научная статья по теме ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ТРАНСФОРМАЦИИ ЛОКАЛЬНЫХ КУЛЬТУР И ТРАДИЦИЙ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ТРАНСФОРМАЦИИ ЛОКАЛЬНЫХ КУЛЬТУР И ТРАДИЦИЙ»

Reman Zh.R. Ocherk odnoi situatsii mnogoiazychiia. Novoe v lingvistike, Vol. VI. Moscow: Progress, 1972.

Samarina O.I. Obshchiny molokan na Kavkaze: istoriia, kul'tura, byt, khoziaistvennaia deiatel'nost'.

Diss. Thesis . Stavropol, 2004. Shemiakin Y.G., Shemiakina O.D. Konfessiia-izoliat kak tsivilizatsionnaia al'ternativa. Obshchest-

vennye nauki i sovremennost', 2012, no. 2, pp. 110-125. Yamskov A.N. Evoliutsiia form skotovodstva u russkikh starozhilov v Azerbaidzhane. Russkie starozhily Zakavkaz'ia: molokane i dukhobortsy, ed. V.I. Kozlov. Moscow, 1995, pp. 115-127.

ЭО, 2015 г., № 2

© И.С. Слепцова

ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ТРАНСФОРМАЦИИ ЛОКАЛЬНЫХ КУЛЬТУР И ТРАДИЦИЙ*

Ключевые слова: локальная культура; локальная традиция; трансформация культурных традиций; индивидуально-личностные факторы формирования традиции

Статья посвящена анализу понятий "локальная культура" и "локальная традиция", выяснению причин и механизмов их формирования и трансформации, а также роли в этих процессах индивидуально-личностных факторов. Выявляется специфика возникновения и функционирования локальных различий в таких территориальных единицах, как село - малый город - крупный город. Уделено внимание разграничению понятий "индивидуально-личностные факторы формирования традиции" и "индивидуально-личная традиция".

Возможность существования культурного разнообразия в рамках одного этноса, подтверждаемая многочисленными исследованиями последних десятилетий, вызывает необходимость более тщательного изучения отдельных составных частей, из которых складывается общая этническая культура. Важным направлением этих исследований является изучение локальных культур и традиций. Любая культура представляет собой динамичное образование, находящееся в процессе постоянного изменения под воздействием как экономических, так и социальных факторов. Их взаимодействие порождает конкретные проявления локальности. В связи с этим мы считаем, что приоритетом современных исследований может быть рассмотрение разных уровней локальности от замкнутых культурных ареалов до компактных групп или от отдельных поселений до индивидуальных традиций. Причины возникновения и способы существования этих локальностей могут быть очень разными: от культурных, социальных или конфессиональных до культурных и этнических контактов или последствий различных исторических социально-культурных преобразований.

Ирина Семеновна Слепцова - старший научный сотрудник отдела русского народа ИЭА им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН; e-mail: i_kyzlasova@mail.ru

* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проекты № 14-01-18043е, "Русская этнографическая экспедиция"; № 15-01-00379, "Региональная и локальная специфика культурных и языковых процессов").

В данной статье мы остановимся на анализе индивидуально-личностных факторов формирования локальных традиций, поскольку этому аспекту пока не уделяется достаточно внимания. Они остаются вне зоны внимания, вероятно, в силу того, что действуют весьма ограниченное время, в определенном небольшом локусе и уже поэтому сложны для наблюдения. Кроме того, возможно, кажется, что их удельный вес среди причин, обусловливающих возникновение локальных традиций, весьма невелик. Однако внимательное изучение индивидуально-личностных факторов позволяет осознать, что они являются одним из наиболее действенных механизмов изменения традиции более высокого уровня. Кроме того, это помогает исследовать конкретные способы трансформации традиции и понять причины возникновения локальных вариантов культуры.

Причины локализации культурных явлений

Наличие локальных особенностей во многом определяется конкретными историко-культурными процессами: историей заселения, этнокультурными, социокультурными взаимодействиями, процессами социальных преобразований, характерными для переломных эпох (пореформенное время, первый послереволюционный период, колхозное строительство, военный и послевоенный период и т.д.). Процессы, происходившие в эти периоды, совершались не одномоментно и с разной интенсивностью. Они обуславливали разную интенсивность развития и образования локальных вариантов в социальной и культурной области, характерных для того или иного периода. Догоняющее и опережающее развитие в данном случае могут оказывать примерно равное воздействие. Процессы модернизации иногда возвращают к жизни достаточно архаические культурные, социальные, иногда и языковые формы, облекая их в новые одежды и используя их для новых целей.

Локальные разновидности того или иного явления могут быть также регламентированы социальными структурами, степенью доступа в личное пространство посторонних лиц, степенью ограничений, накладываемых на взаимодействие с детьми посторонних лиц, отчасти и самим типом организации жилого/нежилого пространства в данном социуме (устройством самого двора: есть ли высокий забор; тип окон, дверей). Такие детали могут определять и тип акций, которые по содержанию сходны, но организуются по-разному.

Необходимым условием для возникновения того или иного локального типа является наличие каналов трансляции культурной информации, которые обеспечивают мотивацию участников (например, материальное поощрение), условия осуществления той или иной акции (например, доступ в общественное или индивидуальное пространство, в котором эта акция могла бы быть осуществлена). Также важны социальное одобрение, моральная поддержка членами социума участников акции, которая нередко может компенсировать и отсутствие материального поощрения. Именно этими факторами во многом определяются и локальные разновидности различных поздравительных обходов, связанных с зимним и весенним праздничными циклами. Например, в Шацком районе Рязанской области, по нашим материалам, средопостный обряд "жаворонков закликать" не включал в себя обрядовый обход домов и ограничивался домашними обрядами: наделение детей "жаворонками" и различные манипуляции с ними. Тип и характер производившихся манипуляций тесно связаны с более широким классом обрядовых действий под общим названием "весну закликать", характерным для юга и запада России (Агапкина 2000: 232-234; Страхов 1991: 98-119). Отсутствие обрядового обхода связано с ограничением подобных акций во время Великого поста, т.е. общая социокультурная регламентация, диктуемая религиозными предписаниями, создает специфический тип культурной акции. Как известно, в регионе Верхнего Поволжья выпекание средокрестного печенья, являющегося аналогом "жаворонков", имеет совершенно другую символику и апеллирует к символике преломления поста (Корепова 2009: 233-236; Черных 2006: 91-92; Ветлужская сторона 1996: 57; и др.).

Социокультурные механизмы формирования локальных культур

и традиций

Понятие "локальная культура" получает содержательное наполнение в процессе выявления особенностей того или иного этнокультурного комплекса. Специфические черты могут иметь как большие, целостные обрядовые или празднично-игровые акции, так и их отдельные ключевые элементы. Эти различия могут проявляться на уровне предметного, акционального или вербального кода, т.е. структурно и содержательно близкие акции могут наполняться разным текстовым и предметно-вещным контентом и иметь разную прагматику именно вследствие существенной разницы социокультурных контекстов, которые во многом и определяют локальную специфику данного культурного типа.

Если обратиться к конкретным примерам, то механизмы формирования локальных культур хорошо просматриваются при сравнении их специфики в таких территориальных единицах, как село - малый город - крупный город. Культурные различия на уровне сельского поселения, несмотря на то, что в целом культурный тип, как правило, является общим, могут наблюдаться при формировании данного населенного пункта из смешанных групп населения, которые часто образуют разные "концы", т.е. селятся компактно на отдельных улицах. Возьмем для примера обследованное нами село Кадышево (Карсунский район Ульяновской области). В данном случае локальность проявляется на уровне противопоставления разных улиц этого села, что подчеркивается разными названиями: Барановка, Киревчина, Балчуги, Коноплянка, Гребни, Низовка, Махотин извоз, Скандаловка, Королевка, Щелкан, Ветродуевка, Фирстов мост, Царев мост. Эти наименования образованы от фамилий первопоселенцев (Барановка, Царев мост и т.д.), отражают особенности географического расположения (Щелкан - узкое место, Гребни - возвышенность и т.д.), а также содержат характеристику жителей (Скандаловка) и их занятий (Коноплянка - место, где сеяли коноплю). Эти части большого села образовывали отдельные группы во время праздничных гуляний. В кулачных боях, проводившихся внутри села, они составляли противоборствующие стороны, что находит аналогию в подобных противостояниях жителей разных местностей. Различия обнаруживаются и в элементах календарной и семейной обрядности, их наличии/отсутствии, их противопоставлении жителями разных концов Кадышева. Например, среди жителей Королевки отмечен обычай, не встречающийся на других улицах: ставить на баню невесте чучело, изготовленное из снопа. Корни этих противопоставлений - в истории возникновения села, которое сложилось из населения нескольких сел, имеющих разное происхождение.

Очень близкая модель образования и функционирования локальной культуры может существовать и в малом городе. Большинство малых городов активно впитывали в себя население окрестных сельских поселений, отсюда вполне естественный процесс образования отдельных районов, заселенных выходцами из одной местности. Культурные различия могут быть и не столь значительными, в то же время каждая из этих локальных культурных групп может иметь свою специфику в исполнении обрядовых практик (свадьба, похороны, распорядок праздничной жизни, способы обозначения "своего" пространства, начиная с особенностей оформления придомового пространства и заканчивая спецификой оформления могил). Особенно ярко это проявляется, когда в рамках одного поселения оказываются представители разных этнических групп или конфессиональных сообществ. Однако в историчес

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком