научная статья по теме ИНДИЙСКАЯ ПРИНЦЕССА - ГЕРОИНЯ ФРАНЦУЗСКОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ИНДИЙСКАЯ ПРИНЦЕССА - ГЕРОИНЯ ФРАНЦУЗСКОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ»

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

ИНДИЙСКАЯ ПРИНЦЕССА - ГЕРОИНЯ ФРАНЦУЗСКОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ

А.А. СУВОРОВА

Доктор филологических наук Институт востоковедения РАН

Ключевые слова: Нур Инайят Хан, Вторая мировая война, борьба с фашизмом, британская разведка,

французское Сопротивление, индийский суфизм

В ноябре 2012 г. в центре Лондона, на площади Гордон-сквер, дочь королевы Елизаветы II, принцесса Анна торжественно открыла новый памятник - бронзовый бюст молодой женщины. В Великобритании эта женщина известна как разведчица-радистка Нора Бейкер. Во Франции ее знают как Мадлен, героиню французского Сопротивления. На самом деле она была дочерью индийца и американки, мусульманкой по имени Нурунниса Инайят Хан (1914-1944). Вначале войны с Германией Нур, как звали ее близкие, вступила в британскую армию, а в 1943 г. была заброшена как радистка на территорию оккупированной Франции. Ее опасная миссия продлилась недолго, через три месяца Нур была схвачена гестапо. Она не только отказалась сотрудничать с нацистами, но даже не выдала своего подлинного имени. Ее долго пытали, а затем отправили в концентрационный лагерь Дахау, где она погибла в 1944 г. Ее последним словом перед расстрелом было Liberté (Свобода)1.

Статья подготовлена при поддержке РГНФ в рамках проекта № 14-03-00014 -«Наследницы азиатских демократий: гендер и политические династии в странах Южной Азии».

Короткая трагическая жизнь Нур Инайят Хан -это готовый сюжет для романа или кино. Ее судьба наглядно демонстрирует, как борьба против фашизма в Европе объединяла людей разных рас, национальностей, социального происхождения и взглядов. Всё, что мы знаем о среде, в которой выросла Нур, о характере и интересах этой застенчивой и мечтательной мусульманской девушки, обитающей в мире мистической поэзии и музыки, никак не предвещало того отчаянного бесстрашия и готовности умереть за идею, кото-

рые она проявила в последние годы жизни.

ОТЕЦ И УЧИТЕЛЬ

Решающее влияние на формирование личности Нур оказал ее отец Хазрат Инайят Хан (18821927), индийский музыкант, философ и проповедник суфизма в странах Запада. Автор многочисленных теоретических трудов и литературных произведений, пе-

Семья Инайят Хана. Нур стоит во втором ряду слева.

реведенных на разные языки мира, он прославился тем, что первым познакомил западный мир с философией и духовными практиками индийского суфизма в той адаптированной форме и специфической «подаче», которые были приемлемы для западной публики рубежа XIX-XX вв., увлеченной восточной «духовностью» и спиритуализмом.

Инайят Хан создал свое духовное учение «Универсальный суфизм», являющееся, подобно большинству современных религиозно-мистических движений восточного происхождения, эклектической смесью элементов мусульманской и христианской мистики с антропософией и йогой. Это учение легло в основу деятельности «Международного суфийского ордена», имеющего отделения в разных странах мира и особенно популярного в Нидерландах, Франции, Германии, США и дореволюционной России.

Инайят Хан вел свой род от легендарного Типу Султана, мусульманского правителя южноиндийского княжества Майсур, который в XVIII в. возглавил вооруженное сопротивление экспансии британских колонизаторов. В наши дни индийские мусульмане и пакистанцы считают Типу Султана национальным героем в борьбе за свободу и независимость Индии. Семья Инайят Хана гордилась своим славным предком не только из-за претензий на высокое аристократическое происхождение - сам музыкант и его дети верили, что унаследовали ото «Льва Майсура», как называли Типу Султана, неукротимый дух свободы. Главное сочинение Инайята Хана так и называется - «Суфийское послание о свободе Духа»2.

В 1910 г. Инайят Хан, уже имевший на родине репутацию известного музыканта и духовного наставника, отправляется на Запад нести «свет восточной мудрости» европейцам. Его миссия

развивалась в русле модного на рубеже веков неоориентализма, пытавшегося адаптировать восточные традиции к западным культурным реалиям. Из Индии происходили все самые известные «учителя жизни», покорившие Европу того времени, в частности, Свами Вивекананда и Джидду Кришнамурти.

В путешествие Инайят Хан отправился в сопровождении двух младших братьев - тоже практикующих суфиев. В 1912 г. он женился на американке Оре Бейкер, своей последовательнице, которая, перейдя в ислам, приняла имя Амина Бегум. Ора также происходила из семьи спиритуалистов, правда, с несколько сомнительной репутацией. Ее сводный брат Пьер Бернар снискал скандальную славу, пропагандируя эротические тантрические практики в Америке, а двоюродная сестра Мери Бейкер Эдди известна как создательница шарлатанской секты «Христианская наука».

В 1913 г. Инайят Хан вместе с женой и младшими братьями приехал в Россию, где провел более полугода. Его необычная для русского слуха музыка, живописная экзотическая внешность, обаяние человека, обладающего «тайным» эзотерическим знанием, - все это привлекало к нему многих представителей художественной элиты, в т.ч. поэта Вячеслава Иванова, композитора А.Н.Скрябина и музыковеда С.Л.Толстого (старшего сына писателя Л.Н.Толстого). По воспоминаниям современников, Инай-ят Ханом заинтересовался даже всемогущий Распутин3. Помимо музыкальной деятельности: лекций и концертов в Политехническом музее, - Инайят Хан проповедует учение суфизма. Вокруг него в Москве, а потом и в Петербурге собирается кружок тех, кого влекут мистические откровения. Именно тогда в России появляются первые суфии.

В Москве Инайят Хан тайно встречается с православными священнослужителями, о чем он рассказывал впоследствии: «Я по сию пору не встречал таких понимающих умов, в которых умещалось все, что касалось мудрости и истины. Они были очень удивлены, что за пределами их церкви также существует совершенная истина... Я покинул их, унося с собой их дружеские чувства и симпатию»4. Именно в России выходит первое издание «Суфийского послания».

С именем Инайят Хана связано еще одно значительное событие культурной жизни России 1910-х гг. Он сочиняет музыку для символической мистерии «Сакунтала» («Шакунтала) по пьесе древнеиндийского драматурга Калидасы, которую поставил выдающийся режиссер Александр Таиров. Премьерой этого исторического спектакля открылся Камерный театр в декабре 1914 г., в главной роли выступила великая актриса Алиса Коонен.

Здесь же, в Москве, на территории Высоко-Петровского монастыря, в монашеской келье, приспособленной под квартиру, 1 января 1914 г. родилась старшая дочь Инайят Хана и Амины Бегум - Нурунниса. Вскоре после ее рождения семья навсегда покинула Россию.

ЖИЗНЬ В МЕЧТАХ

Раннее детство Нур прошло в Лондоне, и первым языком, на котором она заговорила, был английский. Семья обитала в небольшой съемной квартире в районе Блумсбери, традиционном центре интеллектуальной жизни столицы, и ребенком Нур часто играла на той самой площади Гордон-сквер, где теперь стоит ее памятник. Она росла тихой, застенчивой и чувствительной девочкой, больше всего на свете любившей музыку. Отец рано стал развивать в ней музыкальный

слух и учил ее играть на ситаре. Семейство Инайята Хана быстро росло: за пять лет родились двое сыновей - Вилайят и Хидайят и младшая дочь Хайрунниса. В лондонской квартире стало тесно.

В 1920 г. один из поклонников и учеников Инайят Хана подарил ему дом в Сюрене, пригороде Парижа, и семья перебралась во Францию. Годы в Сюрене были самыми счастливыми в жизни Нур, хотя семья жила более чем скромно на пожертвования учеников отца. Дом, получивший название Фазал-манзил (на урду, Обитель мудрости), был просторным, но обветшалым. Дети пользовались полной свободой и большую часть времени были предоставлены сами себе, играя в старом, заросшем саду и гуляя по окрестным полям. По вечерам отец рассказывал им замысловатые суфийские притчи и пел индийские мелодии - раги.

Это безмятежное детство внезапно закончилось, когда в 1926 г. Инайят Хан под влиянием мистического «прозрения» или «зова» решил вернуться в Индию, оставив жену и детей во Франции на попечение братьев и учеников.

В Дели он проводил свои дни, медитируя и музицируя в мавзолее великого индийского святого Низамуддина Аулийа (ум. 1325), который в свое время являлся главой суфийского ордена Чиш-тийа. В молодости Инайят Хан был посвящен в этот орден и никогда не порывал духовной связи с ним. Там же, рядом с гробницей святого, он и был похоронен после своей скоропостижной кончины в 1927 г. Теперь здесь находится штаб-квартира «Международного суфийского ордена».

Получив известие о смерти мужа, Амина Бегум впала в глубокую депрессию и перестала заниматься домом и детьми. Все заботы о братьях и сестре, как и хлопоты по хозяйству, легли на плечи 13-летней Нур. Осиротев-

шая семья едва сводила концы с концами, живя на скудные средства, вырученные от деятельности «Международного суфийского ордена», который возглавили братья Инайят Хана.

Несмотря на тяжелое материальное положение семьи, Нур удалось получить первоклассное образование. Какое-то время она изучала детскую психологию в Сорбонне, а затем поступила в Парижскую консерваторию, которую закончила по классу композиции под руководством известной пианистки и музыкального педагога Нади Буланже. Учеником Буланже также был и брат Нур, Вилайят.

Несмотря на прекрасную профессиональную подготовку, Нур не стала ни композитором, ни исполнителем. Она стеснялась зрителей и сцены, музицировала только в семейном кругу, играя на арфе и ситаре, а на жизнь зарабатывала как детская писательница, сочиняя сказки и детские рассказы «из индийской жизни» для журналов и радио. В 1939 г. в Лондоне вышла ее книга «Двадцать рассказов из джатак», основанная на памятниках повествовательной литературы буддизма -джатаках, историях о предыдущих перерождениях Будды. Очевидно, книга пользовалась популярностью, поскольку переиздается и поныне5.

Хотя из-за ранней смерти Инайят Хана его дети, по существу, выросли без отца, он оставался для них непререкаемым авторитетом и образцом для подражания. Братья и многочисленные ученики Инайят Хана продолжали проповедовать его идеи миролюбия, пацифизма, свободы д

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком