научная статья по теме ИНИЦИАТИВЫ МИРОВОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ФОРУМА "ДИАЛОГ ЦИВИЛИЗАЦИЙ" История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ИНИЦИАТИВЫ МИРОВОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ФОРУМА "ДИАЛОГ ЦИВИЛИЗАЦИЙ"»

Международные научные конференции

© 2010 г.

В.И. ЯКУНИН

ИНИЦИАТИВЫ МИРОВОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ФОРУМА "ДИАЛОГ ЦИВИЛИЗАЦИЙ"

Мировой общественный форум (МОФ) "Диалог цивилизаций" является международной неправительственной организацией, которая объединяет в сетевое сообщество ученых, интеллектуалов, политиков, бизнесменов, деятелей искусства и культуры, представляющих многообразие традиций, культур и верований из различных стран мира, работает с государственными, общественными и религиозными институтами на основах осуществления и развития принципов сотрудничества, взаимопонимания и диалога между цивилизациями. В настоящее время в деятельности сетевого сообщества Мирового общественного форума "Диалог цивилизаций" участвуют представители ведущих международных неправительственных организаций, мировых средств массовой информации, крупнейших научно-исследовательских центров Северной и Южной Америк, Европы и Азии.

С 2003 г. в Греции на острове Родос проводится ежегодная сессия Мирового общественного форума "Диалог цивилизаций", также известная как Родосский форум. Конференции, семинары и "круглые столы" форума проходят в различных регионах мира.

В Международный координационный комитет форума, который возглавляет бывший Генеральный секретарь Совета Европы В. Швиммер, входят президент Международной организации за прогресс Г. Кехлер (Австрия), профессор Университета Нотр Дам Ф. Даллмайер (США), почетный директор Национального центра научных исследований Франции А. Фавр и многие другие выдающиеся ученые и исследователи современного "диалога цивилизаций".

Форум работает со многими общественными организациями и международными институтами по всему миру. Среди них - Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Организация Лиги арабских государств по вопросам образования, культуры и науки (АЛЕКСО), Азиатско-Евро-пейский фонд, Международная ассоциация межкультурного образования, Инициатива "Глобализация для всеобщего блага" и другие неправительственные организации, которые составляют сетевое сообщество МОФ "Диалог цивилизаций".

Седьмая ежегодная сессия Родосского форума состоялась 8-12 октября 2009 г. В работе форума приняли участие более 400 человек из 60 стран мира. Среди них были бывший федеральный канцлер Австрии А. Гузенбауэр, король Ганы Адамтей I, заместитель министра иностранных дел России А.В. Салтанов, президент Брукингского института С. Тэлботт, аятолла М.-А. Тасхири, сопредседатель Ассоциации за международную мобильность Б. Маккинли, профессор Университета Кент Р. Саква. Содержанием дискуссий форума стало обсуждение современной глобальной ситуации,

Якунин Владимир Иванович - доктор политических наук, президент-основатель Мирового общественного форума "Диалог цивилизаций".

требующей концептуально ясной основы и особых усилий для сохранения "структурной целостности" мирового сообщества. Секции и "круглые столы" прошедшего форума были посвящены диалогу и альтернативным моделям политического устройства, социально-экономическим условиям как репрезентациям ведущих ценностей в финансово-экономической деятельности, цивилизационным идентичностям в современной культуре, межконфессиональному сотрудничеству, вопросам образования и молодежи. Особенное внимание на форуме было уделено социальным практикам и стратегиям, эффективным в нестабильных и кризисных условиях развития мира. В результате работы седьмой сессии была принята Родосская декларация, обобщившая дискуссии по указанным тема.

В данной статье мы более подробно остановимся на ценностях и перспективах инициатив МОФ "Диалог цивилизаций" и представим, как они нам видятся по прошествии более чем семи лет работы форума в самых разных цивилизациях мира, а также

учитывая итоги седьмой сессии Родосского форума.

* * *

Конец XX и начало XXI в. ознаменовались фактически спрогнозированным ростом напряженности по всему фронту международных отношений, что нашло свое отражение в популярности концепций "конфликта цивилизаций" и "конца истории". Социальные драмы XXI столетия разворачиваются на фоне глобализации "общечеловеческих ценностей" западного образца, параллельно с усилением социально-политических противостояний и крушением биполярного устройства мира. Можно с уверенностью утверждать, что текущий финансово-экономический кризис - глобальный, по сути и форме, - стал квинтэссенцией тектонических изменений в новейшей исторической эпохе.

Необходимость осознания причин и необратимости структурных изменений мирового порядка в силу названных симптомов, а также потребность конструктивного реагирования на данные вызовы побудила инициативную группу ученых, предпринимателей и общественных деятелей создать в 2002 г. Мировой общественный форум "Диалог цивилизаций".

Идея диалога сразу нашла позитивный отклик и обрела многочисленных сторонников в самых широких кругах мировой общественности. Сегодня на концептуальных основаниях и лексике диалога стали строить свои проекты и решения многие политики, дипломаты, экономисты.

Диалог цивилизаций, направленный на формирование и развитие цивилизаци-онных контактов, призван построить новое видение мирового взаимодействия. В современных условиях возможности диалога как базового типа человеческого общения открывают реальную перспективу создания нового общественного института международных отношений.

Новые и альтернативные подходы к моделям мировой политики уже показали, что залогом существования цивилизации являются ее открытость, способность к воспроизводству и возобновлению своей идентичности и благодаря этому готовности к ответу на вызовы времени. Постоянно обновляясь и поддерживая потенциал существования человека, цивилизация находится в непрерывном диалоге с миром. Соответственно, меняются природа и характер межцивилизационного взаимодействия.

Деятельность МОФ "Диалог цивилизаций" принципиально основывается на том, что мировые цивилизации взаимодополняют друг друга в ходе истории. И сейчас настало время не только констатировать потенциал взаимодополнительности, но и сделать его решающим фактором мирового развития.

В условиях политических противостояний последнего времени, усиления международной коммуникативной сети и преобладания последней над системой государственных связей каждого сообщества уже недостаточно отстаивания собственного интереса только силами государства.

Диалоговая составляющая в жизни любого сообщества на земле делает неизбежным предшествование диалога политическому и правовому оформлению интересов конкретных сообществ. Поэтому диалоговое мировое сообщество является той сферой межкультурного и международного сотрудничества, которая создает среду для реально демократического процесса осуществления достоинства и прав каждого гражданина Земли. Собственно, будущий гражданин любого общества - это человек, участвующий в многостороннем диалоге.

Диалог цивилизаций в современных условиях оказывается уникальным общественным движением, создающим такой горизонт охвата мировой системы, который позволяет вынести на общественный уровень обсуждения любую международную проблему в любом из возможных аспектов. Примером этому может служить активное участие религиозных и духовных лидеров в работе МОФ "Диалог цивилизаций".

Церкви мира и основные конфессии должны, как мы считаем, помогать в деле создания эффективного диалога народов. Исторически проблематичность широкого общественного диалога заключается в том, что основные общественные силы и участники международного взаимодействия обычно ориентированы на отстаивание собственной позиции, на убеждение других в собственной правоте, на утверждение собственного разума. Религии, напротив, всегда призывали встать на точку зрения общечеловеческой истины, отказаться от рамок собственного неизбежно временного, приземленного разума и открыть для себя пути обновления, совершенствования человека. Только собственный разум - всегда грех и заблуждение в глазах религиозного сознания.

Нам представляется, что церкви и конфессии в деле совершенствования общественного диалога призваны продолжать эту форму служения человеку и расширять собственно практическую сферу реализации истины и силы своих откровений. Несомненно, усилия церквей и конфессий позволяют поднять уровень и культуру диалога общественных организаций и международных структур.

Очевидно, что общественный диалог не может замыкаться на безусловно важной, но только текущей проблематике социальной жизни и политики. Действенный и постоянно действующий диалог должен все время развиваться, включать в себя как вновь возникающие проблемы, так и новые повороты в сценариях решений старых вопросов, которые в силу тех или иных причин были вытеснены из сферы современного общественного сознания.

Благодаря усилиям МОФ "Диалог цивилизаций" прозвучала идея необходимости принять, наконец, точку зрения общечеловеческой истины и утвердить примат ценностей диалогового взаимодействия в качестве новой реальности человеческого существования. Это означает, что индивидуальное развитие человека получает новые перспективы только тогда, когда диалог становится новым ресурсом общественной практики и отношения человека и общества приобретают новое качество и открывают новое измерение человеческого бытия и развития, соответствующие вызовам современной эпохи.

В общем виде ценностно значимые результаты, полученные благодаря совместным усилиям всех участников МОФ "Диалог цивилизаций" за последние семь лет работы кратко сводятся к следующему:

- форуму удалось активно содействовать смене политической лексики, связанной, в частности, с европейским клише "права человека", которое десятилетиями продвигалось в качестве мерила демократичности той или иной страны, сообщества или цивилизационной общности. На практике это оборачивалось фактическим отказом соблюдать права тех, кто принадлежит к другим сообществам. Решение же подобных задач состоит в том, что человеческое достоинство и возобновление цивилизационной идентичности должны оставаться непреходящими ценностями;

- был утвержден принцип "инклюзивности" как мера равенства в межцивилиза-цинных о

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком

Пoхожие научные работыпо теме «История. Исторические науки»