научная статья по теме ИНДИЙЦЫ ДАР-ЭС-САЛАМА История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ИНДИЙЦЫ ДАР-ЭС-САЛАМА»

и о произшедшем Тотемского уезда в Стрелицкой волости Суеверном водном источнике. 7.03.1816.

Ростовский 1764 - Димитрий Ростовский. Книга житий святых. Киев: тип. Киево-Печерской лавры, 1764.

Смилянская 2006 - Смилянская Е.Б. О концепте "суеверие" в России века Просвещения // Сны Богородицы. Исследования по антропологии религии. Вып. 3. СПб., 2006. С. 19-31.

Устав... 1843 - Устав духовных консисторий. СПб., 1843.

Штырков 2012 - Штырков С.А. Предания об иноземном нашествии: крестьянский нарратив и мифология ландшафта (на материалах северо-восточной Новгородчины). СПб., 2012.

Щепанская 1995 - Щепанская Т.Б. Кризисная сеть (традиции духовного освоения пространства) // Русский Север и проблемы локальных групп. СПб., 1995. С. 110-176.

E.V. P l a t o n o v. Holy Wells in the 19th Century: The Role of the "Sacred Place Keeper" in the Shaping of a Cult

Keywords: natural holy places, holy wells, cult of water, Holy Synod, keeper of sacred

place, pilgrimage

Drawing on research at the archives of the Holy Synod, the article examines the representative cases of emergence of "holy wells" in the 19th century, as well as the reaction of both clerical and secular administration to the latter. The rise of the cult of revered springs is traced along several specific stages depending on the shifts in the status of the object. The author argues about the decisive role of the "keeper of the sacred place" at the initial - taken as the most important - stage of the cult's emergence.

ЭО, 2014 г., № 5 © Д.А. Дронова

ИНДИЙЦЫ ДАР-ЭС-САЛАМА*

Ключевые слова: диаспора, индийцы, Танзания, повседневность, традиционная культура.

В статье описаны результаты пяти полевых выездов в Танзанию в 2010-2012 гг. с целью проведения антропологического исследования среди представителей индийской диаспоры. Индийская диаспора представляет собой замкнутую самодостаточную систему, хотя и неоднородную по внутреннему содержанию. В своем самосознании выходцы из Индии четко идентифицируют себя как отдельное сообщество, проживающее по соседству с местным африканским населением. Полученные данные отчетливо свидетельствуют о сохранении и воспроизводстве традиционной культуры представителями индийской диаспоры.

В наше время индийца можно встретить в любой стране мира. По данным отчета Программы развития ООН индийская диаспора занимает второе место после китайской по численности и составляет 24 млн человек (Статистические таблицы 2009).

Дарья Алексеевна Дронова - аспирант ИЭА РАН; e-mail: dariadronova@yandex.ru

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта № 12-01-00032а.

Наиболее многочисленные сообщества индийцев проживают в Непале (4 млн чел.), США (2,8 млн чел.), Малайзии (2,4 млн чел.), Великобритании (1,4 млн чел.), Канаде (1 млн чел.). Восточная Африка не является исключением в этом списке.

Индийцы начали появляться на берегах Восточной Африки задолго до мореплавателей эпохи Великих географических открытий. Торговые связи способствовали не только укреплению экономических отношений, но и культурному обмену между континентами. Первой остановкой индийских купцов становился о. Занзибар, являвшийся в то время центром торговли. До середины XIX в. о. Занзибар относился к Оманскому султанату. Индийцы здесь не только вели торговлю, но и состояли на службе у султана Сейида Саида в качестве охраны и чиновников. Вместе с арабскими караванами индийцы отправлялись с острова на континент, постепенно основывая там свои поселения (Lobo 2000: 17). Наиболее масштабная миграция из Индии начинается в середине XIX в. с наступлением колониальных завоеваний. С 1886 г. британская колониальная администрация завозит индийских рабочих для строительства железной дороги вглубь континента, преимущественно в Кению и Уганду. В основном это были сикхи из Панджаба, с которыми заключали трехлетний контракт на выполнение разного рода общественных работ (Chapter 8). Предполагалось, что железнодорожные пути будут способствовать освоению и расселению европейцев на новых территориях Восточной Африки. Индийцы не только прокладывали железнодорожное полотно, но и выполняли сельскохозяйственные работы, занимали должности в администрации. Они были единственной квалифицированной рабочей силой. Так формировались индийские поселки вдоль железной дороги, позже превратившиеся в города. Около 7 тыс. человек из примерно 38 тыс. законтрактованных рабочих остались на постоянное проживание. Постепенно к ним присоединялись родственники.

К 1887 г. в Восточной Африке насчитывалось 6 345 индийцев (Nagar 1996: 63). К 1921 г. их число увеличилось до 54 434 человек, из которых 10 209 человек проживали в Танганьике. В 1957 г. индийское сообщество в Танганьике было представлено следующим образом: индусы (Hindu) и джайны (Jain) 29 048 чел., мусульмане (Muslim) 36 361 чел., сикхи (Sikh) 4 234 чел., христиане (Christian) 4 732 чел., другие (Other) 2 161 тыс. чел. (Nagar 1996: 63). Данные 1958 г. по о. Занзибар: индусы (Hindu) 4 095 чел., джайны (Jain) 148 чел., парсы (Parsee) 241 чел., буддисты (Buddhisе) 19 чел., мусульмане (Muslim) 10 618 чел., сикхи (Sikh) 30 чел., христиане (Christian) 714 чел., другие (Other) 286 чел. (Там же). В 1962 г. численность индийской диаспоры в Танганьике составила 89 тыс. человек (Дридзо 1978: 141).

После получения Индией, а в дальнейшем и Восточной Африкой независимости, началась новая волна миграции индийцев уже из восточноафриканских стран. В Танзании это было связано с политикой государства по передаче всех руководящих должностей африканцам и сокращению участия неафриканцев в экономике. Индийцы начали переселяться преимущественно в Великобританию, Канаду и США, где стали ядром для формирования южноазиатских диаспор (Котин 2003: 69). Однако население принимающих стран оказалось крайне недовольно и обеспокоено резким увеличением миграционного потока индийцев. В связи с этим, например, в Великобритании был принят ряд законов (1967, 1971, 1981, 1988), ограничивающих въезд восточноафри-канских индийцев в страну (Котин 2002: 106).

Тем не менее, Танзания продолжает оставаться буфером обмена между Индией и другими странами (Великобританией, США, Канадой). Молодые индийцы уезжают за границу получать высшее образование. Наблюдается высокий уровень брачной миграции: индийцы Дар-эс-Салама привозят жен из Индии, а девушки из Танзании становятся невестами представителей диаспор в Великобритании, США и Канаде.

В настоящее время в Кении, Танзании и Уганде насчитывается 100 тыс., 90 тыс. и 90 тыс. индийцев, соответственно. В Танзании они проживают практически во

всех крупных городах страны: Дар-эс-Саламе, Додоме, Морогоро, Мванзе, Мбее, Аруше.

Автором данной статьи с 2010 по 2012 гг. было совершенно пять полевых выездов в Танзанию с целью проведения антропологического исследования среди представителей индийской диаспоры. В статье речь пойдет о диаспоре индийцев Дар-эс-Салама. Этот город продолжает оставаться экономической столицей страны, тогда как политическая столица - Додома.

Выборка исследования составила 315 человек, из которых - 164 мужчины и 151 женщина. Возрастной диапазон - от 17 до 78 лет, средний возраст - 39 лет (у мужчин - 40 лет, у женщин - 37 лет). По конфессиональному признаку респонденты распределились таким образом: индуисты - 183 чел., сикхи - 5 чел., джайнисты - 19 чел., мусульмане - 104 чел., христиане - 3 чел., атеист - 1 чел. В выборке из 183 индусов оказались представители 39 каст. Наибольшее количество респондентов из следующих каст: брахманы (17,3% от общего числа индусов), бхатия (15,6% от общего числа индусов) и лохана (13,9% от общего числа индусов).

Исторически сложилось, что индийцы Дар-эс-Салама или Дара, как сокращенно называют свой город местные жители, занимают центр города. Это чувствуется с первых минут пребывания на улицах центра. Здесь расположены жилые дома, административные и культурные учреждения, больницы и клиники, храмы, мечети, организации сферы предоставления услуг, построенные в соответствии с индийской архитектурной традицией и организацией по принципу индийского города. Торговая деятельность представлена широким ассортиментом товаров и ведется как в маленьких лавочках,

так и в торговых центрах. Наличие на домах надписей на индийских языках, хинди и гуджарати, набор индийских товаров в магазинах и дополняющие картину женщины, одетые в традиционные одежды - всё это создает неизменное ощущение присутствия в маленькой Индии, разве что священные коровы не прогуливаются по улицам. Более пристальное знакомство с индийскими кварталами свидетельствует о четкой дифференциации этой части Дара на мусульманские и индуистские кварталы, которые формируются вокруг либо мечетей, либо храмов.

С первым респондентом я познакомилась в одной из лавочек канцелярских товаров. Мужчина, индиец-мусульманин, 40 лет, одетый в современную европейскую одежду, брюки и рубашку, оказался хозяином лавочки. Перечень предложенных покупателям товаров невелик: канцелярские принадлежности, различные виды папок, бумага, тетради и блокноты; также предлагается распространенная услуга - ксерокопирование. За прилавком стоит местная девушка-африканка. Индийцы часто берут на работу африканцев в качестве продавцов, подсобных рабочих, водителей, охранников, помощниц по дому, нянечек для детей и т.п. Респонденты-индийцы утверждают, что отношения складываются дружеские и они довольны такими сотрудниками. Однако в обществе существует мнение, что африканцы вынуждены наниматься на работу к индийцам в силу их более высокого уровня образования и благосостояния (Бондаренко и др. 2007: 176). «Образ "торгашей", наживающихся на коренных африканцах, при этом презирая их, также не способствует росту позитивного отношения к арабам и южно-азиатам» (Там же). Согласно существующему в Танзании закону, в каждой организации, имеющей государственную регистрацию, должно висеть два портрета: один -первого президента Танзании Джулиуса Ньерере, а второй - действующего. Индийцы соблюдают данное правило, но добавляют к двум обязательным третий - портрет своего родственника, част

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком