научная статья по теме ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИДЕНТИЧНОСТЕЙ «СВОИХ» И «ЧУЖИХ» В ПЕРИОД СЕРБО-ХОРВАТСКОГО КОНФЛИКТА 1990-1995 ГГ. (НА ПРИМЕРЕ СМК ХОРВАТИИ) История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИДЕНТИЧНОСТЕЙ «СВОИХ» И «ЧУЖИХ» В ПЕРИОД СЕРБО-ХОРВАТСКОГО КОНФЛИКТА 1990-1995 ГГ. (НА ПРИМЕРЕ СМК ХОРВАТИИ)»

НИКОЛАЙ ЛУКЬЯНОВИЧ ВОЛКОВСКИЙ

доктор филологических наук, профессор кафедры теории журналистики и массовых коммуникаций Санкт-

Петербургского государственного университета (Санкт-Петербург) Тел.: 8 (812) 328-59-96; E-mail: vnluk@yandex.ru

АНДРЕЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ ГЛАЗЫРИН

соискатель кафедры теории журналистики и массовых коммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета (Санкт-Петербург) Тел.: 8 (812) 328-59-96; E-mail: glazyrin.andre@mail.ru На основе анализа массовой информации авторы рассматривают роль СМК в дезинтеграции Югославской Федерации в 1990-1995 гг. и в последующем развитии межэтнического конфликта.

Ключевые слова: агрессия, геноцид, геополитика, журналист, идентичность, информация, конфликт, национализм, обособление, образ, самоопределение, сознание, терроризм, этничность.

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИДЕНТИЧНОСТЕЙ «СВОИХ» И «ЧУЖИХ» В ПЕРИОД СЕРБО-ХОРВАТСКОГО КОНФЛИКТА 1990-1995 гг. (на примере СМК Хорватии)

В современном мире возникали новые очаги этнической нестабильности, которые совпали с бурным развитием информационных технологий и усилением роли журналистики как института, регулирующего общественное мнение. Наиболее яркой иллюстрацией нового, постиндустриального витка мобилизации этничности стала дезинтеграция многонациональной Югославской Федерации в 1990-1995 гг., сопровождавшаяся информационным противостоянием разрозненных национальных окраин. Как западные, так и отечественные исследователи отмечают особую роль СМИ в развитии этого межэтнического конфликта.

1. «Хорватская весна» обязана максимальной свободе масс-медиа

В 1960-1970 гг. не только в Хорватии, но и далеко за ее пределами получили широкую огласку события, связанные с деятельностью общественно-политического движения «Маспок» («Masovni pokret»), известного как «хорватская весна» или «массовое движение»1. «Маспок» начинался как общественно-политический кружок национально-интеллектуальной элиты, который активно пропагандировал культурную самобытность хорватского народа и его историко-политическое самоопределение. Интеллектуалы-просветители «Маспока» пытались переинтерпретировать историю хорватов, на основе прямой необходимости дистанцироваться от концепции «югославизма». По этому поводу историк «Маспока» пишет: «"Югославский" период хорватской истории является определенно самым темным и самым оскорбительным <. > впервые спустя 13 столетий Банус и Сабор были полностью отменены»2.

Американская исследовательница П. Рамет отметила, что «хорватская весна» обязана максимальной свободе массмедиа3. При их помощи «массовое движение» начинает активно тиражировать всевозможные абстрактные барьеры в многонациональной республике. Наиболее типичными для этого периода становятся активные дискуссии по поводу связующей роли национального языка с хорватской идентичностью и дальнейшего его развития в рамках независимой лингвистической единицы.

Первые серьезные разногласия между хорватами и сербами, освещенные в СМИ в конце 1960-х - начале 1970-х гг., были вызваны непопулярной в среде хорватской интеллигенции реформы хорватского языка. В 1965-1966 гг. ряд авторитетных научных учреждений и обществ Хорватии выступали в лингвистическом журнале «Язык», за самостоятельное культурно-просветительское развитие хорватского народа, а главное, за полную автономию своего родного языка от сербского. Примерно в этот же период органы хорватской печати («Hrvatski knjizevni list», «Hrvatski tjednik», «Studentski list», «Omladinski tjednik» и др.), радио и телевидение начинают формировать негативное представление о сербских взглядах экспансионистской направленности, которые передавались такими сообщениями, как угроза всем хорватам

«экспансией сербского элемента и возможной этнической ассимиляцией хорватского населения»4. Хорватский язык начинает видоизменяться, и примером тому служат новые слова, которые отличаются по произношению и написанию от сербских слов. Телефон стал называться «брзоглас», а аэродром - «зрачна Лука», вместо «гласати» в Хорватии сейчас говорят «гласовати», вместо «любити» - «любовати» и т.д. Из этих примеров видно, что лингвистическое строение слов отличается незначительно, и вхождение в обиход новых хорватских слов связано, в первую очередь, с тем, чтобы выразить свою обособленность и полную смысловую независимость от сербского языка5.

2. Информационно-символическое обособление

В 1991 г., после прихода к власти ХДС (Хорватского демократического содружества), во главе с крайне правым лидером Ф. Туджманом, началась активная пропаганда, возбуждающая национальные чувства хорватов. Этническое противостояние постоянно подогревалось самим Туджманом. В своих докладах и публикациях он обозначил новые приоритеты в информационно-символическом противостоянии, которые опирались на усташское прошлое хорватов. В частности, были переименованы названия общественных мест: «Жертв Фашизма» на площадь «Великих Хорватов», улицы и школы стали носить имя «Миле Буда-ка»6, вместо «динара» денежной единицей стал «кун», а в хорватской армии были восстановлены усташские военные звания. Осквернялись исторические памятники, появлялись кафе с названиями «У», что означало «<Усташи»7. 25 июня 1991 г. происходит смена хорватской символики: возрождается знаменитая «шаховница» - флаг «Великой Хорватии» времен гитлеровского приспешника А. Павелича. Туджман распорядился сравнять с землей братское кладбище в Ясеноваце и уничтожить музей жертв усташского геноцида. Были упразднены многие праздники, связанные с югославским наследием. Так, например, правительство Хорватии упразднило «День Республики»8. Этот праздник связывал исторической памятью все балканские народы в единое сообщество, в том числе и хорватов, которые сражались против немецких оккупантов. Югославские символические атрибуты стали утрачивать свои лидирующие позиции, уступая место новым национальным образам, которые выносили за рамки метаэтнических категорий интегрирующие дефиниции - «братство народов», совместную борьбу против захватчиков, общую историю и схожесть славянской культуры.

Руководство ХДС, игнорируя положения Конституции от 1974 г., стало осуществлять план построения независимой самостоятельной Хорватии без сербского населения, что вызвало подъем сербского национального и политического движения в Хорватии. Все сербское собрание народа в местечке Срб в июле 1990 г. приняло Декларацию о суверенитете и автономии сербского народа и утвердило создание высшего органа законодательной власти серб-

ского народа Краины - Сербский Сабор (парламент) и исполнительный орган - Сербское национальное вече.

Это противостояние обострило характер антисербских публикаций в хорватской прессе. Особенно наглядно это проявилось в одном из наиболее читаемых в Хорватии издании - общественно-политической газете «^евгнк».

3. Трансляция исторической концепции хорватской идентичности и территориальной целостности

Исследователь истории хорватского национализма И. Перич еще в 1970-е гг. писал, что СМИ Хорватии культивировали страх перед «экспансией сербского элемента и возможной этнической ассимиляцией хорватского населения». Поддерживалось мнение, что на хорватов смотрят как на виновников преступлений усташей, что экономический потенциал Хорватии используют прежде всего в интересах более многочисленной нации, ограничивают ее культурную самобытность и т.п.9 В начале 1990-х гг. наряду с идеей об «экспансии сербского элемента и возможной этнической ассимиляцией хорватского населения» в прессе утверждается концепция, что Сербская Краина является неотъемлемой частью Хорватии. Для этого в Загребе были отобраны и соответственно систематизированы исторические сведения, которые подтверждали эту концепцию. В частности, говорилось, что только в в. Австрия на территории нынешней Сербской Краины создала линию обороны против османских захватчиков и поселила на ней бежавших от турок сербов, обязав их за наделенную им землю защищать австрийские рубежи. Тогда этот район назывался Карловацкой и Банской Краиной и, согласно утверждениям специалистов, никогда не входил в состав сербского государства, а принадлежал хорватским династиям10. С учетом этих сведений были разработаны новые учебники по истории для хорватских школ и вузов. Данная историческая концепция о происхождении Сербской Краины начала транслироваться на конференциях, симпозиумах и выставках на эту тему.

Важная роль в этом процессе принадлежит Ф. Туд-жману не только как политику и президенту Хорватии в 1991-1999 гг., но и как историку и публицисту. Туджман во время Второй мировой войны воевал на стороне И.Б. Тито и стал одним из самых молодых генералов ЮНА. Он был одним из самых образованных людей в окружении югославского диктатора, особенно в аспекте военной истории, стратегии и проблем политики. Многие поколения будущих военачальников югославской армии осваивали историю военного искусства по его учебникам. Ему же принадлежит ряд других историко-политологических трудов. В 1990-е годы в общественных кругах привлекла внимание его книга «Вввриса» («Беспутье»), в которой Туджман полностью пересматривал исторические события на территории Хорватии и роль националистов-усташей в 1941-1945 гг.11 В этой исторической монографии делается смысловой «переворот» роли и исторического значения нацизма в Европе. Туджман преуменьшает насилие и злодеяние усташей и немецких оккупантов. Все эти утверждения лидера ХДС вскоре нашли широкое распространение в обществе благодаря их трансляции хорватскими СМИ.

Туджман активно выступал со своими статьями в прессе. Так, 15 ноября 1990 г. в газете «^евгнк» появляется рубрика «Нации в Европе. Пишет Франьо Туджман», где из номера в номер печатаются его статьи. В ряде публикаций этого цикла Туджман рассказывает о массовых убийствах в истории европейских народов, философствует о зле. Таковы, например, рассуждения в статьях «РгокНг^агл пас1опа1^ат»12, <^ет1гп1, ргкоэгл I zestoke Ваэк1»,13 где речь идет о поругании в Европе национазма, дерзости и жестокости басков в Испании. Цель этих статей - разбить и растворить явление уст

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком