научная статья по теме ИДЕЯ «ВЕЛИКОГО ТУРАНА» В ПЕРИОД МЛАДОТУРЕЦКОГО ПРАВЛЕНИЯ В ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ИДЕЯ «ВЕЛИКОГО ТУРАНА» В ПЕРИОД МЛАДОТУРЕЦКОГО ПРАВЛЕНИЯ В ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ»

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

ВАДИМ ВИКТОРОВИЧ МИХАЙЛОВ

кандидат исторических наук (Санкт-Петербург),

доцент Санкт-Петербургского государственного университета ИДЕЯ «ВЕЛИКОГО ТУРАНА»

В ПЕРИОД МЛАДОТУРЕЦКОГО ПРАВЛЕНИЯ В ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ

В 1842 г. знаменитый впоследствии германский военный теоретик фон Мольтке - тогда еще молодой полковник и инструктор оттоманской армии в разговоре с турецкими государственными деятелями указывал на те преимущества, которые представляет для Турции пантуранистская политика. «Мольтке советовал туркам обратить свои взоры на Азию, на миллионы туранских народов и соединить их в одно могущественное государство. Он даже убеждал перевести столицу из Константинополя в Конью или куда-нибудь еще дальше к востоку, доказывая, что лишь на этой родной почве может возродиться Оттоманская Империя»1. Однако геополитические рассуждения немецкого теоретика не нашли никакого отклика у тогдашнего султана Абдул Меджида, более занятого сохранением своих европейских и арабских территорий. Тем не менее, вскоре идеи Мольтке воскресли в Европе в другом ракурсе.

В конце XIX в. Австро-Венгерские востоковеды Арминий. Вамбери и де Ужвальди обратили внимание на то, что южные окраинные регионы России населены народами, говорящими на сходных тюркских языках, из чего «делался вывод о возможности объединения этих народов в единое государство с общей культурой, религией и национальными устремлениями»2. Российский Журнал «Вокруг света» откликнулся на книгу Вамбери уже в 1886 г. «Известный путешественник и исследователь, венгерский профессор Герман (неправильная транскрипция имени Арминий. - В.М.) Вамбери, издал в Лейпциге сочинение под заглавием «Тюркские народы». В книге говорится, однако, не о тех османах, которые занимают область, именуемую Турцией: он захватывает далее, и тем его книга и интересна»3.

При этом, на начальном этапе идеи пантуранизма были восприняты в Турции негативно, особенно в высших кругах. «Знаменитый тюрколог Армениус Вамбери рассказывает любопытный эпизод из своего путешествия на Восток. Когда он в 1886 г. перед высшим обществом Константинополя развивал свою теорию об единстве происхождение всех туранских народов, то с удивлением заметил большое недовольство на лицах своих собеседников. «Цивилизованные» эффенди Константинополя были даже обижены, ибо для них «тюркчюлюк» (тюркство) был синоним дикости и брутальности. «Но, надеемся, вы нас не ставите в один ряд с киргизами и

бездомными кочевниками Туркестана», - говорили Вамбери изнеженные беи Босфора»4. Позднее, в 1898 г. Вамбери с удивлением пишет, что в Стамбуле среди турок он снова «не встретил никого, кто серьезно интересовался бы проблемой турецкого национализма и тюркскими языками»5.

Но именно эта теория вдохнула новую жизнь в полуподпольное младотурецкое движение, которое с середины XIX в. боролось за демократизацию османского общества. «В 1889 г. из Баку приезжает в Константинополь Гусейн-заде Али и берется за пропаганду идей пантуранизма. Он печатает в турецких газетах стихотворение, носившее, заголовок «Туран», которое является первым криком, извещавшим рождение нового политического плода. Этот крик находит надлежащий отголосок в сердцах тогдашней турецкой молодежи и очень скоро вокруг колыбели новорожденного собирается солидная группа пантуранистов»6. Вскоре Юсуф Акчура (Акчурин), бывший секретарь газеты «Казанский вестник», выходящей на татарском языке, бежал в Турцию, и с помощью представителей партии «Единение и прогресс» организовал в Стамбуле «Русское мусульманское общество», целью которого была пропаганда в среде российских мусульман идеи всеобщего мусульманского восстания7. В 1903 г. в Каирской газете «Тюрк» он опубликовал программную статью: «Три политических системы», в которой излагает на основе идей пантуранизма принципы нового государственного управления. «Акчура говорит, что оттоманизм, являющийся главной целью младотурецкой

ПН

политики и стремящийся из разноплеменных народностей Турции создать одну нацию, как это было сделано в Америке, - неосуществим. И по следующим соображениям:

1) Оттоманизм идет в разрез с желаниями и устремлениями турок, ибо, провозглашая равенство всех народов в Турции, он этим самым лишает турок положения господствующей нации и равняет их с «райями» - христианами.

2) Он идет вразрез с учением Магомета, ибо ставит на одну доску правоверных и неверных.

3) Он идет против желании самих подвластных народов, которые стремятся к независимости и не желают жить совместно со своими завоевателями.

4) Оттоманизм идет вразрез с панславянскими и завоевательными программами России, претендующей на Константинополь и на роль защитницы восточных христиан.

5) Наконец, он не согласуется с общественным мнением Европы, требующей изгнания «варваров» - турок из Европы и освобождения христиан от их ига.

Что же касается панисламизма,... то он, с одной стороны, сталкивается с все более и более усиливающимся национальным чувством во всех мусульманских странах, а с другой - с интересами больших и маленьких колониальных держав. Таким образом панисламизм не может считаться реальным фактором возрождение и усиление Оттоманской Империи.

Остается, таким образом, третья политическая система - пантуранизм. В оттоманской Империи, с точки зрения интересов государства, единственным верным элементом являются турки. Лишь на них базируясь, государство может идти по пути возрождения и усиление своей мощи. Будущее и, вместе с тем, спасение Оттоманской Империи надо искать в тюркских народах, к национальному и государственному объединению которых, говорит Акчура, должны быть направлены все наши усилия.

Путь пантуранизма свободен от всех тех препятствий, на которые наталкиваются панисламизм и оттоманизм. Пантуранизм направлен преимущественно против России, которая хотя и велика, но не непобедима. Акчура думает, что европейские державы, в виду противоположности их интересов на Востоке, не только не окажут сопротивления, но и будут всячески способствовать осуществлению Турцией пантуранистических планов»8.

В начале XX в. лозунги за принятие в Османской империи конституции сменились лозунгами более революционного характера. Наряду с борьбой за свержение старого кабинета, стали активно разрабатываться идеи, заимствованные у Австро-Венгерских тюркологов.

Первые ростки нового направления младотурецкого движения возникли в 1905-1906 гг. сначала в двух городах. В Константинополе, в среде мусульман - выходцев из России, появились идеи следующего содержания: турки и мусульмане России - одной крови - они тюрки. Тюркский элемент, следовательно, наиболее значительный мусульманский элемент. Цели Турции должны быть - объединение всех тюркских народов, томящихся под игом российского царизма и западного колониализма.

В Салониках выходцы из Македонии и Греции создали схожую версию «пантюркизма», однако отличающуюся очень характерным дополнением. Странным образом в орбиту «пантюркизма» попали Финляндия и Венгрия, взаимодействие с которыми начнется после объединения всех тюрок и вызволения их из лап «тюрьмы народов» - России9. Странность эта объясняется исследованиями уже упомянутых Вамбери и де Ужвальди, которые выдвинули теорию «транстуранских народов», основанную на якобы генетическом родстве уральской и алтайской языковой семьи, следствием чего стало включение в «тюркскую орбиту» всех финно-угорских народов10.

Образованное после переворота 1908 г. правительство младотурок приняло и развило доктрину «пантюркизма». Необходимость в новой идеологии, которая бы сплотила население империи или, по крайней мере, его элиту, назрела. Так, «в 1908 г., после провозглашения конституционной монархии собравшиеся на улицах Салоник и Стамбула массы, за неимением своего, пели национальный гимн Франции»11. Идеологическая пустота нации стала быстро заполняться идеями пантюркизма и пантуранизма. При этом, известная инертность правящего слоя сохранялась. «Турецким властям была чужда приверженность к идеологическому выбору. Их движущей силой была

идеология «безыдейности». Идейный разброс в среде младотурецких кадров отлично показан в словах (бывшего президента Турции) Джеляля Баяра: «Среди лидеров младотурок можно было встретить как приверженцев доктрины паносманизма, так и панисламизма, пантюркистов или просто турецких националистов. Были также оппортунисты. И люди с такими разношерстными взглядами занимали самые высокие посты в

государстве»12. Поэтому вызревание пантюркизма происходило благодаря усилиям небольшого числа образованных интеллигентов, развернувших широкую общественную и издательскую деятельность.

Известность получили пантюркистские писатели и идеологи - Текин Альп13 и Джелаль Нури. С 1908 г. стала выходить газета «Истинный путь» («Сират-и мустаким»), в 1911 г. переименованная в «Путь истинного направления» («Себиль ур-решад»). Выходило много других изданий, развивающих панисламистские и пантюркистские идеи - «Разъяснение истины», «Изучение мусульман», «Мусульманский мир»14. В столичной газете «Сабах» («Утро») - наиболее популярном периодическом издании -был введен отдел «Мир ислама». В 1911 г. было создано общество «Тюрк оджаглы» («Тюркский очаг») и журнал «Тюркская родина» («Тюрк юрду»)15.

Пантюркистская идеология была в первую очередь направлена на захват территорий, населенных тюрками. 60-70 млн тюрок в различных странах мира, в первую очередь - России - таковы начальные притязания пантюркистов. Джелаль Нури доводит эту цифру до 75-80 млн16.

На первом этапе предполагалось образование Малого, или Нового Турана. Границы его определялись в районе от Байкала до Стамбула и от Монголии до Казани. Соответственно, российские Сибирь, Кавказ, Крым, долины Камы и Волги, Средняя Азия должны быть завоеваны и освобождены от «ига русского деспотизма»17.

Следующая стадия - образование Великого Турана - от Японии до Скандинавии и от Ледовитого океана до Тибетских гор. «Если Япония вступит в соглашение с исламом. - история начнет свой новый период» -писал Д. Нури в книге «Единение ислама». Переговоры с Японией действительно подготавливались в период 191 -1914 гг.18

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком