научная статья по теме ИНФОРМАЦИОННАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА Общие и комплексные проблемы естественных и точных наук

Текст научной статьи на тему «ИНФОРМАЦИОННАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА»

ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК, 2007, том 77, № 10, с. 875-88•

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Автор статьи предлагает оригинальный подход к решению психофизиологической проблемы, в основе которого идея об информационной целостности человека как единстве его естественных информационных систем - генетической, сенсорной, перцептивной и ментальной.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Ю. М. Сердюков

В последние два тысячелетия для европейской культуры была чрезвычайно актуальна проблема психофизиологической целостности человека, способ решения которой формировал методологию исследования множества метафизических и экзистенциальных проблем, в том числе и проблемы личного бессмертия. Эта целостность либо ставилась под сомнение дуализмом, противопоставлявшим трансцендентальный субъект - душу - субъекту феноменальному - телесности и её атрибутам, либо утверждалась различными системами идеалистического или материалистического монизма. Как правило, ключевым элементом заявляемых концепций, будь то "теория идей" Платона или трансперсональная психология С. Грофа, была интерпретация многочисленных психических явлений в диапазоне от эмоций и воли до рефлексии и интуиции. И содержание какой-либо концепции определялось не столько выбором объектов анализа (они были примерно одинаковы, во всяком случае, в одновременно существующих системах), сколько исходными посылками, задающими способ и направление интерпретации фактов. Эти исходные посылки, конечно же, были не произвольны. Они формировались, а затем и существовали в рамках мировоззренческих установок и научных парадигм, и если в монадологии Лейбница без труда обнаруживаются корреляты с картезианством и механицизмом, то сторонники психофизического дуализма трансперсональной психологии заявляют о своей приверженности

СЕРДЮКОВ Юрий Михайлович - доктор философских наук, профессор кафедры философии Дальневосточного государственного университета путей сообщения (Хабаровск).

релятивизму, ставшему в ХХ в. чуть ли не официальной идеологией естественных и социально-гуманитарных наук. Сейчас, в начале нового тысячелетия, влияние физики, естественно-научной основы релятивизма, на научное и философское знание в целом ослабло, уступив влиянию биологии, фундаментальной методологией которой является эволюционизм. В контексте теории эволюции и теории информации стала возможна новая интерпретация психофизической проблемы, где на вполне ясно сформулированный вопрос: "Существует ли психофизиологическая целостность человека, и если существует, то что находится в её основе?" - может быть получен недвусмысленный и вполне точный ответ: "Психофизиологическая целостность человека существует. Её основанием является информация".

ТОЖДЕСТВО ЗНАНИЯ И ИНФОРМАЦИИ

Совершенно ясно, что тезис об информационной целостности человека окажется достоверным только в случае обнаружения универсальности информационных процессов, если мы установим, что информация в её классическом понимании как содержание сообщения, инвариантное его форме, пронизывает всю структуру нашего существа и определяет, либо полностью, либо частично, психофизиологические функции субъекта. Здесь непременным условием построения непротиворечивой теоретической схемы является согласованность терминологического аппарата, позволяющая привести к единому знаменателю весьма разнородные процессы. В первую очередь это требование относится к понятию "информация", корректность употребления которого не вызывает сомнений при описании генотипа, сенсорных систем и проч., но оспаривается при экспликации многообразия содержаний сознания, традиционно называемых знанием. Знание - это ключевое понятие философии и психологии, до сих пор весьма неопределённое по смыслу [1] и не имеющее однозначного коррелята с понятием "информация". Поэтому первым шагом на пути к решению поставленной задачи станет обоснование тождества

знания и информации, по крайней мере, применительно к контексту нашей проблемы.

В рамках одного из ведущих направлений современной теории познания - эволюционной эпистемологии - идея о тождестве знания и информации уже показала свою жизнеспособность [2]. В теоретическом отношении её состоятельность базируется на пяти основных элементах. Во-первых, подобно информации, знание может быть представлено как содержание сообщения, инвариантное его форме, поскольку сохраняется и передаётся в виде нейродинамических кодов, звуковых или световых сигналов и т.п. Инвариантный характер знания отражён в многочисленных философских системах европейской культуры, отличающих его идеальную сущность от материального облика носителя. Во-вторых, при изучении сформулированной ещё Платоном и до сих пор не имеющей однозначного решения проблемы врождённого знания ключевое значение приобретает понятие генетической информации как сведений, a priori принадлежащих субъекту [3]. В этом случае содержание терминов "генетическая информация" и "врождённое знание" почти идентично. Такая же картина складывается и при анализе отношения философского понятия "чувственные формы знания" (зрение, слух и т.п.) к понятию из области биологии и психологии "сенсорная информация". В-третьих, информационные процессы, обнаруженные у различных живых существ, оказались во многом аналогичными познавательной деятельности человека, и по отношению к ним термин "информация" используется в том же смысле, что и термин "знание" по отношению к человеку. Корректность такой идентификации обоснована в рамках эволюционной эпистемологии, в чём каждый читатель может без особого труда убедиться, обратившись к специальной литературе [4], где получение и накопление знания (информации) представлено в качестве столь же фундаментального процесса, как процессы получения и накопления энергии. В-четвёртых, многочисленные сторонники теории искусственного интеллекта отождествляют понятия "знание" и "информация", так как существуют компьютерные образы знания и подобия процессов, происходящих в недрах ЭВМ, интеллектуальной деятельности человека. В-пятых, интерпретация знания как информации позволяет повысить степень достоверности философских выводов путём привлечения к обоснованию метафизических построений естественно-научного материала, опирающегося именно на категорию информации.

Коль скоро интерпретация знания в качестве информации корректна, то любой живой организм можно представить как информационную систему или комплекс таких систем. Например, структура информационного поля человека -

субъекта познания - включает четыре естественные информационные системы: генетическую, сенсорную, перцептивную и ментальную. Их совокупность составляет информационную целостность человека и будет предметом следующей части статьи, где достаточно широко используются понятия конкретных наук, не облегчающие восприятие текста, но позволяющие избежать искажений.

ЕСТЕСТВЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА

Генетическая информационная система служит основанием когнитивной организации человека. Её функциональное назначение состоит в наследственной передаче информации от одного поколения к другому посредством кодирования фенотипических признаков в генотипе. Материальными элементами, в которых осуществляется это кодирование, являются молекулы ДНК и РНК, в различной степени присутствующие у всех известных живых существ. Содержащиеся в генотипе сведения формируют фенотип и активно на него влияют. Это воздействие простирается в диапазоне от морфофункциональных особенностей организма до высших психических функций -способности к логическому мышлению, эмоциям и т.п. Например, изучение степени влияния генотипа на различные элементы интеллекта показало, что в большей степени он обусловливает вербальные способности, в меньшей - невербальные. Последние, как ни странно, оказались более чувствительными к воздействиям внешней среды, причины этого до сих пор не установлены [5]. Наименьший коэффициент наследуемости был обнаружен в изменчивости оценок дивергентного мышления - способности человека генерировать новые идеи, альтернативные решения проблем и т.п., то есть способности, обычно обозначаемой понятиями творчества, креативности. Максимальное влияние генотипа - в способности к логическому мышлению, в перцептивной скорости и пространственных способностях. В общих когнитивных способностях генетические влияния обнаруживаются вполне отчётливо, отвечая в среднем примерно за 50% их вариативности, хотя оценки наследуемости колеблются в достаточно широких пределах. Это означает, что от 40 до 80% различий между людьми по этому признаку объясняются различиями в их наследственности.

На формирование и изменение генетической информационной системы существенное влияние оказывают психофизиологические факторы, состоящие в том, что функциональная активность нервной системы может играть роль механизма, изменяющего активность генных систем. Так, например, проявление ряда генетически детермини-

рованных поведенческих актов зависит от уровня возбуждения центральной нервной системы (ЦНС): при низкой возбудимости нервной системы определённые генетически детерминированные формы поведения могут и не обнаруживаться, но они проявляются по мере повышения нервной возбудимости. Особая роль в воздействии нервной системы на генотип принадлежит стрессу, играющему роль внутреннего механизма регуляции наследственной изменчивости и эволюционного процесса. По отношению к организму как к целому стресс выступает в качестве фактора, изменяющего активность генома. Стрессирова-ние модифицирует и интегрирует деятельность четырёх уровней: генного, эндокринного, нервного и психического. О регулирующем влиянии уровня активности мозга на процессы реализации генетической информации свидетельствуют также прямые корреляции между содержанием РНК в нейронах и уровнем возбуждения нервной системы. Во многих исследованиях было показано, что сенсорная стимуляция, обучение, двигательная тренировка и другие воздействия, повышающие возбудимость нервной системы, сопровождаются увеличением содержания РНК в нервной ткани. Установлено также, что экспрессия генов (то есть актуализация генетической информации, "работа" генов) у животн

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком