научная статья по теме ИНДИЙСКАЯ МОНЕТА, НАЙДЕННАЯ ПРИ РАСКОПКАХ ТИЛЛЯ-ТЕПЕ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ИНДИЙСКАЯ МОНЕТА, НАЙДЕННАЯ ПРИ РАСКОПКАХ ТИЛЛЯ-ТЕПЕ»

© 2014 г.

А. А. Вигасин

ИНДИЙСКАЯ МОНЕТА, НАЙДЕННАЯ ПРИ РАСКОПКАХ

ТИЛЛЯ-ТЕПЕ

Автор пытается доказать, что на уникальной индийской монете в образе Геракла изображен царь, «поворачивающий колесо» - распространяющий буддийскую дхарму.

Ключевые слова: буддизм, нумизматика, греко-индийские связи.

Экспедиция под руководством В.И. Сарианиди, работавшая в Северном Афганистане (район Шибергана), в 1978-1979 гг. обнаружила некрополь Тилля-тепе, давший богатейший материал по истории и культуре древней Бактрии1. Захоронения, судя по хорошо датируемым предметам (монета Тиберия, монеты парфянских царей, ханьские зеркала), относятся к середине I в.2

Особый интерес представляет золотая монета (рис. 1-2), содержащая на обеих сторонах надписи шрифтом кхароштхи и, следовательно, происходящая из СевероЗападной Индии3. Ныне она, как и другие находки экспедиции, хранится в Кабульском музее. Так как монетная легенда не содержит имени царя, в литературе ее порою определяют также в качестве некоего жетона (token) или медали (médaille)4. Однако вес этой «медали» (4,3 г) идеально соответствует весу индийских монет, определяемых в качестве 'Л суварны («золотого»)5, и поэтому нет достаточных оснований отказываться от определения ее как монеты6.

На одной стороне этой монеты находится изображение льва с поднятой передней лапой и раскрытой пастью (рис. 1). Слева от него - знак, который обычно фигурирует в литературе как нандипада. О. фон Хинюбер7 доказал, что первоначальным названием его было слово «нандьяварта». Порою этот знак ассоциировался с шиваизмом: так, на монетах Вимы Кадфиза нандипада присутствует рядом с изображением Нандина - быка Шивы8. Однако чаще нандьяварта использовалась буддистами и джайнами. Она часто рассматривается как буддийский символ. Буддистами этот знак мог осмысляться в качестве обозначения триратны - «трех драгоценностей» буддизма (Будда, дхарма и сангха)9. Нандьяварту возле изображе-

Вигасин Алексей Алексеевич - доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории Южной Азии Института стран Азии и Африки МГУ им. М.В. Ломоносова.

1 См. Sarianidi 1985.

2 Zeymal 1999, 243.

3 См. Сарианиди, Кошеленко 1982.

4 Fussman 1982, 167-168.

5 См. Mitchiner 1975, 365.

6 Этого мнения придерживался и Е.В. Зеймаль (см. Zeymal 1999, 241).

7 von Hinüber 1974, 356-366.

8 См. Rosenfield 1993, pl. II, 19.

9 См., к примеру, изображение триратны на гандхарском рельефе, явно основанное на знаке нандьяварта (Ackermann 1975, pl. XXIVa).

Рис. 1. Монета из Тилля-тепе (по: V. Sarianidi, Bactrian Gold. Leningrad, 1985, 188)

Рис. 2. Монета из Тилля-тепе (по: V. Sarianidi, Bactrian Gold. Leningrad, 1985, 189)

ния льва мы видим на монетах индо-скифского царя Аза, правившего в середине I в. до н.э.10

Монетная легенда, несомненно, является подписью к изображению: slho vigatabhayo «лев, не знающий страха». В известном палийском сочинении «Вопросы Милинды» (278) употребляется такое же определение льва: slho vigatabhayo -он бесстрашен «благодаря своему безмерному благородству» ^уайШуа). В этом качестве «Милинда-паньха» (208) уподобляет львам архатов: «Архаты лишены страха и трепета (vigatabhayasantаsа)» - тот, кто стремится достигнуть нирваны, преодолевает страх смерти и трепет перед нею11. Именно поэтому Будда Шакьяму-ни часто именуется словом Шакьясимха, т.е. «Лев из (клана) шакьев». Он восседает на львином троне (sinhаsana), а его слова уподобляются львиному рыку (sinhanаda). Конечно, львы или пантеры (в том числе и на монетах греко-индийских или индо-скифских царей) могли быть также символами царской власти и могущества. Но в данном случае нет сомнения в том, что «Лев, не знающий страха» на монете из Тилля-тепе символизирует именно Благословенного Будду. Вероятно, тот же смысл следует придавать изображению льва на монетах из Таксилы12 и Пушкалавати13. Этот образ сложился в то время, когда еще не было принято изображать Будду в антропоморфном виде. К. Танабе14 добавляет, что «рычащий лев символизирует Первую Проповедь Будды в Оленьем парке Сарнатха». Однако здесь трудно согласиться с японским исследователем - определение слов Будды как «львиного рыка» отнюдь не ограничивается первым провозглашением дхармы в Сарнатхе.

На монетах Абхираки (или Агхудаки), а также его преемника Бхумаки, первых правителей из династии Кшахаратов в государстве Западных Кшатрапов, лев (то есть Будда) изображен (рис. 3) рядом с буддийским «колесом дхармы»15.

10 См. Senior 2001, № 125.

11 См. Вигасин 2007, 157-158.

12 См. Allan 1936, pl. XXXII; Aman Ur Rahman, Falk, 2011, 224.

13 Mitchiner 1975, 316-317.

14 Tanabe 2008, 35.

15 Jha, Rajgor 1994, 79-84.

Рис. 3. Медная монета Абхираки, правителя из династии Западных Кшатрапов, I в. (по: R. Senior, Indo-Scythian Coins and History. 2. L. 2001, № 300. 1а)

М. Митчинер16 датирует правление Агхудаки 78-90 гг., но так как сейчас установлено, что царствование Нахапаны (преемника Бхумаки) завершилось до 78 г., эти даты оказываются заниженными приблизительно на полстолетия.

В историографии нет особых сомнений относительно интерпретации «льва, не знающего страха». Значительно больше трудностей представляет истолкование изображения на другой стороне монеты. Здесь мы видим фигуру мужчины (рис. 2), который с усилием поворачивает колесо с 8 спицами. И вновь монетная легенда является не чем иным, как подписью: dharmacakrapravatako (санскр. dharmacakrapravartako)17. «Поворачивающий колесо дхармы» - эпитет Будды Шакьямуни. Дхармачакра - обозначение его Учения. «Поворачивая колесо», Благословенный приводит в движение дхарму. На основании этой легенды Ж. Фюсман сделал заключение, что на монете изображен именно Будда. А так как первоначально в буддийском искусстве последний представлен лишь в виде тех или иных символов, монета из Тилля-тепе рассматривается им в качестве наиболее раннего антропоморфного изображения Шакьямуни. Этот тезис был принят целым рядом исследователей и послужил основой для реконструкции истории иконографической трактовки основателя буддизма18.

Основное возражение, которое может быть выдвинуто против точки зрения французского санскритолога, - нагота изображенного мужчины. Трудно не согласиться с мнением К. Танабе, что для индийской культуры образ священного персонажа в обнаженном виде совершенно неприемлем (если речь не идет об аскетах -например, о джайнах-дигамбарах). Р.Л. Браун в указанной выше статье пытался доказать, что некогда в Индии был иконографический тип Будды не только стоящего, сидящего или лежащего, но также идущего. Однако, если искать этот утерянный впоследствии иконографический тип на монете из Тилля-тепе, хотелось

16 Mitchiner 1976, 823.

17 При первой публикации (см. в указанной выше статье В.И. Сарианиди и Г.А. Коше-ленко) мы ошибочно читали последний знак как «na». Чтение «ko(?)» впервые предложено Ж. Фюсманом в указанной ранее статье.

18 См., например: Brown 2000, 77. В отечественной историографии: Кошеленко, Гаибов 2011.

бы видеть и такую наиболее характерную его черту, как нагота - ничего подобного исследователь указать не может!

Очевидно, и Ж. Фюсмана смущало то, что «Будда» на монете из Тилля-тепе -совершенно обнаженный. Именно поэтому он утверждает, что, вроде бы, на фигуре имеется какая-то прозрачная туника19... Но на самом деле легко убедиться, что никаких следов одежды на мужчине нет20. Нагота присуща была греческим богам и героям (так называемая «героическая нагота»), но отнюдь не индийским. На монетах греко-бактрийских и греко-индийских царей нередко в обнаженном виде изображаются Зевс и Геракл, и Ж. Фюсман, безусловно, прав, усматривая именно в этих фигурах прообраз того, кто «поворачивает колесо» на монете из Тилля-тепе. Первоначально он упоминал в этой связи лишь Зевса21, в позднейшей публикации22 говорит о Зевсе либо Геракле. Развивая эту мысль, К. Танабе пытался доказать, что именно Зевс изображен на рассматриваемой монете. Но на археологической конференции в Британском музее в 2005 г. нумизмат Дж. Крибб убедил докладчика в том, что изображенный на монете персонаж скорее похож на Геракла - и эту точку зрения японский ученый теперь развивает в статье, указанной выше.

Вслед за А. Садаката он предлагает по-другому читать и надпись на монете: dharmacakram pravatati (санскр. pravartati)23. Следуя С. Карашима, К. Танабе рассматривает ее как продолжение легенды на другой стороне. Вся надпись, по его мнению, должна быть переведена так: «Бесстрашный лев (т.е. Будда) поворачивает колесо дхармы». Но тогда, вопреки мнению большинства исследователей, сторона со львом должна рассматриваться как лицевая (аверс), а с колесом - как обратная (реверс). Между тем изображение льва обычно встречается на реверсе монет. Само чтение, предложенное А. Садаката (в статье на японском языке), спорно и, во всяком случае, вряд ли заслуживает характеристики его как «эпохального откры-тия»24. Японские ученые не привели примеров того, чтобы на монете помещена была целая фраза - причем такая, что подлежащее оказывается на одной стороне, а сказуемое на другой. И, даже если принять чтение dharmacakram pravartati («он поворачивает колесо дхармы») в качестве подписи к изображению, смысл мало отличается от общепринятого dharmacakrapravartako («поворачивающий колесо дхармы»). К. Танабе пытается убедить читателя в том, что «поворачивает колесо» вовсе не тот человек, который изображен с этим колесом, а лев, помещенный на другой стороне монеты. Но тогда причем же здесь этот антропоморфный персонаж (по мнению К. Танабе, Геракл)? Исследователь объясняет это следующим образом25: лев не может поворачивать колесо - поэтому и понадобилась человеческая фигура. А так как такое большое колесо поворачивать тяжело, то и человек должен быть очень сильным - Геракл. Вряд ли кого способна убедить подобная аргументация.

19 Fussman 1982, 166.

20 Это признает и следующий за Ж. Фюсманом Р.Л. Браун (Brown 2000, 78). С другой стороны, интерпретация Е.В. Зеймалем (Zeymal 1999, 241) данного персонажа в качестве Шивы аргументирована тем, что он будто бы итифаллический. Однако этот признак явно отсутствует

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком