научная статья по теме ИЕЗУИТЫ И ИНДЕЙЦЫ В ВИЦЕ-КОРОЛЕВСТВЕ ПЕРУ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «ИЕЗУИТЫ И ИНДЕЙЦЫ В ВИЦЕ-КОРОЛЕВСТВЕ ПЕРУ»

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

Н.В.Ракуц

Иезуиты и индейцы в вице-королевстве Перу

«Утопия», просуществовавшая полтора века

Автор выражает огромную признательность сотрудникам Римского архива Общества Иисуса и его библиотеки за предоставленные ему для ознакомления ценные публикации, без которых данная статья не могла бы быть написана.

В статье на основе исследований последних лет рассматриваются организация иезуитских миссий и проблема взаимодействия европейской и индейской культур на окраинах вице-королевства Перу в XVI—XVIII вв. как единственный в своем роде успешный пример мирной колонизации в Америке.

Ключевые слова: иезуиты, гуарани, миссии, редукции, провинция Парагвай.

История Общества Иисуса (неточно часто называемого Орденом иезуитов) в колониальной Америке представляет собой ярчайшую страницу ее истории, не оцененную в полной мере и до сих пор, несмотря на то, что в последние десятилетия она стала привлекать все больше внимания, в том числе и в российской науке. Однако методология изучения этой темы унаследовала худшие черты науки советской, т.е. времени, когда деятельность Общества Иисуса рассматривалась в духе французских просветителей XVIII в., исключительно с негативных позиций, причем допускалось и конкретное искажение фактов в угоду заранее заданной концепции. За недостатком места мы отсылаем читателя, интересующегося историей иезуитов, к тем немногим советским и российским изданиям (не относящимся к столь популярной сегодня псевдонаучной литературе), которые вполне доступны1.

В западной науке при изучении колониальной Америки тема иезуитов давно занимает одно из ведущих мест, объем имеющейся литературы просто огромен, причем оценки деятельности ордена также существенно разнятся — от откровенной апологетики до полного осуждения. В данной статье сделана попытка объективно рассмотреть деятельность иезуитов вице-

Николай Викторович Ракуц — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник ИЛА РАН (Ychma@rambler.ru).

королевства Перу на его периферии, где главным образом и действовали иезуитские миссионеры — территории современных Чили, Аргентины, Парагвая, Юга Бразилии, Восточной Боливии и перуанской Амазонии.

ПЕРВЫЕ ШАГИ

В Перу иезуиты появились не сразу. Они пришли на землю Америки в 1549 г. в португальскую Бразилию. Первым же испанским владением, где началась их деятельность, была Флорида (1566 г.), и лишь затем они прибыли в Перу (1568 г.). По сравнению с другими орденами, иезуиты «запоздали», но могли воспользоваться уже накопленным конкурентами опытом.

В отличие от других католических орденов, иезуиты рассматривали себя как организацию, нацеленную именно на миссионерскую деятельность, их устав запрещал работу в качестве приходских священников, получение соответствующих доходов и т.п. Однако, первый опыт во Флориде был крайне неудачным. Прибыв туда вместе с испанскими солдатами, вынужденные проповедовать, переходя от одного испанского форта к другому в условиях большой подвижности местного населения (что определялось типом хозяйства, сочетавшего морское собирательство и рыболовство с земледелием, практиковавшимся лишь в отдельных местах), иезуиты успеха не добились. Отчасти это объяснялось их еще недостаточной подготовленностью, а также крайней зависимостью миссионеров от испанского военного начальства, поставок продовольствия и всего необходимого из Гаваны.

Неудача повторилась в Перу: иезуитам поручили христианизацию обширной области Уарочири близ Лимы (1570 г.). Горная территория, бездорожье, рассеянное население, тяжелые климатические условия, все это в сочетании с необходимостью очень интенсивной работы вынудило их оставить миссию уже в 1572 г. Еще одна причина, по которой они это сделали, состояла в том, что иезуиты, среди которых было два перуанских метиса, прекрасно владевших кечуа, поняли, что индейцы воспринимают христианство лишь через призму своих верований, а такой религиозный синкретизм (столь обычный в Америке и до сих пор) для иезуитов был неприемлем. Известно, что именно они были самыми ярыми гонителями «идолопоклонства» перуанских индейцев в XVII в. Однако позднее, учитывая иные условия и накопленный опыт, они уже были вынуждены нередко действовать, примеряясь к обстоятельствам и несколько отступая от своих жестких принципов.

Гораздо более положительными стали результаты их работы в поселке Сантьяго-дель-Серкадо близ Лимы, где были собраны окрестные индейцы. Для них открыли школу, изолировали от контактов с испанским населением (позже именно такая сегрегация станет одной из главных причин успеха их деятельности в Парагвае). Сама форма работы иезуитами тогда счита-

лась неприемлемой (они оказались именно в положении приходских священников, зависимых от местной испанской администрации). Но успех этой миссии подтолкнул вице-короля Ф. де Толедо к требованию, чтобы иезуиты взяли еще одну доктрину (приход), что шло вразрез с их уставом. Благодаря соглашательству, проявленному в данном вопросе тогдашним главой перуанских иезуитов, Хосе де Акостой*, иезуиты обосновались в Хули, крупном центре народа аймара у озера Титикака. Толедо вошел во вкус и потребовал увеличить количество доктрин, что вызвало край-ие негативную реакцию Общества и Основатель Ордена иезуитов Св. Игна- способствовало постепенному пере-тий Лойола мещению деятельности миссионеров-

иезуитов на окраины Перу, где их зависимость от королевской администрации сводилась к минимуму. Но доктрина Хули продолжала существовать: только одна сторона ее деятельности — кузница кадров миссионеров, владевших индейскими языками, — была огромной. Именно она, с ее опытом сочетания принципов испанского колониального управления и инкского наследия в области общинной организации и послужила, в известной мере, образцом для создания ставших столь знаменитыми впоследствии иезуитских редукций** в Парагвае и других местах2.

В XVI в. преобладающей формой работы иезуитов, оставляя в стороне такую важную сферу деятельности, как образование — создание школ и колледжей в городах для обучения детей испанцев и креолов в первую очередь — были так называемые «летучие миссии». Их суть состояла в том, что миссионеры, обосновавшись в каком-либо городском центре, делали оттуда «вылазки» в окрестные индейские селения, обходя их по определенным маршрутам. В каждом селении задерживались лишь по несколько дней, совершая необходимые службы, исповедуя и т.п. Такая форма работы признавалась миссионерами наиболее эффективной. Однако они увлеклись погоней за количеством: миссий организовывали много, что вызвало нарекания орденского начальства за распыление сил — численность иезуитов нигде и никогда не была велика.

Теоретической основой деятельности миссионеров стал знаменитый труд Хосе де Акосты 1577 г. о правилах обращения индейцев. Но постулаты Акосты нередко вступали в противоречие с практикой, что вынуждало вносить коррективы на местах. Так, Акоста полагал, что для собственной безопасности миссионеры должны работать под защитой солдат, а уже опыт Флориды показал, насколько их присутствие вредит делу. Однако в то время перуанские иезуиты действовали в основном на уже «замиренной» тер-

* Хосе де Акоста (1540—1600) — испанский натуралист, историк, миссионер-иезуит.

** Редукция — индейское поселение, руководимое иезуитами.

'2 V^WS NVoO. $

29 fO aS b n

31 S- Toe* »f27 $ LomvtS • $. |«мл

, < j/*S Воем •

Mrwtfina; S M<*u«l

/»^ M

f о

L« Cm* * (Brazil)

A s

30 f

y-V

Карта главных редукций в Парагвае: 1) Санта-Мария; 2) Сан-Игнасио (св. Игнатия Лойолы); 3) Сантьяго; 4) Санта-Роса; 5) Сан-Косме; 6) редукция Иисуса; 7) Тринидад (Св. Троицы); 8) Итапуа; 9) Канделариа (Мадонны Канделарии); 10) Сан-Карлос; 11) Апостолес (св. Апостолов); 12) Консепсьон (Непорочного Зачатия); 13) Сан-Хосе; 14) Сартирес (св. мучеников); 15) Санта-Ана; 16) Лорето (Лоретской Божьей Матери); 17) Сан-Игнасио Мини (св. Игнатия Лойолы-меньшая); 18) Корпус Кристи (тела Господня); 19) Сан-Хавьер (св.Франциска Ксаверия); 20) Санта-Мария; 21) Сан-Николас; 22) Сан-Анхело (св. Ангела); 23) Сан-Луис; 24) Сан-Лоренсо; 25) Сан-Хуан; 26) Сан-Мигель (св. Михаила Архангела); 27) Сан-Борха (св. Франсиска Борджа); 28) Сан-Томе (св. Фомы); 29) Ла Круус (Св. Креста Господня); 30) Япею; 31) Аргентина; 32) Бразилия; 33) Река Уругвай; 34) Река Парана

ритории, часто среди индейцев, розданных в энкомьенды (в «попечение», а фактически рабство) испанцам, и проблема безопасности не была острой. Но именно в результате этой работы иезуиты довольно быстро превратились в ярых противников энкомьенды и личной службы индейцев, включая миту*, полагая, что это противоречит королевским законам, что соответствовало действительности, и вредит делу евангелизации. Это ставило их в оппозицию колониальным властям, с которыми они нередко конфликтовали. Хотя фактически иезуиты лишь стремились воплотить на практике законы, утверждавшие, что индейцы — свободные вассалы короны, а не рабы. Впрочем, эти законы повсеместно нарушались в Испанской Америке еще и в XVIII в.3. Но все эти противоречия обострятся позднее. Пока же деятельность иезуитов в Сантьяго и Хули и в «летучих миссиях», помогавшая «умиротворению» индейцев, особенно в недостаточно контролируемых испанцами районах, обратила на себя внимание. Причин было несколько. В 1573 г. коро-

* Мита — принудительные сменные работы, например, в шахтах, уносившие ежегодно тысячи жизней.

левским указом было исключено из употребления понятие «конкиста», замененное на «умиротворение и заселение». Тем самым корона отказалась от поддержки крупных завоевательных экспедиций (хотя военная экспансия, уже в иной форме, продолжала существовать на местах). Но окраинные области, недостаточно контролируемые из-за малочисленности испанского населения, необходимо было прочно включить в состав вице-королевства. Это было тем более актуальным, что в соседней Бразилии из-за нехватки рабочей силы для сахарных плантаций португальцы развернули активную охоту за индейцами, обращаемыми в рабство, и их банды (бандейры) не признавали никаких границ. Им было все равно — вторгаться на еще независимые ин

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком