научная статья по теме ИМИТАЦИОННАЯ ДЕМОКРАТИЯ: АФРИКАНСКИЙ ВАРИАНТ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ИМИТАЦИОННАЯ ДЕМОКРАТИЯ: АФРИКАНСКИЙ ВАРИАНТ»

© 2015 г.

А.Л. ЕМЕЛЬЯНОВ

ИМИТАЦИОННАЯ ДЕМОКРАТИЯ: АФРИКАНСКИЙ ВАРИАНТ

"Дьявол кроется в деталях" - эта фраза удачно характеризует многочисленные дискуссии о конкретных проявлениях демократии в тех или иных странах. В представлении автора, демократия - существующий в настоящее время этап развития ев-рохристианской1 цивилизации. В ее основе лежит представление об индивидууме как минимальной ячейке человеческого коллектива, что закреплено в законодательстве, образе жизни, менталитете и т.д. представителей еврохристианской цивилизации.

Демократия - не набор элементов, которые могут существовать независимо друг от друга, а цельная сложносочиненная и сложноподчиненная система. Более того, при исчезновении любого структурообразующего элемента разрушается и сама система. Воспроизвести нечто подобное не удалось за пределами доминирования белого человека. Именно поэтому все те политические системы и образ жизни больших человеческих коллективов, стремящихся воспроизводить отдельные элементы еврохристианской цивилизации, я называю "имитационной демократией", не вкладывая в этот термин никакого оценочного смысла.

Одним из основных элементов еврохристианского общества является потребление, которое превратилось в образ жизни человека и заменило ему основные нравственные и религиозные ценности. Оно является своеобразной компенсацией за высокую производительность труда, новой "этикой", связывающей отдельных людей. В свою очередь современное высокотехнологичное производство невозможно без научного знания. Оно базируется на высоком уровне школьного и университетского образования. Качество жизни и комфортное существование обеспечивает развитая медицина, которая является порождением образования, науки и технологии. Движущей силой, мотором всего этого сложнейшего механизма является конкуренция, децентрализация политической и экономической жизни, без которой невозможно существование современных национальных государств. Все это цементирует структурообразующая роль закона как способа защиты частной собственности и мирного разрешения любых споров.

Минимальной ячейкой африканского2 общества является "мы". Это могут быть как светские человеческие коллективы (семья, род, клан, община, деревня, землячество и т.д.), так и религиозные (приход, монастырь, афрохристианские организации, братства, секты и т.д.). Африканское общество рассматривает ребенка с его рождения как единицу, относящуюся к определенной социальной группе, сословию, касте, корпорации и т.д. Этот фактор является структурообразующим.

Емельянов Андрей Львович - доктор исторических наук, профессор Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД РФ.

1 В это понятие автор включает весь ареал доминирования белого человека, исповедующего католицизм или различные формы протестантизма.

2 Под "Африкой" автор подразумевает Африку южнее Сахары, исключая Южно-Африканскую Республику, которая с начала ХХ в. принципиально отличается от других регионов Черного континента.

В своих базовых компонентах африканское общество ничем не отличается от любого другого. Люди также хотят есть, пить, спать, любить, заводить семью, детей, обеспечивать их всем необходимым, быть здоровыми, успешными, счастливыми и т.д. Разумеется, есть и отличия, и весьма существенные, которые позволяют говорить об африканском обществе в противовес любому другому.

Изучением политического процесса и политических структур обычно занимается политология в рамках сложившейся в этой науке методологии и понятийного аппарата. Они вырабатывались в процессе изучения Северной Америки и Западной Европы. Поэтому, столкнувшись со специфическим восточным материалом, политология была вынуждена отойти от некоторых устоявшихся понятий и догм. В африканских реалиях многие схемы просто не работают. Политологический подход прежде всего направлен на сравнение с еврохристианским стандартом. Его можно назвать "синхронным". Он рассматривает политические процессы в реальном времени. В рамках исторического подхода изучается конкретное общество, учитывая его связи с прошлым, влияние традиций, религии, менталитета человеческого коллектива. Его можно назвать "диахронным". Глупо упрекать Александра Македонского за отсутствие интереса к гражданскому обществу или Петра Великого за непарламентские формы работы с оппозицией. История, как и культура, не знает прогресса, а лишь движение, изменение. Политология описывает и анализирует политические структуры и процессы (иногда подменяя научное исследование моральным осуждением), история раскрывает их сущность, показывает неразрывность и преемственность. Для политологии весь мир -единое целое, поэтому в Африке должны действовать те же самые закономерности, что и в еврохристианских государствах, для истории - каждая цивилизация уникальна и неповторима.

Необходимо не только попытаться объяснить механизм действия этой имитационной демократии, но и рассмотреть причины происхождения африканского варианта этого явления. Иначе можно попасть в ловушку формального анализа, что характерно для многих политологов, плохо знающих африканские реалии.

Последние десятилетия Африка находится в состоянии системного кризиса, в значительной степени обусловленного тем, что вхождение в единый мир застало Африку в период перехода от традиционного к современному обществу, когда "старое" уже частично разрушено, но еще относительно влиятельно, чтобы не дать "новому" уничтожить себя. В результате население континента оказалось в ситуации, когда его потребности в значительной степени превышают экономические возможности государства. Африканцы со своими патерналистскими, патронатно-клиен-тельными, коллективистскими, трайбалистскими представлениями оказались в обществе, где структурообразующими понятиями являются деньги, индивидуализм, возможность любому занять любую ступень в иерархии власти, безудержное обогащение и бездумное потребление, не связанные никакими этическими, моральными и религиозными нормами.

К субъективным причинам кризиса относится плохое управление государством и экономикой, которые стали самовоспроизводящимся структурообразующим элементом общества, характерным для всех африканских стран. К историческим причинам можно отнести длительное изолированное существование континента, последствия евро-американской работорговли, прервавшей естественный ход развития государств и народов, негативные последствия векового колониального господства.

К цивилизационным - особенности менталитета африканцев, например их тотальное недоверие ко всем нововведениям. Они не использовали, даже в контактных зонах, колесо, плуг, вьючных животных, обработанный камень, за 2 тыс. лет до начала активных контактов с Европой не произошло сколько-нибудь серьезных улучшений в агротехнике. На континенте отсутствует доминирующая религия, а смесь элементов ислама, христианства с традиционными верованиями является дезинтегрирующим фактором, в отличие от объединяющей роли мировых религий в других цивилизациях.

После силового волюнтаристского решения о предоставлении независимости привнесенные метрополиями политические институты (разделение властей, парламентаризм, прямое всеобщее и тайное голосование и т.д.) не имели достаточно времени для внедрения и закрепления в сознании широких африканских масс. Лишенные контролирующей и направляющей силы в виде европейской администрации, демократические структуры быстро синтезировалась с африканскими традициями3, которые наполнили их новым содержанием: уравнительность, трайбализм, геронтократия, клановость, клиентелизм, отсутствие толерантности. Синтез авторитарного и демократического, традиционного и современного стал одной из характерных черт политической культуры Африки.

В условиях тотальной бедности населения, этноконфессиональных противоречий, постоянных военных переворотов, территориального распада и борьбы за власть между различными группировками повсюду сформировались однопартийные системы и утвердились авторитарные и тоталитарные режимы. Они рассматривались не как временное отклонение от универсальных норм, а как их адаптация к африканским реалиям. Авторитарный режим, с точки зрения его сторонников, - гарант внутриполитической стабильности и единственное средство для противостояния трайбализму, а однопартийная система сможет лучше обеспечить единство полиэтнической, многоконфессиональной страны и успешнее решит проблемы развития.

Сразу же после обретения независимости экономическая и политическая власти не всегда совпадали. Вскоре они начали все более тесно переплетаться, появилась широко распространенная практика конвертации власти в богатство и наоборот на всех этажах административной иерархии. Новая элита получила возможность безнаказанно присваивать государственные средства. В африканских государствах деньги практически беспрепятственно конвертируются во власть и наоборот. Таким образом, была создана малочисленная, но влиятельная прослойка, спаянная боязнью потери власти, что было во многих случаях равнозначно утрате не только имущества, но даже жизни. В еврохристианской цивилизации прямой контакт денег и власти амортизируется общественными и неправительственными организациями, профсоюзами, медиа-структурами, официальным лоббизмом и т.д.

В постколониальной Африке было трудно отделить экономику от политики, они были встроены друг в друга. Процессы производства, потребления и обмена опосредованы отношениями родства, пола, возраста, разнообразными ритуалами и верованиями. Невозможно дать однозначный ответ в рамках всего Черного континента, является ли политическое устройство следствием сложившейся экономической системы или наоборот. От классической рыночной экономики африканскую отличают неконкурентный тип поведения, стремление к торговой монополии путем сговора или внеэкономического уничтожения конкурента, ставка на спекулятивную сверхприбыль. Системное расхищение общественных ресурсов происходит через государственные компании и правительственные организации. Упор делается не на производственную деятельность, а на торгово-ростовщические и спекулятивно-посреднически

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком