5-6%; что-либо другое - по 0,1%; нет литературы - от 3% до 22%.

То, что в доме имеется религиозная литература - это, конечно, показатель. Но это вовсе не значит, что она будет зачитана до дыр. Если в семье кто-то верит - это не означает, что религиозна вся семья. Верующей может быть не вся семья, а часть семьи или один-два человека (скажем, дедушка и бабушка). Если верующий воцерковлен, то он, возможно, довольно часто обращается к подобной литературе, порой зная ее наизусть. Хотя в жизни он и так следует заповедям и канонам, о которых в свое время узнал либо от родителей, либо как раз из религиозных книг. Бывает, и в библиотеке какой-нибудь светской семьи присутствует такая книга, как Библия. В данном случае как образец или даже памятник художественной культуры.

Затронем еще вопрос, позволяющий идентифицировать российских верующих, - о православной культуре.

Одна из характерных черт культурного человека - его просвещенность. Речь может идти о начитанности, грамотности, о том, как он воспринимает разнообразные культурные ценности, в том числе достижения мировой науки, о его поведении, отношении к другим (например, инородным, религиозным, сугубо национальным, имеющим необычные черты) памятникам архитектуры и культуры. Если человек - носитель культурных знаний, то он должен их как-то передавать дальше,

следующему поколению. Особенно, если он хочет при этом приобщить других людей. Это можно сделать не только распространением соответствующей литературы, но и при помощи просветительской работы. В том, что касается накопления именно религиозного знания, главенствующую роль могло бы сыграть введение основ православной культуры в учебных заведениях (школах, лицеях, гимназиях). Казалось бы, такую программу должно поддержать максимальное количество верующих. Однако картина несколько иная: в принципе положительно относятся 43-51%, из них за ее обязательность - от 18 до 28%. Больше опрошенных лояльнее относятся к факультативной программе (49-55%), 19-24% относятся безразлично, и 15-18% -отрицательно. Так складывается, очевидно, потому, что люди имеют в своей массе среднее специальное и высшее образование, работают зачастую далеко не в религиозной сфере, постоянно живут в светском

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком