научная статья по теме ИННОВАЦИИ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ОБ АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕТОДИКА РАБОТЫ С ПЕВЧЕСКИМ ГОЛОСОМ») Общественные науки в целом

Текст научной статьи на тему «ИННОВАЦИИ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ОБ АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕТОДИКА РАБОТЫ С ПЕВЧЕСКИМ ГОЛОСОМ»)»

Теория и методика профессионального образования

Бараш А.Б., преподаватель Московского областного музыкального колледжа имени С.С. Прокофьева

ИННОВАЦИИ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ОБ АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕТОДИКА РАБОТЫ С ПЕВЧЕСКИМ ГОЛОСОМ»)

В статье описывается авторская программа дисциплины «Методика работы с певческим голосом», составленная преподавателем академического пения Бараш А.Б. в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования 2010 г. (ФГОСТ СПО) по специальности 073401 «Вокальное искусство» для получения выпускниками отделений «Пение академическое» квалификации «преподаватель».

Содержание современного образования составляет систему знаний, умений, навыков, черт творческой деятельности, мировоззренческих и поведенческих качеств личности, которые обусловлены требованиями общества и к достижению которых должны быть направлены усилия обучающих и обучающихся. Инновационные процессы в преподавании в системе среднего профессионального образования отражаются в государственных стандартах. Так, ФГОСТ СПО по специальности 073401 «Вокальное искусство» [1] содержит профессиональный модуль (ПМ) 02 - «Педагогическая деятельность», в котором поименованы требования к практическому опыту, умениям и знаниям в результате изучения курса.

Описываемые требования к практическому опыту, знаниям и умениям обучающегося входят в междисциплинарный курс МДК 02.01 - «Педагогические основы преподавания творческих дисциплин». Их изучение ПМ.02 позволяет обучающемуся получить квалификацию «преподаватель». Таким образом расширяется сфера применимости знаний и умений выпускника ПЦК «Пение академическое». В соответствии с основной профессиональной образовательной программой по специальности (ОПОП) нашего колледжа была выделена дисциплина «Методика работы с певческим голосом».

В ГАОУ СПО МОМК имени С. С. Прокофьева предмет «Методика работы с певческим голосом» стал профилирующей дисциплиной, теоретическим базисом профессионального модуля ПМ. 02 и междисциплинарного курса - МДК. 02.01 «Педагогическая деятельность».

Для работы над авторской программой была изучена литература:

- по основам вокальной методики (труды Л.Б. Дмитриева, В.А. Багадурова, И.И. Леви-дова, В.М. Луканина, Е.М. Малининой, В.П. Морозова, О.П. Павлищевой, О.П. Рады-новой и др.);

- о методиках преподавания разных авторов для разных возрастных групп и подготовленности (Д.Е. Огороднова, Т.М. Орловой, А. А. Сергеева, Г.П. Стуловой, В.М. Емельянова, Г. А. Струве, Н.Д. Шпиллер, С.П. Юдина, В.Т. Юшманова и др.);

- о вокальных школах (книги М. Гарсиа, Ф. Ламперти, Ж. Дюпре, А.С. Яковлевой, Л.К.Ярославцевой и др.).

В основу описываемой авторской программы легли публикации и книга А. Б. Бараш и две программы подобных курсов. Первая из них - «Основы вокальной методики» певицы, педагога, музыковеда, заслуженного деятеля искусств Российской Федерации, доктора искусствоведения, профессора МГК им. П.И. Чайковского, заслуженного деятеля Всероссийского музыкального общества А.С. Яковлевой [2]. В 1990-2003 гг. в ГМПИ им. М.М. Иппо-литова-Иванова А.Б. Бараш был составлен и читался курс «Методика работы с детским голосом»[3], целью которого было усиление методической подготовленности дирижеров-

хоровиков. В первой части курса освещались общие вопросы вокальной методики, вводился понятийный аппарат, проводились практические занятия по применению его в соответствии с проблемами и ощущениям поющего человека, рассматривались вопросы певческого дыхания, артикуляции, дефектов голоса и т.д., приводилась классификация оперных голосов и их репертуар. Вторая часть курса знакомила студентов с рядом методик. Практика работы с индивидуальным голосом, введенная как эксперимент в стенах учебного заведения, показала высокий уровень умения работать с голосом методами академического вокала дирижеров -хоровиков. Программа именно этого курса стала второй, которая также легла в основу написания программы дисциплины «Методика работы с певческим голосом».

Предлагаемая к рассмотрению программа является инновационной, поскольку с одной стороны, впервые обучающиеся на отделениях «Пение академическое» получили возможность присвоения квалификации «преподаватель», с другой - сама программа обладает рядом особенностей, которые и определяют ее новизну.

Во-первых, программа является авторской, поскольку составление тематического плана, подбор наглядных пособий, специально разработанные и подготовленные видео-аудиозаписи из фонда автора, предлагаемые темы контрольных уроков и семинаров, формы контроля за знаниями обучающихся являются оригинальными предложениями.

Во-вторых, курс лекций по предмету построен таким образом, что знания и умения, получаемые в классе «Сольное пение» на занятиях по данному предмету получают теоретическое обоснование, а проводимые контрольные уроки и семинары предполагают ответы студентов на основе лекционного материала и собственного практического опыта. И, наконец, курс построен так, что, приступая к педагогической практике, обучающиеся уже владеют знаниями по основам вокальной методики и о развитии методологической науки в историческом разрезе. Их самостоятельная работа с индивидуальным голосом сопровождается знакомством с авторскими методиками, созданными для различных возрастных групп. Так в программе отражены естественным образом установленные межпредметные связи.

Целью освоения междисциплинарного курса является овладение теоретическими и практическими основами методики обучения пению в объеме, необходимом для дальнейшей деятельности в качестве преподавателей детских образовательных учреждениях, реализующих программы дополнительного образования в области культуры и искусства.

Среди задач изучения курса выделены:

- развитие аналитического мышления, способности к обобщению своего певческого опыта и использованию его в педагогической работе;

- последовательное изучение методики обучения пению, педагогических принципов различных вокальных школ;

- изучение способов оценки и развития природных данных;

- изучение репертуара, ознакомление с произведениями различных жанров и стилей, изучаемых на разных этапах обучения.

В соответствии с ОПОП колледжа курс читается на 3 и 4 курсах ПЦК «Пение академическое». Всего на предмет отведено по учебному плану 107 час., из них 36 час.- на самостоятельную работу. Занятия проводится в формах лекционных (вводная, информационная, текущая), семинарских занятий, контрольных уроков. Семинарские занятия выстраиваются с использованием элементов игровых ситуаций, включают предварительные собеседования, дискуссионные обсуждения, контрольные подведения итогов.

Педагогический контроль является одной из основных форм организации учебного процесса. Он позволяет осуществить проверку педагогического мастерства преподавателя и качества созданной обучающей системы. В процессе обучения используются текущий, периодический, тематический, итоговый виды контроля. В качестве методов контроля использованы устный, письменный, практический (при изучении нотного материала, при

подборе примерного вокального репертуара для разных возрастных групп обучающихся, при изучении нотного материала вокальных методик).

Для проверки знаний студентов в течение года в соответствии с календарно-тематическим планом проводятся выборочные опросы, контрольные уроки, семинары, пишутся и оцениваются преподавателем доклады и реферат по рекомендуемым примерным темам. Оба года обучения заканчиваются семестровыми итоговыми занятиями (зачет, экзамен), на которых знания студентов проверяются методами ответов на вопросы билетов, защитой написанных рефератов с учетом активности обучающего в процессе изучения материала курса.

Курс лекций по предмету «Методика работы с певческим голосом» состоит из нескольких блоков. Первые лекции посвящены вопросам строения голосового аппарата и роли его составных частей в голосообразовании, обсуждаются особенности и исторические типы певческого дыхания, типов атаки, приводятся упражнения для развития дыхания, чувства опоры, выработки разных типов атак, выравнивания регистров и т.д. В разделе «Акустические свойства голоса» вводятся основные понятия вокальной методики (сила звука, тембр, форманты и обертоны, полетность, вибрато и т.д.), объясняющие процесс голосообразования с физической точки зрения. При обсуждении артикуляции в пении и речи приводятся упражнения, развивающие певческую дикцию. Значительное место отведено рассмотрению дефектов голоса, путям их преодоления. Тема «О заболеваниях голосового аппарата» носит ознакомительный характер. Ее цель - научить основным гигиеническим правилам общения с голосом, привить культуру обращения с голосовым аппаратом (следить за его здоровьем, научить своевременно обращаться за медицинской помощью, думать об окружающих). В тексте содержится экспериментальный материал, иллюстрирующий последствия непрофессионального отношения к голосу, взятый из материалов конференций различных специалистов (фониатров, физиологов, психологов, преподавателей).

Последний раздел семестра знакомит обучающихся с одной из классификаций оперных голосов, с исполнителями, оперным репертуаром. Все темы семестра сопровождаются использованием наглядных пособий, показом преподавателя, видео-аудиоматериалами с историей основных исполнительских стилей разных эпох, виртуозным пением кастратов, пением современных фальцетистов, исполнением старинной музыки женским голосом, рассматриваются понятия «вердиевского» и «вагнеровского » голосов. В этом видеоряду, подобранном автором лекций, обучающиеся знакомятся с именами певцов мирового уровня и начинающими исполнителями, просматривают исполнения одних и тех же произведений для сольного и ансамблевого пения разными певцами, знакомятся с малоизвестными старинными операми (по их фрагментах).

Следующий блок дисциплины - обзорное рассмотрение в историческом аспекте методик ведущих зарубежных педагогов Италии, Франции, Германии - К. Монтеверди, Дж. Каччини, Ф. Ламперти, Э. Карузо, Э. Барра, Ж.Д. Дюпре, М.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком