научная статья по теме ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА В ПРОИЗВЕДЕНИИ «МОЛОХ» ГЛАЗАМИ А. И. КУПРИНА - СОВРЕМЕННИКА СОБЫТИЙ Науковедение

Текст научной статьи на тему «ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА В ПРОИЗВЕДЕНИИ «МОЛОХ» ГЛАЗАМИ А. И. КУПРИНА - СОВРЕМЕННИКА СОБЫТИЙ»

Паулкин С.В., зам. декана исторического факультета Карасева Е.В., Утигенова А. Р.

(Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова)

ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА В ПРОИЗВЕДЕНИИ «МОЛОХ» ГЛАЗАМИ А. И. КУПРИНА - СОВРЕМЕННИКА СОБЫТИЙ

Статья посвящена анализу произведения А. И. Куприна «Молох», а так же индустриализации, описанной в нем с точки зрения исторической науки.

Ключевые слова: индустриализация, Куприн, литература, Молох

Произведение Александра Ивановича Куприна «Молох» стало заметным явлением, как в русской литературе, так и в творческом пути самого автора. Эта повесть продолжила этап возникновения литературы с критическими взглядами на антигуманную модернизацию страны второй половины XIX века, тем самым обратив на эту проблему внимание общественности. Произведение было довольно смелым и злободневным, поэтому «Молох» принес своему автору еще большую известность и популярность.

Повесть была названа автором столь необычно в честь языческого бога. Как отмечал советский и российский историк И. Ш. Шифман в книге «Ветхий Завет и его мир», «среди обычаев сиро-палестинского региона особое место занимало принесение в жертву (сожженье живьем) богу сыновей жертвователя, практиковавшиеся обычно в критической ситуации. Такие жертвоприношения назывались по-финикийски молх, по-еврейски молех; из этого вследствие ошибочной интерпретации данного слова, имевшей место уже в древности появилось представление о чудовищном боге Молохе, которому будто бы приносили человеческие жертвы» [9, а 197]. Конечно, языческий бог в собственном обличии в повести не появляется, но его образ переносится на весьма земные предметы и отношения. Молох является символом буржуазного прогресса Российской империи второй половины XIX века и всего социально-экономического строя в целом, а также сталелитейного завода, на котором и будут разворачиваться главные события повести. В повести невооруженным взглядом прослеживается презрение автора к капитализму и индустриализации страны, выраженному в его стремлении вскрыть и обнажить их недостатки.

Процесс становления капитализма в России, по мнению большинства историков, начался уже в XVI веке, а промышленный переворот в 1830-1840-х годах. В период описанный Куприным в своем произведении «Молох» процесс капитализации страны получил дополнительный импульс после отмены крепостного права. И в России началась наиболее активная модернизация и индустриализация хозяйств. Уже «в 1893 г. в России начался промышленный подъем, в результате которого в начале ХХ в. окончательно сложилась система российского капитализма с ее экономическими, социальными и политическими особенностями» [7, с. 216].

Уже первая страница книги, описывая рев заводского гудка, который возвещал начало рабочего дня и «казалось, как пишет автор, выходил из-под земли» [3, с. 5], создает весьма мрачный образ представленной картины. Одним из самых главных объектов произведения, воплощающего ненавистный автору капитализм, является завод, на котором и работает главный герой инженер Бобров. Его глазами читателю открывается устрашающий образ детища научного прогресса, раскинувшегося на пятьдесят квадратных верст. Для него это был не

просто завод, а настоящий город, - город, «пропитанный запахом серы и железного угара, оглушаемый вечным, несмолкаемым грохотом» [3, с. 7].

Процесс формирования промышленного пролетариата в России начался после отмены крепостного права и обезземеливания крестьян. Он происходил в обстановке быстрого развития машинной индустрии. Образ пролетариата конца XIX века также очень ярко описан автором в его произведении. Здесь на заводе все промышленные рабочие выступали как части огромного механизма. Тысячи работающих на заводе людей различных профессий пришли сюда лишь ведомые железным законом борьбы за существование. Здесь они отдают «свои силы, здоровье, ум и энергию за один только шаг вперед промышленного прогресса» [3, с. 8].

В книге приводится чудовищная статистика смертей на производстве. Известно, что работа в рудниках, шахтах, на металлических заводах и на больших фабриках сокращает жизнь рабочего, поэтому на заводах, как описывает автор, невозможно встретить работника взрослее 40-45 лет. «Рабочий отдает предпринимателю три месяца своей жизни в год, неделю - в месяц или, короче, шесть часов в день» [3, с. 29]. Рассчитывая, что при шести домнах было занято до тридцати тысяч человек, то они сжигают около двадцати лет в сутки. А «двое суток работы пожирают целого человека» [3, с. 30]. Главными причинами смертей рабочих являлись несчастные случаи, непосильный труд, сифилис, пьянство и прозябания в бараках и землянках, которые были круглогодичным местом проживания рабочего и его семьи.

Особенное внимание Куприн уделяет описанию работников паровых котлов. Их работа представляется читателю бесконечной. Тела рабочих были высушены огнем и казались черными от пропитавшей их угольной пыли» [3. с. 51]. Поэтому главный герой и называет весь завод с его техническими новинками именем языческого Бога: «Вот он 0 Молох, требующий теплой человеческой крови! - кричал Бобров» [3, с. 39].

Условия жизни пролетариата были крайне тяжелыми. Известно, что рядом с крупными заводами для рабочих и их семей строились бараки. Но бараки были выстроены некачественно и из некачественных материалов, поэтому в них процветала антисанитария и вирусные заболевания. В своей повести Куприн также уделяет внимание описанию этих условий жизни рабочих. Автор приводит показательный момент, как при приезде на завод члена правления этого завода Квашнина, на вокзале собралось большое количество сестер, жен и матерей заводских рабочих. Все они при виде Квашнина повалились на колени и протягивали к нему грудных младенцев. Причиной, по которой собравшиеся обращались к члену правления, являлось обеспечение рабочих жильем непригодного к условиям холодного российского климата: «Загнали нас на зиму в бараки, а в них нешто можно жить-то? Одна только слава, что бараки, а то как есть из лучины выстроены... И теперь-то по ночам невтерпеж от холоду... зуб на зуб не попадает...» [3, с. 66].

Как писал один из российских земских врачей в брошюре «Фабричная медицина и демократия» Вениамин Каннель, «уже беглого ознакомления с текстом закона достаточно для того, чтобы убедиться в его крайней неполноте. В законе ничего не говорится об амбулаторной помощи рабочим, об устройстве приемных покоев для подачи первоначальной помощи пострадавшим от увечий...» [8].Известно, что этот закон был принят как временная мера в результате распространения эпидемии холеры, поэтому «местами закон вовсе не принимался в расчет» [8].

Постоянной проблемой являлась острая нехватка врачебного персонала. Бывало, что под руководством одного врача было несколько больниц, располагавшихся на расстоянии нескольких десятков километров друг от друга.

Фабричный закон «О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской промышленности» был издан 2 июня 1897 года. Законом устанавливалась верхняя граница рабочего дня - 11,5 час., а в предпраздничные и субботние дни -10 час.»[4, с. 109]. Поэтому до 1897 г. рабочий день в России не был нормированным, и его

продолжительность зависела от капризов владельца предприятия. Таким образом, российский пролетариат подвергался нещадной эксплуатации.

Во второй половине XIX века Российское государство создавало благоприятные условия для участия иностранного капитала в экономике нашей страны. Западную буржуазию привлекали природные богатства и дешевая рабочая сила в России. Интересно, что «к началу XX в России функционировали свыше ста бельгийских компаний. Они строили заводы и фабрики, создавали шахты и рудники, сооружали электростанции и городские железные дороги» [1, с. 158].

История России конца XIX века отмечается нарастанием народных недовольств. Стачки в городах принимали массовый характер. Активно бастовали работники промышленности. Подобная ситуация в стране была благодатной почвой для распространения деятельности различных революционных организаций. Формирование и воплощение нараставшего революционного движения Куприн изобразил в описании бунта рабочих завода. Автор показал как «эти смиренные воины» и «эти большие дети с мужественными и простыми сердцами» протестует против несправедливостей жизни и поджигают ненавистный сталелитейный завод. Александр Иванович Куприн впервые в русской литературе показал эти важные исторические явления, которые стали предвестниками событий 1905 года.

А. И. Куприн, анализируя общественную жизнь, увидел в рабочих выступлениях закономерное следствие угнетения рабочего класса классом капиталистов. Его произведение стало своеобразным способом донесения в художественной форме реальной предреволюционной обстановки.

Литература

1. История России. XIX век: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч . / Под ред. В.Г. Тюкавкина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - Ч. 2. - 352 с. С 158

2. История Украинской ССР: В 10-ти т. т. 4 / гл. ред.: Ю. Ю. Кондуфор . - Киев: Наукова думка, 1981.

3. КупринА.И. Собраниесочинений: в9т. т. 2. - М.: Гос. Изд-во художественной литературы, 1957. - 590 с.

4. Мустафин Р.Р. Правовое регулирование рабочего времени в Российской империи // Государство и право. - 2011. - № 12. - С. 108 - 111.

5. Паустовский К. Иван Бунин. [Электронный ресурс]. URL: http://lib.ru/PROZA/PAUSTOWSKIJ/iwan_bunin.txt(дата обращения: 27.04.2015).

6. Паустовский К. Поток жизни. [Электронный ресурс]. URL: http://lib.ru/PROZA/PAUSTOWSKIJ/potok_zhizni.txt (дата обращения: 27.04.2015).

7. России с древнейших времен / Под ред . В. Ю . Халтурина : Учеб . пособие / Иван . гос .энерг. ун - т. - Иваново , 2003. - 340 с.

8. Цветков А. Как лечили фабричных рабочих в Российской империи. [Электронный ресурс]. URL: http://www.solidarnost.org/thems/uroki-istorii/uroki-istorii_9263.html(дата обращения: 27.04.2015).

9. Шифман И. Ш. Ветхий завет и его мир: (Ветхий завет как памятник лит. И обществ. Мысли древней Передней Азии). - М.: Политиздат, 1987. - 239с.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком