научная статья по теме ИДЕЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОБЩНОСТИ У ВИЗАНТИЙЦЕВ: ГРЕКО-ЛАТИНСКИЕ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ИДЕЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОБЩНОСТИ У ВИЗАНТИЙЦЕВ: ГРЕКО-ЛАТИНСКИЕ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ»

СОСЕДНИЕ РЕГИОНЫ, СМЕЖНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ: ВИЗАНТИНОВЕДЕНИЕ

Ю.Я. Вин

ИДЕЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОБЩНОСТИ У ВИЗАНТИЙЦЕВ:

греко-латинские терминологические параллели*

...работа над юридическими источниками, когда они сопровождаются другими, более близкими к реальным отношениям документами, весьма плодотворна.

С.Д. Сказкин

В наши дни ученые нашли объяснение возникновению чувства общности, социальной привязанности, ощущений единства и сплоченности на психобиологическом и биохимическом уровне1. Более того, сделаны первые попытки установить предрасположенность народов к историческому развитию сложной социопо-литической организации общества и, что называется, коллективному образу жизни на генетическом уровне2. Безусловно нужно сослаться и на позитивный опыт историков, прежде всего отечественных, в изучении средневековых общностей в самом широком смысле этого слова3. Но для успешного продвижения в указанном направлении важно уяснить представления средневеково-

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ (Проект < 06-06-80052а и Проект < 05-06-80132а).

1 Белик A.A. Психологическая антропология: история и теория. М., 1993. С. 134-135; Он же. Культурология: Антропологические теории культур. М., 1998. С. 212; Белик A.A., Резник Ю.М. Социокультурная антропология: историко-теоретическое введение. М., 1998. С. 147.

2 Боринская С.А., Коротаев A.B. Гены, народы и социокультурная эволюция // История и математика: Анализ и моделирование социально-исторических процессов. М., 2007. С. 232-242. Там же указана основная литература.

3 Подробнее см.: Общности и человек в средневековом мире / Отв. ред. А.А. Сванидзе. М.; Саратов, 1992.

го социума об «общности» в их лингвистическом преломлении -главной цели настоящего исследования.

Приступая к решению поставленной задачи, вполне оправданно начать исследование с некоторых параллелей между старославянским понятием «община», буквально «обьщина» или «обьчи-на», и наиболее емкими словоупотреблениями, оттеняющими, как думается, представления византийцев о социально-экономических общностях и единстве. Согласно И.И. Срезневскому, понятие «община» прежде всего указывало на «общение», эквивалентом которого он считает греческое понятие «хо1УЮУ1а», и только затем речь должна идти о значении «общество» или, собственно говоря, «община», чему в греческом языке соответствовало то же самое понятие «кинония» («хо1УЮУ1а»), в латинском же - <^ой-etas»4. В эту интерпретацию современные языковеды вносят некоторые уточнения, наделяя старославянское понятие «община» и греческое «кинония» значением «общность», которое осмыслялось как «сообщество» и прилагалось к обозначению «товарищества», равно и общих имуществ5.

На самом деле в сложном конгломерате понятийно-терминологического аппарата византийских источников аналогичными значениями и смыслом обладало не только понятие «кинония», но и «кинотис» (хо1уотп?) и «омас» - «омада» (оцад—оцаба). Перечисленные понятия служили в византийских памятниках письменности всех эпох, включая палеологовский период истории империи, для обозначения отношений общности и единения в самом широком смысле этих слов. Скажем, понятие «кинония» обладало чрезвычайно пространным семантическим полем, которое позволяет видеть в названной словоформе не что иное, как важнейший элемент естественно присущей человеку универсальной «общительной связи». Она, согласно утверждению современного философа, реализуясь в единстве языковой словесности, противостоит суверенной разобщенности мира6. В этом свете понятие «кинония» следует рассматривать в качестве непререкаемого олицетворения идеи человеческой общности, которая у византийцев вполне отчетливо претворилась в сфере канонического права. Здесь «кинония»

4 Срезневский И.И. Словарь древнерусского языка. М., 1989. Т. II, ч. 1. С. 582-583.

5 См.: Словарь русского языка XI-XVII вв. М., 1987. Вып. 12. С. 198; Словарь древнерусского языка (ХГ-ХГУ вв.). М., 2002. Т. 5. С. 570.

6 См.: Сильвестров В.В. Философское обоснование теории и истории культуры. М., 1990. С. 147.

выступала отнюдь не только в форме технического термина или словесного шаблона, как указывает К.Г. Пицакис7. И вовсе не случаен использованный одним из его западноевропейских коллег прием, с помощью которого найдено место «кинонии» в процессе изучения форм выражения идей «социальной справедливости» в Новом Завете. Рассматривая ее сквозь призму концепции институциональной принадлежности каждого индивида одновременно к различным социальным группам и организациям - семье и родственным кланам, как и государству, городу и селу, ученый подчеркивает в этом, по его словам, социокультурном факте тождество «кинонии» «общине»7а.

Во все века понятие «кинония» исполнено сокровенного сакрального смысла, предопределенного причастием «святых таинств». Именно сакраментальная заветная символика побуждала византийцев воспринимать указанное понятие во множестве его значимых аспектов, прослеживаемых в религиозно-назидательных и богословских сочинениях. Представление о «кинонии» как неразрывной связи человечества со Всевышним посредством причастия последовательно насаждается и в народном религиозном сознании. Ярким свидетельством тому становятся многочисленные церковные молитвословия, безусловно вобравшие в себя вековую мудрость народного мировоззрения. Недаром древняя молитва, как это подтверждает Евхологий IX в. из собрания Пор-фирия Успенского, соединила процедуру приятия «кинонии» с божественной литургией и таинством крещения8. Исстари религиозные представления византийцев наполняет образ «спасительной кинонии» и «святой кинонии». Не потому ли заветные мотивы запечатлели даже «Василики»?9 И если Синайский евхологий 1153 г. соотносит молитву «О святой кинонии» напрямую с именем Иоанна Хризостома10, то одно из поздних исповедальных чи-нопоследований подкрепляет нерушимость церковного ритуала приятия «святой кинонии» ссылкой на законы императоров Льва

7 Подробнее см.: Ппоажд К.Г. Emxoivoma xai «xoivmvia» ото ßu^avtivo ек-xXr|aiaaTix6 ôixaio: r Xeixoupyia xrnv «eiprivixrnv» emaToXmv // H emxoivmvia ото BuZâvrio. A6f|vai, 1993. Z. 357 x.t.X.

7a Nitsch T.O. Social Justice: The New-Testament Perspective // Ancient and Medieval Economic Ideas and Concepts of Social Justice / By S.T. Lowry, B. Gordon. Leiden; N.Y.: Köln, 1998. P. 154.

8 См.: Алмазов А.И. История чинопоследований крещения и миропомазания. Казань, 1884. Прилож. С. 28.

9 Ср.: B.A. I. 1. 51. C. 1 - N. 109. C. 1. Также см.: B.A. III. 1, 21; IV. 1, 6; V. 3, 16.

10 См.: Дмитриевский А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока. Киев, 1901. Т. 2. С. 123.

и Константина11. В конечном счете, сугубо религиозное понимание содержания термина «кинония» сохраняется в общественном сознании до последних веков существования Византии, подтверждением чему служат и общественно-политические трактаты Фомы Магистра12 и труд историка Дуки13.

Наряду с приятием понятия «кинония» в качестве прямого указания на принадлежность к лону церкви и исповедания истинной веры начиная с эпохи Юстиниана и на протяжении всего византийского Средневековья это понятие также фигурировало как один из важнейших символов брачных уз, запечатлевших соприкосновенность таинства брака божественному и человеческому праву14. В этом плане византийские акты, к примеру, составленное в 1090 г. завещание куропалата Симбатия Пакуриана, а вслед за тем и духовная его вдовы, в монашестве Марии, ни в коей мере не отступали от канонически закрепленных норм и со всей компетентностью упоминают о «кинонии брака»15.

Особое содержание и идейную направленность, которые нельзя недооценивать при изучении природы и форм человеческих общностей, включая их этические и моральные аспекты, понятие «кинония» приобретало в риторических, философских и научных сочинениях византийских писателей и ученых. Убедительным примером следует считать трактат Феодора Ласкариса «О естественной кинонии», где излагаются главные логические и этические основания общественной природы человека в ее сугубо средневековой метафизической интерпретации. Осмысленная в этом ключе идея «естественной кинонии», т.е. «природного единения» или «общности», вынесена как бы в качестве своеобразной риторической фигуры в леммы заголовков каждой из шести

11 Алмазов А.И. Тайная исповедь в православной Восточной церкви: Опыт внешней истории. М., 1995. Т. III. А. <13. C. 60.

12 Thomas Magister. Oratio de regis officiis II // Patrologiae cursus completus. Series Graeca / Ed. J.-P. Migne. (Далее: PG.) Vol. 145. Coll. 497A. Подробнее см.: Baloglou Ch.P. Thomas Magistros' Vorschläge zur Wirtschafts- und Sozialpolitik // Byzantinoslavica. Prague, 1999. Vol. 60, <1. P. 60-70.

13 Ducae. Historia turcobyzantina (1341-1462) / Ed. crit. de V. Grecu. Bucuresti, 1958. (Далее: Ducae. Hist.) P. 323. 24-325.14 etc.

14 Например, см.: D. XXIII. 2. 1; B.A. XXVIII. 4. 1; SB (Major). G. I. 2; Proch. IV. 1; Proch. Auct. IV, 1; Armen. Hexabibl. IV. 4, 1; Павлов А.С. Номоканон при Большом Требнике. М., 1897. Раздел II. < 77. С. 199; < 212. С. 400-401.

15 См.: Actes d' Iviron / Ed. dipl. par J. Lefort, N. Oikonomidès, D. Papachryssanthou, V. Kravari, avec la collabor. d'H. Métrévéli. P., 1990. Vol. II: Du milieu du XIe siècle à 1204. Texte. (Далее: Ivir. II). N 44. 4-5; N 47. 4.

книг этого труда16. Здесь широкое понимание «кинонии» вырастает в представление об устроении единого вселенского миропорядка17. Все это позволяет автору трактата прибегать к понятию «кинония» для демонстрации надлежащего рода общественных связей представителей различных слоев или групп социума18. Собственно говоря, гражданская позиция стоящего у кормила власти философа кристаллизуется в его размышлении о «кинонии государственного устройства» (т^у т^д лоЛ1Т£1ад хо^юу^ау)19.

Многие отмеченные идеи выражает и творческое наследие Феодора Метохита. В его выдающемся труде, известном под названием «Философские и исторические мысли», на фоне намечающегося разрыва со средневековым философско-созерцатель-ным мировоззрением и среди появившихся первых рост

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком