научная статья по теме ИМЕНЕМ ГОРЬКОГО НАЗВАНА МЕМОРИАЛЬНАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ КАК ОТРАЖЕНИЕ ИСТОРИИ БИБЛИОТЕКИ Культура. Культурология

Текст научной статьи на тему «ИМЕНЕМ ГОРЬКОГО НАЗВАНА МЕМОРИАЛЬНАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ КАК ОТРАЖЕНИЕ ИСТОРИИ БИБЛИОТЕКИ»

МАРИНА КРАВЧЕНКО

Именем Горького

названа

Мемориальная экспозиция как отражение истории библиотеки

Символическим воплощением почти векового пути главной библиотеки донской столицы явилась созданная два года назад в стенах сектора художественной литературы абонемента мемориальная экспозиция «Нашей истории строки». Рассказать о ней стоит по двум причинам. С одной стороны, хочется поделиться всегда актуальным для библиотеки опытом выставочной деятельности, а с другой стороны, обзор почти вековой истории библиотеки всегда представляет интерес.

Мемориальная экспозиция «Нашей истории строки» состоит из трех тематических блоков (им соответствуют три застекленные витрины).

Первый из этих блоков называется — «Открываем Горького». Сразу же стоит заметить, что имя писателя, который, по мнению Дмитрия Быкова, вошёл в «первую десятку русских прозаиков XX века», является по отношению к центральной библиотеке Ростова-на-Дону не только номинальным. М. Горький стал на долгие годы приоритетным культурным ресурсом, узнаваемым брендом библиотеки.

Атмосфера горьковской эпохи, колорит личности самого писателя передаются многими экспонатами выставки. Неповторимый облик Алексея Максимовича запечатлён во всевозможных статуэтках, миниатюрных бюстах, в позолоченном барельефе, юбилейной монете с изображением горьковского профиля, в коллекции значков и марок. Важными деталями экспозиции являются также копия горьковского членского билета Союза советских писателей, очки старинной модели, похожие на те, кото-

рые носил М. Горький. Бесценным свидетельством горьковской эпохи можно считать и представленную здесь же газету «Правду» от 25 сентября 1932 года, по-свящённую сорокалетнему юбилею литературной деятельности писателя.

Колорит эпохи передают такие экспонаты, как подсвечник, старинные часы, статуэтка самого узнаваемого из образов — Буревестника. Неповторимые приметы времени запечатлены и в экспонатах, символизирующих писательское творчество: чернильнице с пером, писчей бумаге старого образца, на которой размещен отсканированный текст рукописи М. Горького с его автографом. (Многие экспонаты приобретены работниками ЦГБ им. Горького на сайте антикварных вещей Молоток. га).

Особое место в экспозиции «Открываем Горького» занимают редкие книги из фондов центральной библиотеки. Среди них можно увидеть трёхтомник писателя, подаренный библиотеке старейшим библиотекарем Дона И. П. Кис-ляковым, а также два раритетных издания романа «Дело Артамоновых» (один выпущен в печать в 1938 году, другой — книга на немецком языке).

Концептуальное значение для горь-ковской экспозиции имеют представленные на ней фотографии, раскрывающие тему «А. М. Горький и Ростов-на-Дону».

Что же связывает культового пролетарского писателя со столицей Дона?

Впервые М. Горький попал в Ростов-на-Дону весной 1891 года. Это было страшное, голодное время. В Ростове, как и в других российских городах, царила безработица. Труд крайне скудно оплачивался. Некоторое время М. Горь-

В 2015 году исполняется 95 лет Центральной городской библиотеке им. Горького — старейшему учреждению культуры города Ростова-на-Дону.

Марина Валерьевна Кравченко, главный библиотекарь организационно-методического отдела Центральной городской библиотеки им. Горького МБУК Ростовская-на-Дону городская ЦБС.

-%31£

#04 [238] 2015 Д ЛО ^¡ЙЙ

кий работал в порту и жил неподалеку, в ночлежке старухи Леонтьевны (не здесь ли будущий писатель накапливал житейские впечатления, наблюдал картины городских трущоб?). В 1961 году на ростовской набережной на месте старого городского порта был открыт памятник писателю. (Авторы изваяния — скульптор М. С. Алексеенко и архитектор Я. А. Ребайн). Бронзовый Алексей Максимович стоит с непокрытой головой, взгляд его устремлён в задонскую степь, а ветер с Дона распахнул полы его пальто.

Во второй раз М. Горький побывал в Ростове-на-Дону только через 40 лет, 18 июля 1928 года, уже, будучи известным всему миру писателем. В третий раз М. Горький приехал в Ростов в 1929 году. Тогда он посетил одну из значимых социалистических строек того времени — Сельмашстрой.

Экспонаты музейной витрины «Библиотека им. Горького: путь длиною в век»

Сегодня в Ростове-на-Дону с именем М. Горького связано многое. О пребывании писателя на Донской земле напоминают установленные на набережной и на доме, где жил Алексей Максимович, мемориальные доски. Одна из центральных в городе улиц ещё при жизни М. Горького в 1932 году к сорокалетию литературной и общественной деятельности была названа в его честь.

Интересной городской достопримечательностью, название которой связано с одним из знаковых горьковских образов, является кинотеатр «Буревестник», расположенный в здании двухзального дореволюционного синематографа «Колизей». Кинотеатр этот примечателен тем, что здесь в июле 1920 года выступал с чтением своих стихов великий русский поэт Сергей Есенин. А интеллектуалы 70-80-х годов прошлого века почитали это место за то, что здесь можно было посмотреть авторское, элитарное кино, которое не демонстрировалось на широких экранах.

Именем М. Горького назван и самый старый парк г. Ростова-на-Дону, которо-

му исполняется в этом году 200 лет. Это самое посещаемое место в городе. Парк им. М. Горького имеет два яруса парковых зон, на которых уютно раскинулись аллеи, игровые площадки, городок аттракционов, кафе. Здесь сохранены памятники городской архитектуры почти вековой давности: ротонда, фонтаны.

Одной из знаковых достопримечательностей г. Ростова-на-Дону, связанных с именем «буревестника револю-

Общий вид музейной витрины «Автографа

таинственная вязь»

ции», является Ростовский академический театр драмы им. Горького. На экспозиции «Открываем Горького» ему посвящены фотографии и информационный буклет «Горький на подмостках Ростовской сцены» — плод исследовательского труда сотрудников читального зала центральной библиотеки.

Изучая это библиотечное издание можно узнать немало интересных подробностей, касающихся истории театра. Несколько слов об этом.

Главный театр Ростова-на-Дону, построенный в 1935 году, считается самым большим провинциальным театром в мире. В своё время он стал стартовой площадкой для таких мэтров, как Ростислав Плятт, Вера Марецкая, Владислав Ветров. Знаменит ростовский театр и

своим внешним обликом. Его здание, имеющее форму гусеничного трактора, (подобные конструкции были чрезвычайно популярны в 1930-е годы и соответствовали духу тотальной индустриализации) до сих пор является непревзойденным образчиком архитектурного искусства: макет театра представляет российское зодчество в Лондонском музее истории архитектуры. Театр поражает гармоничным сочетание мрамора и стекла, мощными стеклянными выносными галереями, гигантской белой стеной, которую уже с первых лет после постройки использовали на праздники в качестве гигантского киноэкрана.

Интересно и то, что имя М. Горького самым тесным образом связано с историей театра. На протяжении столетия горьковские произведения занимали почётное место на ростовской сцене. Любопытно, что в начале прошлого века злободневные пьесы пролетарского писателя ставились в ростовском театре одновременно с постановками МХАТа. (Например, доподлинно известно, какой в 1902 году оживлённый резонанс у ростовской общественности вызвали спектакли «Мещане», «На дне»). Горьков-ские герои продолжают жить на ростовских подмостках и по сей день: одна из громких премьер последнего времени — спектакль «Васса Железнова».

Без преувеличения можно сказать, что подлинным эксклюзивом всей горь-ковской экспозиции являются куклы, изображающие горьковских героев. В их создании приняла участие творческая группа методистов, дизайнеров и читателей ростовских библиотек. Для воплощения бессмертных образов Вассы Железновой, Клима Самгина и Старухи Изергиль были использованы обычные «барби», которые до неузнаваемости преобразились благодаря фантазии креативного коллектива. Для кукол, изображающих Вассу Железнову (она, кстати, получилась очень похожей на героиню И. Чуриковой в одноимённом фильме), Клима Самгина, были изготовлены костюмы и аксессуары, соответствующие моде российского среднего класса начала прошлого века. Также куклы были тщательно загримированы. Особенно пришлось потрудиться над Старухой, потому что обезобразить юную красотку-«барби» оказалось совсем не простой задачей. Труды коллек-

%3Щ-

i^lfaiS Д Л О #04 [238] 2015

тива не прошли даром. Самой интересной и эксцентричной фигурой получилась именно она — героиня популярного горьковского рассказа. Облачённая в разноцветные, ветхие лохмотья, кукла, изображающая Старуху Изергиль, в своём отталкивающе-притягательным облике таит некую тёмную загадку. Значимо, что в создании образа этого харизматичного персонажа учитывалась её портретная характеристика, данная в тексте произведения: седые космы, выбившиеся из-под красной косынки, старческое осунувшееся лицо, чёрные провалы подслеповатых глаз...

Составляющей частью мемориальной выставки «Открываем Горького» является размещённая в оконном проёме сектора художественной литературы абонемента трехмерная композиция «Песня о Буревестнике». Образ Буревестника выбран не случайно. Именно он является в поэтике Горького самым узнаваемым и наиболее полно отражает художественно-философскую концепту-альность горьковского творчества. Макет птицы, прикреплённый в оконном проёме, выполнен в технике папье-маше. Задрапированная в виде волн двухцветная ткань окружает макет скалы.

Торжественное открытие экспозиции «На-

шей истории строки» на абонементе центральной городской библиотеки им. Горького

Горьковская символика отражена и в переносной рекламной конструкции, установленной у входа в библиотеку. На центральном щите трехстороннего штендера изображены графический портрет писателя и силуэт Буревестника, окружённые облаками, сквозь которые пробиваются лучи солнца. Общее цветовое решение иллюстративного щита штендера (преобладает романтическая бирюзово-бежевая гамма) намекает на возможность нового осмысления «забронзовелых» образов. С вершины XXI века, как с высоты птичьего полёта, персона «буре

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком