научная статья по теме «INQUISITOR DE RERUM NATURA»: ИСТОКИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛИСТСКОЙ МЕТОДОЛОГИИ Ф. БЭКОНА История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему ««INQUISITOR DE RERUM NATURA»: ИСТОКИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛИСТСКОЙ МЕТОДОЛОГИИ Ф. БЭКОНА»

Из истории естествознания

From the History of Science

«INQUISITOR DE RERUM NATURA»: ИСТОКИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛИСТСКОЙ МЕТОДОЛОГИИ Ф. БЭКОНА

ИГОРЬ СЕРГЕЕВИЧ ДМИТРИЕВ *

В статье рассматривается взаимосвязь между: а) натурфилософскими взглядами Ф. Бэкона, в частности, его концепцией «развертывания» первоматерии (materia prima), сопровождающегося как выявлением заложенных в последней потенциальных возможностей, так и ограничением ее «абсолютной мощи» (ее переходом из свободного в «связанное состояние»); б) его отношением к применению пыток в юридической практике (в частности, в «процессах над ведьмами» в период правления Якова I) и в) его методологией экспериментального изучения природы, предполагавшей, что «природа вещей лучше выражается в состоянии искусственной стесненности, чем в собственной свободе». В контексте приведенного рассмотрения анализируются смыслы знаменитого афоризма Ф. Бэкона «знание - сила». Ключевые слова: Фрэнсис Бэкон, экспериментальная натуральная философия, пытки в юридической практике.

"INQUISITOR DE RERUM NATURA": SOURCES OF FRANCIS BACON'S EXPERIMENTALISM IGOR SERGEEVICH DMITRIEV П

This essay explores the relationships between several key elements of Fransic Bacon's natural philosophy, in particular his attitude towards judicial torture (especially during the prominent witch trials under James I) and his nascent concept of experimentation that was also linked to legal practice and to the idea that "the secrets of nature reveal themselves more readily under the vexations of art than when they go their own way" (Novum Organum, Book I, Aphorism 98). The relationship between Bacon's experimentalism and his ontological views can be analyzed in his concept of materia prima, according to which the hidden potency of matter reveals itself in the process of generation of all existing things and, simultaneously with such unfolding, the power of matter becomes bound and constrained.

Keywords: Francis Bacon, experimental natural philosophy, judicial torture.

* Музей-архив Д. И. Менделеева Музейного комплекса Санкт-Петербургского государственного университета. Россия, 199034, Санкт-Петербург, Менделеевская линия, д. 2. E-mail: isdmitriev@gmail.com.

Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 14-03-00108а «Формы институализации науки в эпоху интеллектуальной революции XVI-XVII вв.».

а D. I. Mendeleev Museum and Archives, St. Petersburg State University. Mendeleevskaia liniia,

2, St. Petersburg, 199034, Russia. E-mail: isdmitriev@gmail.com.

Вопросы истории естествознания и техники. 2015. Т. 36. № 3. С. 433-454.

Voprosy istorii estestvoznaniia i tekhniki, 2015, vol. 36, no. 3, pp. 433-454.

© И. С. Дмитриев © I. S. Dmitriev

Введение

Число исследований, посвященных философии науки Ф. Бэкона (1561-1626), колоссально 1. При этом если в XIX в. его заслуги в становлении науки Нового времени оценивались весьма высоко, особенно в викторианской Англии 2, то в XX столетии взгляды на философское наследие британского мыслителя радикально изменились. Философия Бэкона была торжественно объявлена чуть ли не жульничеством, не имеющей (как методология) никакого отношения к наследию подлинных отцов-основателей классической науки (Г. Галилею, И. Ньютону, Р. Декарту и др.), ибо для них, в отличие от Бэкона, был характерен математический стиль мышления. И любые разговоры о методологии Бэкона в итоге сводились к ее оценке как «провинциальной и безграмотной» (provincial and illiterate) 3.

В настоящее время интерес к идеям лорда-канцлера вновь усилился. Причем это усиление произошло практически одновременно с осознанием историками науки и философии того обстоятельства, что наука начала Нового времени была одновременно и галилеевой, и бэконианской, и картезианской. Что же касается заслуг Бэкона в ее (нововременной науки) становлении, то в контексте темы данной работы важно отметить его роль в формировании идеи ограниченного, контролируемого эксперимента (the contained, controlled experiment, далее CCE), или, по терминологии А. В. Ахутина, - идеи «искусственно-изолирующего», «исследовательского эксперимента» 4.

Усилия античных и средневековых авторов, результатом которых стали индивидуальные и сокровенно-мистические озарения, стали фоном, на котором британский мыслитель развивал новую методологию изучения природы. Его обширные познания в древней истории, а также знакомство с трудами древних и современных авторов в сочетании с его юридическим образованием и опытом работы в судах при Елизавете I и Якове I сказались на языке и стиле его произведений, в которых он описывал свой метод познания природы.

1 Наиболее значимыми, на наш взгляд, являются монографии: Gaukroger, S. Francis Bacon and the Transformation of Early-Modern Philosophy. Cambridge; New York: Cambridge University Press, 2001; Perez-Ramos, A. Francis Bacon's Idea of Science and the Maker's Knowledge Tradition. Oxford: Clarendon Press, 1988; Martin, J. Francis Bacon, the State and the Reform of Natural Philosophy. Cambridge: Cambridge University Press, 1992; Сапрыкин Д. Л. Regnum Hominis (Имперский проект Френсиса Бэкона). М.: Индрик, 2001.

2 Cochrane, R. C. Francis Bacon and the Rise of the Mechanical Arts in Eighteenth-Century England // Annals of Science. 1956. Vol. 12. No. 2. P. 137-156; Finch, A. On the Inductive Philosophy: Including a Parallel between Lord Bacon and A. Comte as Philosophers: A Discourse Delivered before the Sunday Lecture Society, Nov. 26, 1871. London: Longmans, Green, and Co., 1872.

3 Lakatos, I. Changes in the Problem of Inductive Logic // The Problem of Inductive Logic. Proceedings of the International Colloquium in the Philosophy of Science, London, 1965 / I. Lakatos (ed.). Amsterdam: North-Holland Pub., 1968. P. 318. По словам А. Койре, говорить, что Бэкон -один из основателей современной науки - это дурная шутка (mauvaiseplaisanterie) (Koyré, A. Etudes d'histoire de la pensée scientifique. Paris: Presses Universitaires de France, 1966. P. 7).

4 Ахутин А. В. История принципов физического эксперимента. От Античности до XVII века. М.: Наука, 1976. С. 182, 252. В отличие от «наблюдающего», «естественно-изолирующего эксперимента» Античности и «истолковывающего», так сказать, «сверхъестественно-изолирующего» эксперимента Средневековья.

Важными компонентами CCE-концепции Бэкона стали следующие идеи и понятия: 1) наличие «активного исследователя» (an active inquisitor) (scientist, как бы мы сегодня сказали), который ставит вопросы природе; 2) необходимость привлечения показаний свидетелей, которые могли бы подтвердить (верифицировать) и если необходимо повторить результаты эксперимента; 3) наличие практического результата, который мог бы способствовать улучшению человеческой жизни.

Среди многих вопросов, связанных с генезисом философских идей Бэкона, касавшихся научного познания, внимание исследователей уже не одно столетие приковывал вопрос об истоках бэконианского экспериментализма. Как было показано К. Мерчант 5, идея CCE возникла из следующих трех источников: 1) раннего интереса Бэкона к практическим и механическим искусствам; 2) из предложенного им в трактате «О мудрости древних» (De sapientia veterum, 1609) и развитого в других сочинениях трехчастного деления природы на природу свободную, ошибающуюся и связанную; 3) из той культурной среды, в которой пребывал лорд-канцлер.

Конечная цель Бэкона - восстановить потерянную в результате грехопадения и изгнания из рая «власть [человека] над творением» (dominion over creation) с целью существенно улучшить материальные условия существования человечества 6. Бэкон жил в период между Ренессансом и Просвещением, в эпоху становления раннего капитализма. Это было время активных усилий, направленных на трансформацию природы с помощью машин и технических изобретений (добыча угля и металлов, создание и распространение всевозможных машин и механизмов и т. д.). Природный ландшафт стал постепенно изменяться. Новые, технические («машинные»), реалии входили в жизнь европейцев, что формировало в них чувство власти (господства) над природой. В свою очередь из раннего интереса к механическим и практическим искусствам начал кристаллизоваться экспериментальный метод, предусматривавший изучение и изменение природы «искусством и человеческой рукой» (by art and the hand of man) в рамках обширного проекта расширения «могущества и власти рода человеческого над всеми вещами» (the power and dominion of the human race... over the universe) 7.

Поэтому не случайно бэконианская концепция эксперимента (CCE) опирается, в частности, на представление об ограничении природы «действием мощных препятствий» (violence of impediments), т. е. о ее трансформации искусством человека 8.

5 Merchant, C. "The Violence ofImpediments": Francis Bacon and the Origins ofExperimentation // Isis. 2008. Vol. 99. No. 4. P. 731-760.

6 Bacon, F. The New Organon // The Works of Francis Bacon. In 15 vols. / J. Spedding, R. L. Ellis, D. D. Heath (eds.). Boston: Houghton, Mifflin and Co., n. d. Vol. 8. P. 350. Одна из ранних (написана около 1602-1603 гг., но опубликованная посмертно) работ Ф. Бэкона - «Мужское рождение времени» (The Masculine Birth of Time) - содержала подзаголовок «Великое восстановление власти человека над миром» (The Great Instauration of the Dominion of Man over the Universe).

7 Bacon, F. The Great Instauration // The Works of Francis Bacon... Vol. 8. P. 48; Bacon. The New Organon... P. 162.

8 Bacon. De dignitate et augmentis scientiarum... P. 189 (англ. пер.: Of the Dignity and Advancement of Learning // The Works of Francis Bacon... Vol. 8. P. 520; рус. пер. Н. А. Федорова под ред. Г. Г. Майорова: Бэкон Ф. О достоинстве и приумножении наук // Бэкон Ф. Сочинения в двух томах. 2-е изд. М.: Мысль, 1977-1978. Т. 1. С. 151).

Предлагаемое ниже рассмотрение некоторых (разумеется, отнюдь не всех) истоков этого представления предполагает анализ двух направлений мысли Бэкона: 1) его взглядов на древнюю, берущую начало в Античности проблему соотношения естественных (природных) и искусст

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком

Пoхожие научные работыпо теме «История. Исторические науки»