научная статья по теме ИМЯ И ФИЛОСОФИЯ НИКОЛАЯ МАЛЬБРАНША В ЧЕРНОВЫХ ЗАПИСЯХ И ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ДОСТОЕВСКОГО Философия

Текст научной статьи на тему «ИМЯ И ФИЛОСОФИЯ НИКОЛАЯ МАЛЬБРАНША В ЧЕРНОВЫХ ЗАПИСЯХ И ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ДОСТОЕВСКОГО»

Имя и философия Николя Мальбранша в черновых записях и произведениях Достоевского

К.А. БАРШТ

В "записной тетради" Ф.М. Достоевского 1864-1865 гг. находится каллиграфическая запись "Малебраншъ". Имя французского философа Николя Мальбранша, автора известного труда "Разыскания истины" отсутствует в списках авторов, оказавших влияние на творчество Достоевского. Тем не менее, в романе "Преступление и наказание", а также в других произведениях, содержатся реминисценции из книги Мальбранша, а также аллюзии на представленные в ней философские концепции. В статье анализируются некоторые следы влияния философии Мальбранша на творчество Достоевского.

There is the calligraphic note "Малебраншъ" in the Fyodor Dostoyevsky's "notebook" of 1864-1865. The name of the French philosopher Nicolas Malebranche, author of the famous work "The Search After Truth", is still missing in the lists of writers who had influenced to the Dostoevsky's works. However, in "Crime and Punishment", as well as in other his works , there are the significant amount of reminiscences of Malebranche's book and allusions to his philosophical concepts .The article examines some traces of Malebranche philosophy in Dostoevsky's works.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Достоевский, Мальбранш, записные тетради, философия, "Преступление и наказание", "Разыскания истины".

KEY WORDS: Dostoyevsky, Malebranche, philosophy, notebooks, Crime and Punishment, The Search After Truth.

Редакторы полного собрания сочинений Достоевского в тридцати томах (Л.: Наука, 1972-1990) исключили "каллиграфические записи" из сферы своего внимания при подготовке текстов "записных тетрадей". Однако к настоящему моменту выяснилось, что эти записи не случайные письменные упражнения, но важнейшая часть рукописного наследия Достоевского: как правило, они обозначают идеи, имена или географические названия, которые имели особое значение для формирования замысла или сюжета произведения, над которым в данный момент работал писатель [Баршт 1996, 107-125]. "Каллиграфическая запись" "Малебраншъ"1 дважды встречается в черновых заметках к "Преступлению и на-

© Баршт К.А., 2015 г.

казанию" и указывает на тему, до сих пор не пользовавшуюся интересом у исследователей творчества Достоевского2.

"Разыскания истины" Мальбранша на протяжении XVIII и XIX вв. были существенным компонентом европейской философской жизни. Книга многократно переиздавалась и переводилась, в том числе на латинский язык, снискав особую популярность, помимо Франции, в Германии, Голландии и Англии. От издания к изданию Мальбранш переделывал труд своей жизни в течение сорока лет, вплоть до последнего прижизненного издания 1712 г. Методологически связанная с окказионализмом, философия Мальбранша для представителей самых различных философских школ служила важным инструментом борьбы с материализмом и сенсуализмом; особенной популярности она достигла к середине XIX в. Влияние этого мыслителя на философско-религиозную мысль Европы было более чем значительным [Смелова 1999, 28-29]. Известны следы философии Мальбранша и в творчестве русских писателей [Бочаров 1995, 213].

Достоевский мог читать "Разыскания истины" только в оригинале, так как русский перевод вышел лишь в начале следующего столетия (СПб., 1903-1906). Наиболее близким к интересующему нас моменту (1864-1866 гг., работа над романом "Преступление и наказание") было издание 1853 г.3, хотя не исключено, что писатель познакомился с этим трудом в юности, в период обучения в кондукторских классах Главного инженерного училища (1838-1841 гг.), когда он интенсивно осваивал училищную библиотеку. Исходя из общего принципа использования языка "каллиграфии" в творческом процессе Достоевского (сосредоточенное обдумывание определенной идеи или концепции, связанной с обозначенной "каллиграфической" записью темой), можно поставить вопрос: какие именно концепции Мальбранша и в связи с какими мотивами задуманного произведения были предметом размышлений писателя?

Последние четыре страницы "Записной тетради 1864-1865 гг." (РГАЛИ. Ф. 212.1.4. Л. 149-152) образуют текстовый блок, содержащий наброски к первому варианту "Преступления и наказания" (повести "Исповедь преступника"), две записи "Малебраншъ" находятся на странице 150-й и являются своего рода письменным завершением очередного "плана" произведения. Из этого ясно, что имя и концепции Николя Мальбранша оказались в круге внимания Достоевского во время работы над замыслом "Преступления и наказания" на самом раннем этапе создания этого произведения.

На предыдущей странице, № 149, под заголовком «Примечания к "Исповеди"», писатель формулирует основную канву переживаний Раскольникова после совершения им преступления: "КВ. Да, вот, поди и объяви: скажут, глупо, убил без причины, взял 280 руб. и на 20 руб. вещей. Вот если б 15 000 али я Краевского убил и ограбил, вот тогда б не смеялись... Воображал, что двумястами себя обеспечит и всех счастливыми сделает. Не поверят моему плану, когда я буду об нем толковать. О позор, позор!" [Достоевский 1972-1990 VII, 92]. Две записи "Малебраншъ" появляются на следующей странице, после того как в продолжение к ним Достоевский записывает: "СЕЙЧАШНИЕ СПРАВКИ. Бакалин, о болезни, Разумихин - те начали говорить об убийстве - вдруг входит Лужин, разговор с ним, заминается, о молодом поколении. Тот продолжает об убийстве Бакалину, Лужин слушает и ждет, рассказ об убийстве дает ему повод начать разговор о том, что начинается разлад, о молодом поколении. <...>

<...> Он их выгоняет, спит, вечером ушел как безумный, молитва. КВ (Сестрица послала, только она велела не говорить, что послала.)

Аристов и его история. Он приходит к нему: "А признайтесь, это вы сделали". У Дюс-со. Наивно. Продает сестру франту с К-го бульвара. Бьет сестру и отнимает у ней всё. Купил фальшивые билеты. Рейслер. Лужин употребляет его. Бьет мать. Сестра уезжает с Кохом в Москву. "У нас в классе одного учителя дразнили... "

- Как это всё гадко, как это всё низко! - говорит он. - Царить над ними! [Достоевский 1972-1990 VII, 92-93].

Воспроизведение этих заметок необходимо потому, что они и в целом, и по частям имеют аллюзивный адрес в философии Николя Мальбранша. Основные темы записей: моральная и юридическая стороны недавно происшедшего убийства старухи-процент-

щицы (Раскольников скрывает, что это сделал он), общий "разлад в молодом поколении" (увлеченность несбыточными и опасными мечтами), жестокость социальной реальности (продажа сестры, избиения матери со стороны "Аристова"), и, главное - стремление Рас-кольникова исправить настоящее положение дел, единственным средством чего он видит в том, чтобы "царить" над нравственно разложившимися согражданами и тем самым спастись, уйти за пределы предложенных ему обществом правил строительства его жизни.

Фабула о преступлении, свершенном во благо, с конечной целью сделать людей счастливыми, исполненном как результат теоретических построений, основанных идее жертвы собой и другими ради изменения жизни к лучшему, сложилась в сознании Достоевского на раннем этапе работы над этим произведением [Достоевский 1972-1990 XXVIII (2), 136139]. "Теория" Раскольникова основана на подразделении людей на два разряда: "обыкновенных", смысл существования которых сводится к воспроизведению себе подобных, и "особенных", способных сказать "новое слово", разумеется, преступив при этом закон, фиксирующий устаревшие нормы и тем самым мешающий их деятельности. Свой замысел Раскольников осуществляет в два этапа: 1) на теоретическом уровне, в статье, формулирующей эту концепцию, и 2) на практическом уровне, совершая преступление (убийство процентщицы) в качестве первого шага к поставленной цели - "царить над ними" - так как другого способа восстановить попранную справедливость не существует.

Фактически речь идет о молодом ученом, который пытается совместить свою гипотезу с реальной жизнью. Психологический процесс, который сопутствует такого рода совмещению, получил детальное описание в книге Мальбранша: "С учеными случается то, что с путешественниками. Если путешественник, по несчастью, собьется с дороги, то чем дальше подвигается он, тем больше удаляется от места назначения. Он плутает тем больше, чем быстрее идет и чем больше спешит прибыть на желанное место. Так, страстное стремление к истине заставляет людей набрасываться на книги... или же они измышляют химерическую систему вещей" [Мальбранш 1999, 185-186]. В специально посвященной опасности ложных доктрин главе "Об изобретателях новых систем" Мальбранш говорит о существовании двух основных типов людей: имеющих "большие способности, чтобы найти какую-нибудь истинную систему" и "средних умов, обладающих слишком узким кругозором, чтобы увидеть все необходимое для установления какой-нибудь системы" [Там же, 201]. Однако, подчеркивает Мальбранш, впасть в заблуждение могут, в равной степени, и первые, и вторые: "какою бы обширностью и проницательностью ни обладал ум, если при этом он не свободен от страстей и предрассудков, ждать от него нечего. Предрассудки овладевают какою-либо способностью ума и заражают остальные. Страсти же всячески спутывают все наши идеи и заставляют нас почти всегда видеть в предметах все то, что мы желаем в них найти" [Там же, 201]; "от времени до времени появляются книги, достаточно подтверждающие только что сказанное, ибо есть даже лица, которые в самом начале своих сочинений указывают, что изобрели какую-нибудь новую систему, и хвалятся этим" [Там же, 200-201].

Мальбранш детально анализирует феномен "гордого теоретизирования", которое, по его мнению, неизбежно приводит к подразделению человечества на "избранных" и "обыкновенных", что в итоге таит в себе большую опасность - и для самого "теоретика", и для общества. В главе VIII ("О желании казаться ученым. О разговорах лжеученых. Об их сочинениях"), философ характерным образом объединяет в одно целое книгу, сочиненную "из тщеславия", и уголовное преступление. Согласно его мнению, "гордых теоретиков" в научные исследования вовлекает ".желание казаться выше других. в них пробуждается страсть и желание прево

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком