научная статья по теме ИДЕЯ «ЧУЖДОЙ» СРЕДЫ В СОВРЕМЕННОМ ИССЛЕДОВАНИИ ИСТОРИИ РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ИДЕЯ «ЧУЖДОЙ» СРЕДЫ В СОВРЕМЕННОМ ИССЛЕДОВАНИИ ИСТОРИИ РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ»

УДК 947 "18"

IRINA LEONIDOVNA KISLITSYNA

Candidate of historical sciences, Associate professor of the Social-Humanities Department Federal State Educational Institution of Higher Education "Lesgaft National State University of Physical Education,

Sport and Health"

Russian Federation, 190121, Saint Petersburg, Dekabristov street., 35

E-mail: aleks.k.44-40@yandex.ru

The idea of "alien" social environment in contemporary researching of the Russian

intelligence

At the end of the XX century - beginning of the XXI century extending the researching and expansion of the range of problems have taken place in studying of the Russian intelligence's phenomenon. This has become apparent in creating the integral comprehensive notion about the essence and distinguishing traits of the intelligence, in researching the internal world, daily life of the Russian intelligence's representatives. The other feature of contemporary studying is reticence of analysis of the intelligence, absence of system approach in investigation. Need of such approach is coursed by the fact that society is the system but not some separate elements which exist simultaneously. The idea of "alien" social environment to the intelligence is asserted without researching this environment. System approach demands investigating the problem of connection between the two phenomena: the intelligence and "the people" (social environment to the intelligence) on the base of concrete comparative-historical method. As a result of such investigation it has been ascertained that exaggerated idea about the "alien" environment to the intelligence and, connected with it, setting of Decembrists' views against the revolutionary Narodnik ideology are groundless. Absolutization idea of "alien" environment is a consequence of ignoring common in the minds of the people and the intelligentsia of human nature - human dignity, individual aspirations for independence and self-realization, and the need to create the social conditions for the implementation of this commitment.

Key words: the history of the Russian public thought of the XIX century, the Russian intelligence, the people, social environment, the revolutionary Narodnik ideology, Decembrists.

ИРИНА ЛЕОНИДОВНА КИСЛИЦЫНА

кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта

(Россия, 190121, Санкт-Петербург ул. Декабристов, д. 35) Тел.: +7 (812) 534-38-38; E-mail: aleks.k.44-40@yandex.ru

В конце XX - начале XXI в. произошло углубление исследования феномена русской интеллигенции, выразившееся в создании целостного всестороннего представления о сущности и определяющих свойствах интеллигенции, в обращении к «микромиру», повседневной жизни ее представителей, в которой раскрывается личность. При этом характерной чертой современного исследования истории интеллигенции является замкнутость анализа - отсутствие системного подхода в рассмотрении проблемы соотношения интеллигенции и окружающей ее социальной среды. Идея «чуждой» социальной среды, или «культурно-чуждого окружения» интеллигенции утверждается в работах без исследования этой среды. Необходимость применения системного подхода обусловлена тем, что общество представляет собой систему, а не жизнь (существование) отдельных социальных слоев в определенный момент времени. Ограниченность методологии, лежащая в основе идеи «чуждой» среды, вызывает необходимость решения проблемы общего (наличия или отсутствия общего) в мировоззрении интеллигенции и народа в России на основе конкретного исторического, сравнительно-исторического анализа. В результате проведения такого анализа установлено, что абсолютизация идеи «чуждой» среды и связанное с этим противопоставление «истинной» русской интеллигенции - декабристов, либералов, выступавших за отмену крепостного права, революционным народникам, как поправшим сущность интеллигенции, отказавшимся от принципа независимости мышления и вставшим на путь поклонения народу, искусственны. Абсолютизация идеи «чуждой» среды является следствием игнорирования общего в сознании народа и интеллигенции: человеческой сущности - человеческого достоинства, стремления личности к самостоятельности, самореализации, и необходимости создания общественных условий для осуществления этого стремления.

Ключевые слова: история русской общественной мысли XIX в., интеллигенция, народ, социальная среда, идеология революционного народничества, движение декабристов.

Идея «чуждой» среды в современном исследовании истории

русской интеллигенции

Зволюция русской интеллигенции является одной из наиболее важных проблем исторической науки, так как ее решение оказывает существенное влияние на общую концепцию российской истории. Исследование этой проблемы лежит в основе процесса самопознания интеллигенции, поэтому оно в большей мере, чем изучение других вопросов, находится под воздействием «субъективного фактора» - мировоззрения, взглядов людей, занимающихся ее решением. Данная особенность может способствовать и творческим прорывам, и консервации сложившихся догм, стереотипов, характерных для того или иного направления общественной мысли, которому принадлежат исследователи.

Современное изучение русской интеллигенции характеризуется обращением к повседневной, обыденной жизни ее представителей, в которой человек выражается в его истинной сущности, раскрытию внутреннего мира личности

как самоценности, что, как было отмечено, свидетельствует о гуманизации науки и соответствует мировой тенденции исследований в гуманитарной области [1, с. 5]. Русская интеллигенция рассматривается в работах конца XX - начала XIX в. как исторический феномен, обладающий присущими ему типологическими свойствами: «мыслящая, образованная, нравственно активная (курсив в тексте. - И.К.)» часть общества [1, с. 32]. Главным из этих свойств, согласно определению Д.С. Лихачева, является «интеллектуальная свобода, свобода как нравственная категория», «независимость мысли при европейском образовании» [1, с. 25].

В настоящее время создано целостное представление о сущности интеллигенции, которую составляют независимость мышления, «осознание ценности личности как первое проявление интеллигентности» [1, с. 32], «обязательные интеллектуальные и творческие занятия <. > как суть и необходимое условие интеллигентного существова-

ния, как смысл жизни» [2, с. 10], сохранение «внутренней свободы индивида», означавшее для личности сохранение «самое себя», «своей самоидентификации», проявляющееся в любых условиях стремление к «наибольшей полноте самореализации личности», «к цельности внутреннего и внешнего бытия», «постоянный самоотчет и самоанализ частной жизни» [1, с. 304; 2, с. 9], служение отечеству, обществу, «осознание того, что приобретенные ценности автономной личности попраны в других» и, как следствие этого, выделение «на первый план понятия личного достоинства, как своего, так и чужого, потребность отстоять его в других, означающая «не обесценить данное качество в себе», и основанное на этом сознании «действенное сострадание крестьянам» [1, с. 33-34, 58, 297]. Одним из наиболее важных проявлений сущности интеллигенции определяется противостояние «культурно-чуждому окружению» - и власти и окружающей социальной среде.

Наряду с прогрессивным процессом углубления исследования феномена русской интеллигенции, в современном изучении проблемы наблюдается смешение уровней научного и обыденного сознания. Примером такого смешения могут служить утверждения, подобные следующему, приведенному в предисловии к монографии, содержащей анализ «микромира» представителей одного из родов русской интеллигенции: «Чего только стоит афоризм пролетарского вождя: "Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя!" - Еще как можно! - говорят герои данного повествования. И мы убеждаемся в этом», - пишет автор [2, с. 8]. Проблема социальной сущности человека разрабатывалась на протяжении многих веков, начиная с древнегреческой философии. Согласно созданному социальным направлением философии представлению, человек - результат развития общества, при этом все результаты - личности, люди, различны и сами оказывают влияние на общество, в разнообразии личностей заключается значение индивидуальности. Выражение «человек, свободный от общества», с точки зрения данного философского направления означает не более чем «человек, охваченный холодом», с точки зрения физики, т.е. не значит ничего. Во всяком случае, идею зависимости человека от общественных условий в силу ее фундаментальности опровергнуть восклицанием невозможно.

Современное либеральное направление в историографии русской интеллигенции основывается на концепции Н.А. Бердяева, М.О. Гершензона и других авторов [3; 4], рассматривающих революцию в России как следствие искаженного сознания революционной интеллигенции. Мировоззрение народничества, согласно этой концепции, определялось заимствованным у Запада, поверхностным, формально усвоенным атеизмом, а по сути - «народопо-клонством» («человекопоклонством»). Данный взгляд стал основой противопоставлений в современных исследованиях интеллигенции и окружающей ее социальной среды, либеральной интеллигенции и радикальной псевдоинтеллигенции, декабристов и «российского радикального движения», которое отказалось от сущности интеллигенции -внутренней свободы, выражающейся в «интеллектуальной независимости» и следовании нравственным принципам, «нормам морали и человечности» [5, с. 229-230].

Интеллигенция и окружающая ее социальная среда полностью противопоставлены авторами, в работах подчеркивается «...проблема "чуждости" или "враждебности" культур, народной и интеллигентской» [1, с. 26, 33-34, 40-41, 288]. «Именно в обстановке «культурно-чуждого окружения» (удачный термин, введенный Е. Федоровой), - пишет И.В. Кондаков, - интеллигент в семейном и дружеском общении, в воспитании детей, в воспоминаниях и переписке реализовал - как неизменно доминирующий принцип максимального содействия проявлению личностных черт

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком