научная статья по теме ИМПЕРАТОР АЛЕКСАНДР III И МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО РОССИИ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ИМПЕРАТОР АЛЕКСАНДР III И МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО РОССИИ»

© 2011 г.

Ю.В. КУДРИНА

ИМПЕРАТОР АЛЕКСАНДР III И МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО РОССИИ

Император Александр III оставил значительный след в деле развития музыкальной культуры России. Как писала после его смерти "Русская музыкальная газета" от 11 ноября 1894 г., память о нем "всегда будет дорога русскому музыкальному миру".

В середине 50-х годов XIX в. в музыкальной жизни страны произошли значительные изменения. Камерная и симфоническая музыка вышла за пределы аристократических салонов и стала достоянием более широкого круга слушателей. В 1859 г. в Петербурге, а год спустя в Москве, было создано Русское музыкальное общество.

В 1862 г. по инициативе композиторов М.А. Балакирева и Г.Я. Ломакина была учреждена первая бесплатная музыкальная школа пения, покровителем которой сначала был цесаревич Николай Александрович, а затем цесаревич Александр Александрович. Задачей школы было обучение хоровому пению, игре на оркестровых инструментах, знакомство с основами музыкально-методических знаний. Цесаревич Александр Александрович и цесаревна Мария Федоровна часто по приглашению Н.А. Римского-Корса-кова, ставшего позже директором школы, посещали концерты школы.

Вслед за Петербургом и Москвой музыкальные школы и училища открылись в Киеве, Харькове, Казани, Тифлисе, Омске, Одессе, Саратове, Риге и других губернских городах. С каждым годом увеличивалось число русских учителей музыки, музыкантов оркестра, певцов и певиц.

В 1862 г. в Петербурге была открыта первая русская консерватория, а в 1866 -Московская.

В 1872 г. по инициативе цесаревича Александра Александровича было основано "Общество любителей духовой музыки", которое первоначально называлось "Хором наследника цесаревича Александра Александровича". В нем цесаревич участвовал лично. Исследователь К.В. Колокольцов, опубликовавший в 1897 г. очерк о Хоре любителей духовой музыки, писал: "Началом деятельности хора нужно считать первое собрание в Морском Музее. Августейший Основатель этого хора Своим личным в нем участием и примером воодушевлял всех членов к плодотворному и бескорыстному служению искусству с самого начала деятельности этого, только что призванного к жизни, небольшого по количеству, но уже тесно сплоченного одной общей, дорогой для всех идеей учреждения. Благодаря этому, члены хора с энергией стали работать во имя искусства, поощряемые Царственным Руководителем, следившим за развитием хора, во все периоды его дальнейшего существования"1.

В списках участников хора состояли пять особ императорского двора. В дневниковых записях цесаревича мы находим постоянные записи о музыкальных занятиях: Дагмар на фортепьяно, Александр Александрович - на корнете. Музыкальные вечера, или, как их тогда называли, музыкальные собрания, в Зимнем дворце начали устраивать

Кудрина Юлия Викторовна - кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН.

1 Хор любителей духовой музыки, состоящий под августейшим Государя Императора покровительством. Очерк 1858-1897. СПб., 1897, с. 157.

с 1858 г., чему способствовал генерал-адъютант О.Б. Рихтер, состоявший при особе наследника престола цесаревича Николая Александровича, старшего брата великого князя Александра Александровича, в то время полковник Генерального штаба. Он был ревностным любителем музыки и еженедельно, по субботам, устраивал музыкальные вечера в Зимнем дворце. Среди их участников были такие известные музыканты, как А.Г. Рубинштейн, А.А. Беккель и многие другие. Музыкальные собрания проходили в присутствии великого князя Александра Александровича, который сам участвовал в музыкальном исполнении, играя на корнете.

Созданный по инициативе цесаревича в начале 70-х годов "Музыкальный кружок", вскоре окончательно оформился, и его занятия приобрели постоянный и регулярный характер. По словам графа С.Д. Шереметева, цесаревич Александр Александрович был центром этого кружка2.

Занятия проходили в Аничковом дворце и в Адмиралтействе. Из дневника цесаревича: "1879. 20 января. Понедельник. - В V 9 мы отправились в Михайловский дв[орец] на концерт нашего хора любителей и певчих гр[афа] Шереметева в пользу семейств убитых и раненых л[ейб] гвард[ии] Егерского полка (во время русско-турецкой войны. - Ю.К.). Концерт удался отлично, и, кажется, сбор будет хороший"3.

Брат жены Л.Н. Толстого, полковник А.А. Берс, член "Музыкального кружка", вспоминал что в этом полку служил убитый под Телишевым член кружка штабс-капитан Базилевский: "Мысль устроить концерт в память убитого музыкального коллеги подал нам цесаревич. Его Высочество принял самое живое участие в устройстве этого концерта; сам раздавал билеты между царской фамилией, собрал более полутора тысяч рублей, которые привез в один из четвергов в Адмиралтейство, и сдал их заведующему хозяйственной частью кружка, полковнику Адельсону. Великая княгиня Екатерина Михайловна предложила нам чудную залу в ее дворце, и по-царски угостила всех присутствующих. На этом концерте присутствовала вся царская фамилия и избранная петербургская публика. Сбор составил очень значительную сумму".

Музыканты, современники Александра III, как русские, так и иностранцы, высоко оценивали его музыкальные способности и исполнительское искусство. Об этом, в частности, свидетельствуют воспоминания А.А. Берса: "Государь, будучи музыкантом, всегда высказывал верные суждения о музыке и был всегда тонким ценителем хорового исполнения"4.

Шереметев, музыкант, ценитель музыкальной культуры, воспоминал: Александр III "очень любил музыку без всяких предвзятых партийных мыслей, без всякой претензии на музыкальность"5.

Американский виртуоз-корнетист Дж. Леви, приглашенный в Россию великим князем Алексеем Александровичем, братом цесаревича, ставший участником концертных выступлений Придворного оркестра, в интервью журнала "Бруклин Игл" вспоминал: «Цесаревич прекрасный музыкант-любитель, и корнет - это его инструмент. Я часто с ним играл, и довольно многому его научил. Он взял меня под свое покровительство, и 20 месяцев, дважды в неделю, я приглашался во дворец. Вы знаете, когда русские войска вошли в Париж, 60 или 65 лет назад... в годовщину этого дня у них проводится большой концерт, названный "Концерт Инвалидов", в котором никому, кроме русских, не позволяется играть или петь. Благодаря влиянию цесаревича я был приглашен играть в концерте в тот год, когда я там был... В том концерте было

2 Мемуары графа С.Д. Шереметева. М., 2001, с. 130; Дневники цесаревича Александра Александровича. 1867. - Государственный архив Российской Федерации (далее - ГАРФ), ф. 677, оп. 1, д. 22, л. 99-100.

3 Памятные книжки Великого князя Александра Александровича. 1861-1865. - Там же, л. 257-261.

4 Берс А.А. Воспоминания об императоре Александре III. СПб., 1900, с. 55.

5 Мемуары графа С.Д. Шереметева, с. 131.

1400 музыкантов, и это была самая блестящая публика, из той, перед которой я прежде играл»6.

Композитор и театральный критик Ю.К. Арнольд (1811-1898), опубликовавший в 1895 г. очерк, посвященный Придворному оркестру, писал: "Он (Александр Александрович. - Ю.К.) любил музыку, и в узком кругу императорской семьи слушание музыки было любимым развлечением и отдыхом"7.

Создание "Музыкального кружка" и "Хора любителей духовой музыки", а позже Придворного оркестра под покровительством цесаревича, а впоследствии императора Александра III, дало толчок к созданию собственных оркестров в самых различных местах - в военных корпусах, на предприятиях, в гимназиях и университетах. Рост интереса к исполнительному искусству и игре в различных оркестрах наблюдался у представителей самых разных сословий российского общества. "В корпусах, на заводах и проч., везде завелись собственные оркестры, везде встречали государя с музыкой и пением"8.

Колокольцов писал: "По почину Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича, игра на оркестровых инструментах вошла в моду... В обществе стала ощущаться необходимость в организации, помимо Хора Наследника Цесаревича, еще других хоров любителей. И действительно, в 1879 году уже существует несколько хоров... Общества любителей музыки получили распространение и завоевали себе известное положение"9.

В 1882 г. "Музыкальный кружок" получил статус Придворного оркестра. Оркестр подчинялся Министерству императорского двора. Его начальником Александр III назначил генерал-майора барона К. фон Штакельберга, а помощником - ротмистра гвардии П. фон Альбрехта. Оба отличались солидными музыкальными знаниями. Оркестр делился на смешанный оркестр и духовой оркестр. Во всем оркестре насчитывалось 100 музыкантов, из которых большинство играло на двух инструментах: струнном и духовом, и таким образом, являлись участниками обоих оркестров.

Из воспоминаний Арнольда: "Летом прошлого года я имел удовольствие в первый раз не только услышать исполнение этого оркестра, но и узнать дальнейший его распорядок... я не могу не признаться, что с обеих этих сторон упомянутый оркестр заслуживает самого широкого признания, даже за границами нашей империи"10.

Во владении Придворного оркестра находились старинные скрипки, одна - работы Страдивари, другая - Амати. Обе ранее принадлежали императору Александру I и хранились в Эрмитаже. Александр III распорядился передать их Придворному оркестру для использования в исполнениях соло.

Во владение оркестра по распоряжению императора были переданы также восемь флейт различной формы из наследства Александра I, в том числе одна хрустальная, отделанная драгоценными камнями, а также флюгельгорн-квартет (корнет-квартет) Александра III и две трубы, на которых он сам играл.

На стенах зала Придворного оркестра были развешены 54 рога из латуни различной величины. За изготовление медных труб, "нарышкинских рогов", для хора инструментальному мастеру Н. Федорову было пожаловано звание Поставщика двора Его Императорского Величества. Мастер восстановил по описаниям и рисункам оригинальные русские музыкальные инструменты - исторические рога, - существовавшие в России с 1757 г., а затем надолго забытые11.

6 LEVY. The Greatest Blower of the Age. - Brooklyn Eagle, 14.VII.1878.

7 Арнольд Ю

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком