научная статья по теме Индийские и мировые векторы развития терроризма Философия

Текст научной статьи на тему «Индийские и мировые векторы развития терроризма»

А.Ю. ЯКОВЛЕВ кандидат политических наук, заместитель заведующего кафедрой государственного и муниципального управления ГУУ*

Индийские и мировые векторы развития терроризма

После Второй мировой войны наблюдается расцвет этнического, религиозного и левоидеологического движений, сопровождающихся насилием и террором. На политической карте мира с завидной периодичностью появляются новые государства. Только за тринадцать лет XXI в. образовались: Восточный Тимор (2002 г.), Черногория (2006 г.), Косово (2007 г.), Абхазия и Южная Осетия (2008 г.), Сент-Мартин и Кюрасао (2010 г.), Южный Судан (2011 г.), на гране раскола находится Украина.

Ни одному прогнозу ученых в отношении терроризма (кроме самых пессимистичных) не удалось сбыться. Так, иностранные специалисты в области борьбы с терроризмом в начале XXI в. предрекали от 1,5 до 2

л

тыс. террористических актов в мире в год1. Но они оказались крайне далеки от истины. Ежегодное число терактов только в Индии в несколько раз больше указанного общемирового прогноза.

Причины «популярности» терроризма в стране так или иначе связаны с чрезмерно низким уровнем жизни основной массы индийского населения. Совершенно справедливо замечание итальянского публициста Дж. Кьеза: «Победить войну и терроризм невозможно, если не бороться против голода, бедности, отсталости; если не изменять приоритеты нашей политики, ценностей нашей жизни»2. Прав и российский ученый В.И. Василенко, что терроризм - это показатель со-

о

циального неблагополучия и возможных кардинальных перемен3. В Индии данный тезис работает как нигде в мире.

Российский юрист С.Н. Максимов подчеркивал, что бедность «как состояние голодной жизни существовала испокон веков, но считалась вполне обычным явлением, присущим подавляющему большинству населения»4. Возможно, именно поэтому в мире 950 млн. человек не могут удовлетворить элементарные потребности, а 50 млн. человек ежегодно погибает от голода5 и при этом остальная часть жителей Земли рискует в любой момент стать очередной жертвой террора обездоленных.

* Яковлев Александр Юрьевич, e-mail: yak_igmu@inbox.ru.

1 См: Кузнецов Ю.П. Террор как средство политической борьбы экстремистских группировок и некоторых государств. СПб., 1999, c. 57.

2 Кьеза Дж. Война империй: Восток-Запад. Раздел сфер влияния. М., 2006, c. 318.

3 См.: Василенко В.И. Терроризм как социально-политический феномен. М., 2002, c. 62.

4 Максимов С.Н. Экономическая безопасность России: системно-правовое исследование. М. -Воронеж, 2008, c. 23.

5 См.: Яблоков И.Н. Религиозный экстремизм: причины и предпосылки // Религиозный экстремизм: история и современность. М., 2008, c. 21.

Терроризм в Индии нашел свое выражение в трех формах: религиозной - исламистский терроризм в Джамму и Кашмире и сикхский в Пенджабе, националистической - вооруженная борьба малых народов (этносов) северо-востока и левой - деятельность наксалитов.

На данный момент наибольшую угрозу национальной безопасности страны по территориальной широте и массовости охвата представляют левые радикалы. По разрушительному потенциалу наксалитов может обойти лишь кашмирская проблема, способная вновь перерасти в очередную индо-пакистанскую войну, теперь уже с использованием ядерного потенциала держав.

Несмотря на спад активности боевиков в Джамму и Кашмире обстановка в штате далека от спокойной. Причин сохранения напряженности в провинции много - начиная от сложной социально-экономической обстановки (безработица, низкий уровень жизни основной массы населения, коррумпированность властей и др.) и заканчивая общественно-политическими проблемами, одной из которых выступает шаткость положения правящей элиты штата во главе с главным министром штата О. Абдуллой.

Говоря о перспективах развития ситуации в Пенджабе и возможности реализации на практике идеи создания государства сикхов, стоит отметить, что большинство отечественных и зарубежных исследователей придерживается мнения о невозможности подобного развития событий. Так, российский индолог С.А. Баранов считает маловероятным возрождение сикхского сепаратизма в ближайшем будущем из-за прихода к власти умеренного крыла АД и отказа некоторых организаций от вооруженных методов борьбы6. По вопросу реальности появления на политической карте мира Халистана узбекский исследователь Н.Т. Туляганова выражает следующее мнение: «Концепция - «сикхи -отдельная нация» не может быть определяющей для характеристики общепринятого понятия нации, и религиозной принадлежности к сикхской общине явно недостаточно для отделения от Индии и создания самостоятельного государства на основе лишь конфессиональной общности части населения штата»7.

Сегодня ситуация в штате достаточно благоприятна для властей страны. Действующий премьер-министр Индии М. Сингх, относящийся к сикхской религиозной конфессии, делает все возможное, чтобы ситуация в штате была как можно более спокойной. В противном случае это крайне негативно отразится как на его личной карьере, так и на популярности ИНК и результатах выборов в национальную и провинциальные легислатуры.

Обстановка на северо-востоке страны в 2009-2011 гг. немного успокоилась, но в 2012 г. вновь наблюдался рост террористической

6 См.: Баранов С.А. Сепаратизм в Индии. М., 2003, с. 108.

7 Туляганова Н.Т. Сикхское сепаратистское движение в Пенджабе и проблема сохранения целостности Индии (1970-1980 годы): Автореф. дисс. канд. ист. наук. Ташкент, 1993, с. 14.

активности. Так, в указанном году на северо-востоке Индии было совершено 1 025 терактов, в результате которых погибли 97 гражданских лиц и 14 сотрудников сил безопасности, при этом нейтрализованы 3 562 боевика8.

Идея вооруженной борьбы по-прежнему довольно популярна среди малых этносов страны. Примеры отцов и старших братьев убеждают молодежь следовать по их пути, требуя улучшения своего социального положения с помощью оружия. Хорошо иллюстрируют вышесказанное слова представителя террористической организации ТУДС Будда Дев Барма: «Парни из племен поклоняются подпольным лидерам как героям. Склонные к приключениям и романтике они находят привлекательным образ вооруженных неуловимых партизан»9.

Молодое пополнение помимо участия в террористической деятельности занято сбором различных налогов: «налог ОФОА», «налог ради свободы», «налог на протекцию» и др. Данные поборы собираются со всех групп граждан - от бизнесменов и владельцев чайных плантаций

до крестьян и рабочих. Под контролем боевиков находится около 70 чай-

-10

ных плантаций10.

Наксалиты также не собираются складывать оружие. Несмотря на постоянный рост популярности левых идей в индийском обществе и расширение зоны влияния левое движение не лишено проблемных областей. Одной из таковых является безучастность в выборах в различные органы власти в рамках законодательства Индии, что помогло бы им легализоваться.

Но наксалитские лидеры придерживаются другого мнения. В случае отказа от вооруженной борьбы они не смогут более эксплуатировать образ революционеров и ничем не будут отличаться от других левых структур, которых уже довольно много. К тому же у левых радикальных группировок есть горький опыт участия в выборах. Даже там, где у них есть неплохая электоральная база, их успехи весьма скромны.

Известные политики левого фронта (в частности, лидеры КПИ (м-л)) также не смогли отойти от использования вооруженных методов борьбы, к которым привыкли за десятилетия. Пока они сражались за революционное трансформирование индийского общества, шанс найти свое место в политическом пространстве Индии был упущен. Казалось, что мобилизация на основе классовой солидарности широких масс индийской бедноты сулила большие политические дивиденды. Наксалитские программы по избавлению от бедности были просты и понятны народу, но большинство осталось на уровне лозунгов. Параллельно индийские власти начали реализовывать различные социальные программы. Хотя объемы выделяемых средств в разы меньше необходимых, но улучшения периодически точечно все же

8 Ministry of Home Affairs, Annual Report, 2012-2013. New Delhi, 2013, c. 11

9 ^t. no: Sunday, 1983, 29.01.

10 Bhushan C. Terrorism and Separatism in North-East India. New Delhi, 2007, p. 122.

происходят, что заставляет население и некоторых представителей левых сил задуматься об эффективности используемых ими методов.

Значительно снизили вероятность отказа наксалитов от террористических средств борьбы и трансформации левых группировок в системные политические партии сами власти Индии, объявив главные наксалитские организации («Народная освободительная армия», «Коммунистическая партия Канглипал», КПИ (м-л), КПИ (м) и МКЦ-И) террористическими. Другой проблемой движения наксалитов является идеологический кризис левых идей в Индии и тупиковость стратегии. Наксалитские группы, веря в эффективность китайской модели революционной борьбы, практически полностью ее скопировали. Но то, что использовалось Мао в Китае в 30-е гг. ХХ в., не может дублироваться в Индии в XXI в. Самоубийственно адаптировать конкретную модель революции безотносительно к истории, культуре, социальным и экономическим условиям и политическим реалиям конкретной страны. Не в меньшей степени ослабляет движение наксалитов их неспособность достичь единства. Существующие группировки постоянно подвергаются новым расколам, после которых они начинают ожесточенно нападать друг на друга. При этом общим для всех остается верность маоистским догмам и надежда на помощь Пекина.

Несмотря на все это наксалиты продолжают распространять свое влияние на новые территории. Как далеко они продвинутся, покажет время. Наксалиты умело используют провалы индийских властей в социальной и экономической политике в сельской местности и зонах проживания племен. Левые радикалы активны там, где высока бедность и безработица, малоразвита экономика, присутствует традиционная эксплуатация беднейших слоев, осуществляется слабое государственное и муниципальное управление, существует низкая кадровая укомплектованность и техническая оснащенность полиции.

Они контролируют территории, на которых государственные и правовые ин

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком