научная статья по теме ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ ОБЫЧНО-ПРАВОВОГО ОПЫТА ПЕРМСКИХ НАРОДОВ В СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, РЕГУЛИРУЮЩЕЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ ОБЫЧНО-ПРАВОВОГО ОПЫТА ПЕРМСКИХ НАРОДОВ В СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, РЕГУЛИРУЮЩЕЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ ОБЫЧНО-ПРАВОВОГО ОПЫТА ПЕРМСКИХ НАРОДОВ В СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, РЕГУЛИРУЮЩЕЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

О.А. Плоцкая, кандидат юридических наук, доцент

Статья посвящена процессу имплементации обычно-правового опыта пермских народов (коми (зырян), коми (пермяков), удмуртов) в современное российское законодательство, регулирующее образовательную деятельность. Представлены некоторые инновационные подходы и предложения в преподавания обычного этнического права. Особое внимание уделяется способам усовершенствования действующего федерального законодательства в образовательной сфере.

Ключевые слова: имплементация, обычное этническое право, пермские народы, коми (зыряне), коми (пермяки), удмурты, российское законодательство, образовательная деятельность.

В современных условиях процесс глобализации и унификации права способствует усилению роли и значения обычного этнического права, так как оно не должно исчезнуть, несмотря на распространение универсальных правовых и политических моделей, которые могут нарушить этнокультурную идентичность народов. Защитить национальную правовую культуру, обеспечить сохранение и развитие национальных языков и истории, этнических обычаев, в том числе и правовых, формы традиционного образа жизни позволит право и, прежде всего, обычное этническое право, являющееся неотъемлемой частью традиционной культуры этнического общества и средством защиты этнической культуры, исторических традиций и языка этноса. «Обычное право, традиционные этноправовые регуляторы, являясь не просто частью культуры народа, а институционализированной этнокуль-

турной идентичностью, нормативным выражением национально-культурного мировоззрения, определяют действие современного законодательства и сами нуждаются в защите» [1, с. 3].

Глобализация заставляет искать новые регуляторы в общественных отношениях, переосмыслить ранее выработанные правовой доктриной понятия, роль не только государства, но и права, и в частности обычного этнического права. По мнению Г.И. Иванца, В.И. Червонюка глобализация приводит к интернализации национальных правовых систем, путем их сближения, а также унификации ряда отраслей и институтов права [5, с. 91].

В условиях происходящей правовой рецепции правовых институтов и отраслей права, в конвергенционном процессе, при усилении взаимозависимости различных правовых систем, при условиях унификации права, появляется необходимость переосмысления роли

и места обычного этнического права народов, проживающих на территории Российской Федерации. Именно обычное этническое право противостоит унификационным процессам и обращает внимание современного российского законодателя на заимствование шаблонов поведения, которые могут эффективно применяться сегодня, не только из иных правовых систем, а из веками апробированного обычно-правового опыта российских народов.

В настоящей работе на примере обычно-правового опыта пермских народов, к которым относитсякоми (зырянский) социокультурный этнический тип, удмурты и коми (пермяки) [16, с. 518-519], попытаемся предложить способы его применения в современной образовательной деятельности.

Практическая реализация обычно-правовых установок, принципов в современном российском законодательстве, как своеобразный способ включения обычно-правовых норм и институтов в российскую правовую систему, т. е. им-плементация, позволяет сегодня удачно применять и использовать наработанный веками обычно-правовой опыт и, прежде всего, в образовательной сфере.

Исследование роли обычно-правовых норм в этновоспитательном процессе пермских народов в современных условиях политических, правовых, экономических, социальных преобразований представляется все более актуальным, так как правовые обычаи, формировавшиеся в этнопедагогическом процессе в историческом прошлом, являлись традиционными регуляторами процесса обеспечения жизнедеятельности всего этнолокального общества.

Особенно это актуально сегодня в условиях реформирования системы российского образования и формирования компетентностного подхода.

Обычно-правовые нормы сложились, в том числе и в этнопедагогичес-ком, и в частности в воспитательном процессе в результате многократного и единообразного повторения однотипного варианта поведения и постепенно приобретали статус обязательного правила, которое обеспечивалось общественным принуждением.

Этновоспитательный опыт пермских народов можно применять в современном образовательном процессе путем создания развивающейся активной молодежной среды в студенческой группе, готовой к социальному партнерству.

В воспитательном процессе младшее поколение постепенно становясь носителем, усваивало не только необходимые знания и практический опыт, но и обычно-правовые нормы, регулировавшие различные сферы общественной крестьянской жизни. Например, обычно-правовые требования и табу в поведении женщины со своими старшими родственниками. «Сноха своему свекру не должна показывать ни бо-сыхъ ногъ, ни волось...» [2, с. 35]. П.С. Паллас в своей работе, посвященной исследованию различных провинций российского государства упоминает о подобных табу у вотяков, в поведенческой модели по отношению к старшим родственникам мужчинам и посторонним людям, зашедшим в гости, когда замужней женщине предписывалось появляться перед ними только в закрытой одежде и обязательно с головным убором (айшунь) [10, с. 35].

Важнейшим аспектом в народной педагогике, было трудовое воспитание, так как воспитание трудолюбия, как базовой черты характера, считалось едва ли не самой главной задачей. Основным принципом научения детей трудовым операциям была формула «делай как я» [9, с. 8].

Используя индивидуальный подход, детей рано начинали приобщать к разным видам трудовой деятельности. Его готовили к будущей трудовой деятельности, опираясь на существовавшие обычаи и традиции. Одновременно с трудовым обучением молодежь постигала и основы «экологического кодекса», а также уважительное отношение к природе, способствовавшее экономному эксплуатированию биоресурсов. «Для зырянина лесъ - стих!я, взростив-шая его, воспитавшая и продовольствующая...» [3, с. 3-4].

Не меньшее значение уделялось и физическому воспитанию подрастающего поколения. «Прежде всего, активнее происходило развитие физических способностей детей и подростков, что благотворно сказывалось на овладении исконными промыслами. Веками выработанные обычаи воспитания в полной мере соответствовали всесторонней подготовке искусного промысловика -кормильца семьи» [8, с. 60].

Пермские народы включали в этнопе-дагогический процесс и обучение молодежи религиозным воззрениям, приучая подростков к религиозным обрядам.

Этнопедагогика была направлена на воспитание высоконравственных личностей. Общество стремилось к профилактике преступности, вырабатывая превентивные меры в виде

осуждения общества или морально-нравственные формы наказания (например, порицание), направленные на предупреждение совершения общественно опасного деяния.

Также необходимо отметить, что уровень правовой культуры и правового воспитания пермского населения, который основывается на нравственном сознании, был достаточно высок, так как отдельная личность стремилась поступать в соответствии с предписаниями обычно-правовых норм, вырабатывавшихся веками. Удачно данный процесс отметила Г.А. Никитина. «Что касается неформальных санкций, здесь можно вести речь о воспитательных ресурсах народной педагогики, роль общественного мнения, в целом о комплексе превентивных мер, до поры до времени являвшихся основным регулятором нормативно-стабильного функционирования общинного организма» [9, с. 8]. Выделяя такие социокультурные коды, как: можно, нельзя, нужно, Г.А. Никитина, считает, что они «определяли и структурировали поведение членов общества, став неотъемлемыми элементами их психической организации и структуры в процессе интерио-ризации. И если жизнедеятельность общинников действительно базировалась на владении этими нормами /кодами/ регуляторами, необходимость в мобилизации мирского суда как блюстителя правопорядка актуализировалась редко» [9, с. 8].

Такие социокультурные коды влияли на правовое воспитание пермских народов наравне с религиозными нормами, определявшими морально-нравственный облик индивида, что

основывалось на принципах всепрощения, уважения и почитания родителей, порицании антиобщественных и противоправных действий, таких как кража, грабеж, убийство и др.

Богатейший этновоспитательный опыт, накопленный пермскими народами, сегодня должен активно использоваться. Так, к примеру, студентов-юристов сегодня важно обучать не только материальному и процессуальному праву, но и обычно-правовым нормам, морально-нравственным воззрениям, формировавшихся в народе. Это поможет взрастить граждан РФ с высоким уровнем правовой культуры и правосознания, патриотически относящихся к социально-культурным ценностям своего государства, что в свою очередь, улучшит социокультурную составляющую в вузе, а это положительно скажется на привлекательности вуза для будущих абитуриентов.

Подобную практику, на наш взгляд, необходимо отразить и в действующем законодательстве. Так, в ст. 7.2. ФГОС [11] обязывает вуз формировать социокультурную среду и создавать условия, необходимые для всестороннего развития личности. Однако способы и средства создания подобной среды ФГОС не оговаривает. Поэтому необходимо предложить законодателю нормативно закрепить в ФГОСе такой способ формирования социокультурной среды, как использование в образовательном процессе обычно-правового опыта народов населяющих субъекты РФ.

Аналогичные варианты использования обычно-правового опыта народов, населяющих субъекты РФ можно применять и в проведении образова-

тельных и воспитательных мероприятий в детских садах, общеобразовательных школах и других образовательных учреждениях. Так, к примеру, в детском саду проводя интерактивное занятие, педагог может организовать деловую игру, в которой каждый ребенок должен разработать свой предполагаемый родовой знак собственности. Их можно наносить на предметы, одежду, принадлежащие ребенку в иг

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком