научная статья по теме ИДЕОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА: АНАРХИЗМ М.А. БАКУНИНА (К 200-ЛЕТИЮ СОЗДАТЕЛЯ ТЕОРИИ РЕВОЛЮЦИОННОГО АНАРХИЗМА) История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ИДЕОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА: АНАРХИЗМ М.А. БАКУНИНА (К 200-ЛЕТИЮ СОЗДАТЕЛЯ ТЕОРИИ РЕВОЛЮЦИОННОГО АНАРХИЗМА)»

2 Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1989. С. 158-171.

3 РотенбергВ.С., Аршавский В.В. Межполушарная асимметрия мозга и проблема интеграции культур // Вопросы философии. 1984. № 4.

4 Меркулов И.П. Эволюционная эпистемология: история и современные подходы // Эволюция, культура, познание. М., 1996. С. 18.

5 Там же. С. 19.

6 Меркулов И.П. Эволюционная эпистемология и философия биологии (Гл. 3. Когнитивные типы мышления) http: //metdo.ru/dosc/1/ index-39688.html (дата обращения: 18.07.2013).

7 Голицын Г.А., Петров В.М. Указ. соч. С. 119.

8 Иванов Вяч. Вс. ЧЕТ и НЕЧЕТ. Асимметрия мозга и знаковых систем. М.: Советское радио, 1978. С. 37.

9 Козин Н.Г. Искушение либерализмом // Вопросы философии. 2006. № 9. С. 63.

10 Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. М., 1996.

11 Ушаков Д.В., Юревич А.В. Экспертная оценка динамики психологического состояния российского общества: 1981-2011 гг. // Вопросы психологии. 2012. № 3 (май-июнь). С. 39.

12 Там же. С. 39; Лебедева Н.М. Базовые ценности русских на рубеже XXI века // Психологический журнал. 2000. Т. 21. № 3. С. 73-81.

13 Степин В.С. Философия и эпоха цивилизационных перемен // Вопросы философии. 2006. № 2. С.24.

ИРИНА ЛЕОНИДОВНА КИСЛИЦЫНА

кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лес-гафта, докторант кафедры русской истории Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург) Тел.: 8 (911) 095-57-30; Е-шаН: kislitzina.irina2013@yandex.ru

В статье рассматривается основное содержание и генезис общественно-политических взглядов теоретика революционного анархизма М.А. Бакунина, обосновывается целостность и последовательность бакунизма, единство, закономерность процесса его эволюции.

Ключевые слова: М.А. Бакунин, бакунизм, теория революционного анархизма, общественное движение XIX в.

ИДЕОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА: АНАРХИЗМ М.А. БАКУНИНА (к 200-летию создателя теории революционного анархизма)

Бакунизм представляет собой одно из наиболее значительных течений русской и мировой общественной мысли. Разработанные в нем идеи: самоорганизации общества, создания общественного устройства самим народом, соединения демократии и социализма - развития демократии в направлении социальности, единства политического и экономического освобождения народа, отрицания стоящей вне народа, над народом власти как системы господства и эксплуатации, стихийности народного революционного взрыва, - доказывают свою неизменную актуальность в историческом движении общества.

Бакунизм выразил требования народа в революциях начала XX в. в России, явился идейной основой возникновения «массового» движения русской революционной интеллигенции в 1870-е гг. - «старого» (или «действенного») народничества, народно-демократических партий и течений конца XIX - первой трети XX в., прежде всего эсеров - самой влиятельной партии в России начала XX в., и анархистов. Он также способствовал подготовке распространения марксизма в русском революционном движении и оказал влияние на политику большевиков после революции. Аграрная программа социализации земли, принятая большевистским правительством под воздействием эсеров, по сути, являлась программой «старого народничества». Первостепенное внимание, которое уделялось развитию народного образования, начиная с первых декретов советской власти, означало продолжение народнической традиции. Цель построения коммунистического общества в программе КПСС - всестороннее развитие личности, была целью революционной программы Бакунина, народничества в России. «Пропаганда», которую вел Бакунин в 1830-е - начале 1840-х гг. в кругу своих друзей, родных и знакомых и первых публикациях по философским и общественным вопросам, внесла существенный вклад в формирование русской философской культуры и способствовала зарождению буржуазно-либерального направления в русском освободительном движении и в дальнейшем - земского либерализма. Бакунинская (народническая) критика господствующего над народом, эксплуатирующего народ

государства, принципа привилегии во всех его формах оказывала определенное воздействие и на сознание представителей высшей бюрократии в России, господствующего сословия «дворянства - чиновничества». Так, в дневнике сенатора В.П. Безобразова, родственника Бакуниных и близкого друга братьев теоретика анархизма, содержится запись, датированная 21 февраля 1885 г.: «Чем больше я размышлял, тем более радуюсь обруганию меня в "Гражданине". В каком бы ложном виде я ни был представлен, одно верно (курсив В.П. Безобразова. - И.К.) и это будет понято самой невежественной публикой: что я враждебен дворянскому лагерю (лагерю притязаний на невозможные вымогательства от казны и на фантастические привилегии) и что он мне враждебен. Это истина - и мне больше ничего не надо. <...> Я не имею ничего общего с этими эксплоататорами народного достояния, и в этом истина»1. Общественно-политическая актуальность взглядов Бакунина, значение которых для общественного развития еще до конца не выявлено, не вызывает сомнений.

В 1976 г., в связи с началом издания А. Ленингом Архива документов Бакунина в Амстердаме, П. Аврич утверждал, что этот монументальный труд призван устранить несправедливость крупной недооценки Бакунина «как мыслителя и стилиста» и, наконец, «обосновать бакунинскую "последовательную социальную философию и теорию революции", превратив их в достояние современного человечества»2. Издание А. Ленинга, безусловно, дает основу для решения этой задачи. Однако научного воссоздания, обоснования бакунизма как целостной последовательной идеологии, формирование которой было обусловлено общественным развитием и подчинено ее собственной внутренней логике, осуществлено не было.

Целью работы является создание научного представления о процессе эволюции бакунизма. Задачи статьи включают определение главной идеи и механизма («движущей пружины») эволюции мировоззрения Бакунина и выяснения на этом основании, является ли бакунизм оригинальной (самостоятельной), единой, целостной системой взглядов или заимствованной - продуктом теоретического конструирования воззрений других мыслителей. Хронологические рамки охватывают весь период

эволюции взглядов М.А. Бакунина (1814-1876): от начала становления личности (детства) до смерти «великого бунтаря».

Генезис бакунизма традиционно рассматривался как процесс восприятия (освоения) существовавших в его время философских и общественно-политических идей и теорий. Этот процесс определялся в науке и как «рабское» изложение мыслей учителей - немецких философов3, и эклектизм4, и синтез философских направлений5. Пределом самостоятельности мировоззрения молодого Бакунина в современных концепциях выступает его попытка углубить альтруистическую этику Фихте «посредством оригинальной теории гармонии, или теории Любви»6. Взгляды Бакунина конца 1830-х, рубежа 1830-1840-х гг. характеризуются как «соединение философских воззрений деятельностного типа - гегельянства и фихтеанства»7, а генезис бакунизма в целом трактуется как преодоление крайностей воспринимавшихся им учений (Штирнера и Прудона), теоретическое конструирование посредством уравновешивания одних идей другими. «Опираясь на материалистическое понимание истории, Бакунин одновременно пытался использовать позитивистские идеи, -говорится в работе В.М. Артемова. - Его интерес к некоторым идеям О. Конта свидетельствует о стремлении как бы уравновесить систему антигосударственнических взглядов»8. Подобные трактовки не продвигают исследование бакунизма как целостного самостоятельного учения. Они преувеличивают значение «восприятия идей» и недооценивают значение реальных условий жизни, общественного развития в эволюции бакунизма, не выявляют самостоятельность бакунинского мировоззрения и закономерность, внутреннюю логику его генезиса.

В художественном сознании существует представление о Разине и Пугачеве как о людях, родившихся свободными, т.е. людях, которые не могли не быть свободными в силу своей природной сущности, врожденных свойств личности. Эпоха крестьянских войн создала возможность самовыражения этих личностей. Бакунин также принадлежал к людям, родившимся свободными, и время, в которое он жил, способствовало раскрытию, реализации его личности.

Анализ формирования бакунизма, сосредоточенный на круге чтения Бакунина, игнорирует факт, что теоретик анархизма с начала формирования его взглядов утверждал одну мысль - абсолютной свободы человека, которая не была заимствована из каких-либо существующих, изучаемых им теорий. На данный факт столетие назад косвенным образом указал В.П. Полонский, несмотря на то, что преследовал противоположную цель - обосновать отсутствие самостоятельности во взглядах молодого Бакунина. В.П. Полонский подчеркивал, что «восторженный пересказ», пространные цитирования Бакуниным в письмах 1830-х гг. к родным и друзьям классиков немецкой философии заканчивались его постоянным, неуклонным обращением к одной проблеме - неограниченной свободы личности и что эта проблема в итоге выступает целью всех его философских пересказов, рассуждений. Мысль об абсолютной свободе человека, которую обосновывал молодой Бакунин, в глазах В.П. Полонского не имела теоретического смысла и значения, поэтому он утверждал, что «в юношеском мировоззрении Бакунина нельзя найти какие-нибудь самостоятельные идеи»9. Однако при этом автор замечает, что «под слоем философских впечатлений» молодого Бакунина, как «искра под пеплом», была «вечная, сыздетства томившая, постоянно его волновавшая мысль о свободе, непременно абсолютной (курсив здесь и далее В.П. Полонского. - И.К.), обязательно неограниченной, и о великом назначении, о великих задачах человека» и что именно это определяло бакунизм и в дальнейшей его эволюции10.

Процесс восприятия чужих идей, теорий Бакуниным был сродни «чтению» Л.Н. Толстого11, видевшего в прочитанном (в том, на что он обращал внимание из прочитанного, что он записывал в о

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком