научная статья по теме “ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ СПОРЫ” В ПОЛИТИКЕ: КОНЦЕПЦИЯ “СЕКУЛЯРНОЙ РЕЛИГИИ” РАЙМОНА АРОНА В ИДЕЙНОМ ПРОТИВОСТОЯНИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ Философия

Текст научной статьи на тему «“ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ СПОРЫ” В ПОЛИТИКЕ: КОНЦЕПЦИЯ “СЕКУЛЯРНОЙ РЕЛИГИИ” РАЙМОНА АРОНА В ИДЕЙНОМ ПРОТИВОСТОЯНИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ»

Вопросы философии. 2015. № ?. С. 49-61

"Идеологические споры" в политике: концепция "секулярной религии" Раймона Арона в идейном противостоянии интеллектуалов

А.В. Никандров

Статья посвящена анализу концепции "секулярной религии" Р. Арона в контексте критики теорий "конца идеологии" 50-х гг. ХХ в. Раймон Арон одним из первых для переориентации интеллектуалов использует метод отождествления идеологии марксизма с религиозной идеологией, со своего рода секулярной религией. В этом тождестве он находит error fundamentalis марксизма как опиума левых интеллектуалов. В качестве трибуны для популяризации своих взглядов Арон использует проамериканский Конгресс за свободу культуры.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: марксизм, конец идеологии, секулярная религия, тоталитарное общество, тоталитаризм, интеллектуалы, американская гегемония, мессианизм, Конгресс за свободу культуры, идеологическая борьба, постиндустриальное общество.

НИКАНДРОВ Алексей Всеволодович - кандидат политических наук, доцент кафедры философии политики и права МГУ им. М.В. Ломоносова

Цитирование: Никандров А.В. "Идеологические споры" в политике: концепция "секулярной религии" Раймона Арона в идейном противостоянии интеллектуалов // Вопросы философии. 2015. № ?. С. 49-61

Voprosy Filosofii. 2015. Vol. ?. P. 49-61

"The Ideological Controversies" in Politics: the Raymond Aron's Conception of "Secular Religion" in the Ideological Confrontation of Intellectuals

Alexei V. Nikandrov

Article is devoted to the analysis of the concept of "secular religion" of R. Aron in a context of criticism of theories of "the end of ideology" of the 50th of the XX century. Raymond Aron one of the first for reorientation of the intellectuals uses a method of an identification of ideology of Marxism with religious ideology, with some kind of secular religion; and in this identity finds error fundamentalis of marxism as opium of the left intellectuals. As a tribune for promoting of the views Aron uses the pro-American Congress for Cultural Freedom.

KEY WORDS: Marxism, the end of ideology, secular religion, totalitarian society, totalitarianism, intellectuals, American hegemony, messianism, Congress for Cultural Freedom, ideological confrontation, postindustrial society.

NIKANDROV Alexei V. - PhD in Political Science, Associate Professor of Philosophy of Politics and Law Department,Faculty of Philosophy, Lomonosov Moscow State University.

Citation: Nikandrov A.V. "The Ideological Controversies" in Politics: the Raymond Aron's Conception of "Secular Religion" in the Ideological Confrontation of Intellectuals // Voprosy Filosofii. 2015. Vol. ?. P. 49-61

© Никандров А.В., 2015 г.

"Идеологические споры" в политике: концепция "секулярной религии"

Раймона Арона в идейном противостоянии интеллектуалов

А.В. НИКАНДРОВ

На исходе ХХ века, "века идеологий", Норберто Боббио говорил: "...идеологии отнюдь не исчезли, более того, они живы как никогда. На смену идеологиям прошлого пришли другие - новые или претендующие называться новыми. Древо идеологий всегда зелено" (цит. по: [СсЛгопео 1997, 47]). Этому выдающемуся итальянскому ученому, политическому деятелю и интеллектуалу принадлежит концепция двух значений понятия идеологии. В работе "Очерки по истории политической науки в Италии" [ВоЪЫо 1969] на основании детального изучения концепций Парето и Маркса Н. Боббио эксплицирует и рассматривает два значения термина "идеология". В "слабом", или нейтральном, смысле под идеологией понимают "систему верований и ценностей, которые используются в политической борьбе, оказывая влияние на поведение масс и их ориентирования в одном или другом направлении, для достижения согласия; наконец, - как основание легитимности власти. Все это - вне всякой привязки к мистифицирующей функции идеологии; и в этом смысле любая политическая теория может стать идеологией в тот момент, когда определенное политическое движение начинает использовать ее как программу действия" [ВоЪЫо 1969, 114]. Однако, утверждает Боббио, необходимо выделять также и второе, "сильное" значение термина "идеология", противопоставляя его первому и определяя его специфику.

Второе значение термина "идеология" восходит к понятию "ложного сознания" К. Маркса, и включает в себя мистифицирующую сторону, которая свойственна идеологии, понимаемой как "ложное сознание", в которое может быть преобразована какая-либо политическая доктрина2. Анджело Панебьянко, итальянский политолог, исследуя политическое учение Раймона Арона, находит в его концепции идеологии как секулярной религии классический образец понимания идеологии в "сильном" смысле2. Такое понимание не только превалирует в научно-политическом творчестве Арона, но скорее даже определяет его подход к политике, существо его понимания мировой политики второй половины ХХ в.; вся ароновская критика марксизма как учения и социализма как практики исходит из представления об идеологии как секулярной религии и о марксизме как единственной, но в высшей степени влиятельной идеологии такого рода. Но как формировалась эта концепция, в свою очередь оказавшая серьезное влияние на французскую политическую

© Никандров А.В., 2015 г.

науку и французских интеллектуалов и вызвавшая большие дискуссии и длительную полемическую волну среди итальянских интеллектуалов, ученых и политиков?

Спустя около десяти лет после окончания Второй мировой войны в западноевропейском, особенно в англосаксонском интеллектуальном мире приобрела влияние концепция деидеологизации индустриального общества и конца идеологий, ставшая, собственно, одной из самых влиятельных идеологий некоторых партий и политиков прежде всего англосаксонского мира, в основном правоконсервативной политической ориентации. Среди американских ученых (прежде всего представителей политической теории и политической философии), разрабатывающих и обосновывающих концепцию конца идеологии, -Дэниел Белл, Сеймур Мартин Липсет, Эдвард Шилз, Збигнев Бжезинский и ряд других политических мыслителей - теоретиков и практиков политики. К деидеологическому движению принадлежали также некоторые западноевропейские политические мыслители, такие как, например, Ральф Дарендорф, Раймон Арон, Эрнст Фишер, Лешек Колаковски, Эрнст Топич и другие.

Общий смысл, или девиз "движения за деидеологизацию", выражен Д. Беллом в работе 1960 г. "Конец идеологии: Об иссякании политических идей в 50-е годы": "Сегодня среди интеллигенции в общих чертах достигнуто некоторое согласие: получили признание государство всеобщего благоденствия, желательность децентрализации власти, смешанная экономика и политический плюрализм. В этом смысле идеологическая эпоха закончилась" (Цит. по: [Кузнецов 2005, 44]). С.М. Липсет еще более категоричен в убежденности в том, что эпоха идеологий закончилась, время красных флагов и парадов прошло; и, предрекая завершение политической деятельности "идеологизированных" интеллектуалов, он утверждает, что теперь в западном мире "решены коренные проблемы индустриальной революции: рабочие достигли полного гражданства в производственной и политической жизни, консерваторов перестало отталкивать государство благосостояния; демократическая левая признала, что безудержный рост государственной мощи скорее наносит ущерб свободе, чем способствуют решению экономических задач. И это торжество демократической социальной революции на Западе означает конец политической деятельности для тех интеллектуалов, которые воодушевились идеологическими и политическими мотивами" (Цит. по: [Гальцева, Роднянская 2012, 11]).

Общество перестает нуждаться в интеллектуалах (политически активных представителях культуры) и требует их замены экспертами, не вмешивающимися в политику. Либерализм и социализм перестают быть "оппонентами", соединившись на уровне практики в Welfare State, а на уровне доктрины - в теориях постиндустриального общества; для идеологии как секулярной религии (Арон) более нет ни оснований, ни предмета веры, ибо то, во что верили, - всеобщее благосостояние - снизошло на землю и воплотилось на Западе; и если у постиндустриального общества и остались проблемы, то исключительно технического рода.

Концепции, объединенные призывами к деидеологизации, вызваны во многом реакцией на события Второй мировой войны. При всей их ценности в отношении исследования сущности и роли идеологий многие из этих работ излишне ригористичны, а некоторые выдают желаемое за действительное. Все это направление в целом имеет определенные черты идеологии: так, Аласдер Макинтайр удачно называл эту парадигму "идеологией конца идеологий", а канадский философ Роберт Алан Хабер в статье "Конец идеологии как идеология" (1966) разоблачил сугубо идеологическую направленность концепций "идеологов конца идеологии"3. Однако эта "идеологичность" нового направления социально-политической мысли Запада совсем не случайна: как известно, проблема сущности и роли идеологии и ее решение в виде тезиса о конце (закате, затухании, умирании, в самом мягком варианте - утрате влияния) идеологий являлось ответом на усиление влияния коммунистических партий и лавинообразное распространение марксистских идей в послевоенной Западной Европе. Отсюда явная (декларируемая) и неявная направленность теоретического движения деидеологизации против марксизма и компартий, провозглашение "кризиса марксизма" и соответственно "расцвета теорий либеральной демократии"; отсюда же и стремление представить марксизм как догматическую систему, совершен-

но лишенную научности; как одну из идеологий, потерявших силу. С другой стороны, приверженцы теорий "конца идеологии" стремились представить идеологии как своего рода мифологические системы, время которых прошло: «Существенной характеристикой концепции "деидеологизации" служит отрицание научного статуса идеологии. Строго говоря, Белл, Липсет, Бжезинский и другие не приводят каких-либо доказательств, способных поставить под сомнение научный характер марксизма. Они предпочитают оставить в стороне, "снять" сам вопрос об отношении идеологии к научному познанию общества... В откровенно позитивистском духе они сводят проблему

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком