научная статья по теме ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРОГРАММ ПОЛИТИЧЕСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН 1990-Х ГГ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРОГРАММ ПОЛИТИЧЕСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН 1990-Х ГГ»

Г.Н. Ершова

Информационный потенциал программ политических общественных объединений Республики Татарстан 1990-х гг.

Ключевые слова: политические общественные объединения, политическая партия, программа, исторический источник, Центральный

государственный архив историко-политической документации Республики Татарстан.

Первое десятилетие постсоветского периода стало для Татарстана, как и других республик бывшего СССР, временем активного формирования нового общественно-политического устройства, а осмысление этого опыта - важнейшей научно-практической задачей. В частности, исследователи пытались осмыслить социальную суть российской трансформации конца XX в. через призму теории социально-политических революций. Некоторые отстаивали идею «номенклатурной концепции», другие - возникший в последние годы «глубокий исторический» и транзитологический подход к изучению национализма и перехода к демократии. Ряд ученых предложили системное и многоуровневое описание процесса становления, определили перспективы развития партийной системы в современной России, «татарстанскую модель» трансформации общества, раскрыли предпосылки, особенности идеологии и тактики общественных объединений Татарстана, концептуальные основы современного татарского национализма1.

В своих исследованиях ученые в первую очередь опирались на программные документы политических организаций, традиционно рассматривая их в качестве главного исторического источника, где излагаются цели и задачи, стратегия их политической борьбы, определяются силы, средства и формы, с помощью которых политические партии мыслят реформирование или революционное преобразование общества2.

Однако, если в законе СССР 1990 г. «Об общественных объединениях» была прописана необходимость публикации для всеобщего сведения программных документов политической партии3, то уже в Федеральном законе 1995 г.4 эта норма отсутствовала. Нет ее и в Федеральном законе 2001 г. «О политических партиях», зато в нем появилась специальная статья о программе, определяющей «принципы деятельности политической партии, ее цели и задачи, а также методы реализации целей и решения задач»5. Но в отличие от уставов, требования к которым четко регламентировались законами6, в отечественном законодательстве и иных нормативных актах отсутствуют нормы, определяющие форму и структуру программы. Таким образом, составление программ является прерогативой политической организации, а реконструировать этот процесс позволяют проекты программ, комментарии, замечания и дополнения к ним. Массив этих ценных в научном плане источников находится в Центральном государственном архиве историко-политической документации Республики Татарстан (ЦГА ИПД РТ), специализирующемся на сборе и хранении документов политических общественных объединений. Архив был образован в 1929 г. как партархив при отделе истории партии (истпартотделе Татарского обкома ВКП(б)), с 1960 г. - партархив Татобкома КПСС, с 1990 г. - партархив Татрескома КПСС, с 1991 г. -Центр хранения и изучения документов новейшей истории Татарстана, а с 1996 г. - ЦГА ИПД РТ. На сегодняшний день в архиве сформировано свыше 25 фондов (более 1300 ед. хр.) политических общественных объединений широкого спектра7. Обращение к архивным фондам ЦГА ИПД РТ, обойденным вниманием ученых, расширяет источниковую базу

исследований по общественно-политической истории Татарстана. С этой целью попытаемся продемонстрировать информационные возможности хранящихся в архиве программных документов некоторых политических объединений 1990-х гг., которые на раннем этапе формирования многопартийности различались своим отношением к вопросу о будущем политическом статусе республики, трактовке понятий либерализма и федерализма и проблемам этнонационального взаимодействия.

Первостепенный интерес представляют фонды республиканских партий и общественных движений начала 1990-х гг., например партии «Единство и прогресс» (1993-2001 гг.). Она поддерживала курс президента М.М. Шаймиева, работая в тесном контакте с государственными органами. В числе заявленных целей - содействие межнациональному спокойствию в Татарстане, социально ориентированная рыночная экономика. Проекты ее программы отражают процесс поиска «партией власти» новой идеологии в условиях образовавшегося идеологического вакуума. Так, разработчики делали упор на социал-демократические идеи и провозглашение «социальных гарантий государства». В процессе работы над текстом оттачивались нужные формулировки, принимались или отвергались замечания. В частности, в одном из комментариев М.Р. Рокицкий (в 1990-1993 гг. народный депутат, член фракции «Левый центр», впоследствии депутат Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации третьего (1999-2003 гг.) и четвертого (20032007 гг.) созывов) предлагал исключить или изменить формулировку второго абзаца пункта 4.1 раздела 4 проекта программы: «Справедливость требует большего равенства в распределении доходов, собственности», поясняя далее: «...по-моему, крайне неудачно -снова старый принцип распределения»8. Заведующий отделом по взаимодействию с общественно-политическими формированиями Управления по вопросам внутренней политики аппарата президента РТ Р.Ю. Беляков предлагал изложить его так: «Справедливость требует большего равенства в распределении доходов, собственности, доступа к управлению государством, экономикой, а также равного доступа к культуре и образованию»9. В итоге в окончательном варианте программы записано: «Справедливость заключается в предоставлении равных возможностей трудиться, получать доходы, быть собственником, участвовать в управлении государством и экономикой, получать образование и пользоваться достижениями науки, культуры и искусства»10. Некоторым разработчикам поначалу был «не ясен смысл» термина «социальное государство»11. Впоследствии, напротив, лозунги социальной справедливости стали весьма популярны в программных документах многих общественных объединений, олицетворяя так называемый «левый дрейф» в политическом развитии страны12. Таким образом, анализ поправок к проектам программы раскрывает творческую лабораторию рабочей группы партии по составлению ее текста.

Под воздействием процессов демократизации советского общества и происходивших изменений многих сторон жизни Татарстана в 1988-1990 гг. начали складываться разнообразные неформальные группы и объединения, становившиеся катализатором общественного сознания. В этот период формировалось и татарское национальное движение. В июне 1988 г. возник «Всесоюзный татарский общественный центр» (ВТОЦ), который на съезде оформился в организацию с программой общенационального характера13. Судя по уставу и платформе, он являлся «основывающимся на самостоятельной гражданской инициативе всенародным демократическим движением в поддержку начатой новым руководством КПСС перестройки социалистического общества на началах демократии и гуманизма»14. Более того, постановка вопроса о повышении статуса ТАССР явно сближала позиции сторонников ВТОЦ и представителей республиканского комитета КПСС. Вместе с тем, отмечая проявившийся в программных документах альянс этнонационалистов и

правящей элиты, согласимся с мнением некоторых исследователей15, подчеркнувших упрощенность оценки этнонационального движения как искусственного образования. Действительно, ВТОЦ в том виде, в котором он был создан, являлся аппаратной и зависимой от государства организацией, однако уже в 1990 г. в нем выделилась оппозиционная радикальная фракция - Татарская партия национальной независимости «Иттифак» (ТПНН «Иттифак»), программа которой, с одной стороны, провозглашала плюрализм в политической жизни, признание в Татарстане государственными двух языков и права на двойное гражданство («наряду с правом быть гражданином Татарстана быть гражданином той республики, с которой его связывают национальные, патриотические или иные чувства, а также родственные отношения»16), с другой - заявляла о необходимости «выступить с позиции морального осуждения заключения межнациональных браков», являющихся средством «обкрадывания генофонда нации»17.

Основой концепции национального возрождения татарского народа партия назвала осознание национального единства и целостности татарского народа в процессе консолидации всех общественных движений вокруг общей цели - создание независимого татарского государства, осознание нацией исторического и духовного родства тюркских народов и их консолидация вокруг идеи общетюркского содружества наций, осознание принадлежности к мусульманской части мировой цивилизации, в итоге, через гуманистическое содержание национальных общетюркских и исламских исторических и духовных ценностей, осознание общечеловеческого единства (планетарного единства народов)18.

Программа ВТОЦ, принятая в 1993 г. на III съезде, также включала пункт об интеграции республик на постсоветском пространстве - проект «О конфедерации народов Поволжья и Приуралья», в числе участников которой предполагались Марий Эл, Чувашстан, Башкортостан и Татарстан, и предлагала подготовить и принять правовые документы, регулирующие цели, задачи и формы работы органов конфедерации, а также заключить многосторонний договор о ее создании. Кроме того, ВТОЦ рекомендовал «всем национально-патриотическим организациям народов Поволжья и Приуралья добиваться от руководителей своих областей и республик участия в создании конфедерации», а также «созвать представительную ассоциацию народов Поволжья и Приуралья для выработки общей платформы и учреждения постоянно действующих консультативных органов конфедерации в г. Казани»19.

Программные документы демократической оппозиции иначе освещают общественно-политическую ситуацию в республике. Так, в фонде избирательного блока «Равноправие и законность» («РиЗ») имеется политическая программа 1995 г., включающая предложенные председателем Казанского отделения «Союза реалистов» А.Г. Воржецовым «Программные ориентиры "РиЗ"», «Концепцию "РиЗ"» на 1995, 1996 гг., «Основные задачи в политической сфере» и «Задачи в социально-экономической области», разработанные «Казанским отделение

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком