научная статья по теме ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В КОНТЕКСТЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НА ДОСТОЙНОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В КОНТЕКСТЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НА ДОСТОЙНОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ»

птИЮИтшпвш®:

Лабыгина А. В.

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В КОНТЕКСТЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НА ДОСТОЙНОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ*

в представленной статье автор рассматривает динамику развития концепции «социального государства» в работах отечественных и зарубежных ученых, а также основные этапы ее нормативно-правового закрепления.

Автор обосновывает реальность данной стратегии развития отечественного государства прежде всего ее универсальностью.

Ключевые слова: социальное государство, гражданское общество, социальная политика, социальное развитие, социальное реформирование, социальный и экономический прогресс.

Labygina A. V.

THE INSTITUTIONALIZATION OF THE WELFARE STATE IN THE CONTEXT OF THE HUMAN RIGHT TO A DECENT LIFE: THEORETICAL AND LEGAL ANALYSIS

In the present article the author examines the dynamics of the development of the concept of "social state" in the works of domestic and foreign scientists, as well as the main stages of its legal confirmation.

The author substantiates the reality of such development strategy of the state, especially its versatility.

Keywords: welfare state, civil society, social policy, social development, social reform, social and economic progress.

Лабыгина А. В.

Согласно ст. 7 Конституции РФ: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.. .»Л

События последних десятилетий, происходящие в России, сделали очевидными общественный запрос на сильную социальную политику с одной стороны, с другой - отсутствие тривиального ответа на этот запрос. Стало более чем очевидно, что проблема правового обеспечения и реализации социальной политики государства неразрывно связана с его социальной функцией.

В настоящее время в правовой науке существуют различия в трактовке доктринальных основ концепции «социального государства», что естественным образом не может не оказывать влияния на реализацию данной концепции в нормативно-правовой и политической практиках. Именно отсутствие определенности в концептуальных началах во многом осложняет выбор тактики и стратегии развития России как социального государства.

Однако указанные проблемы не должны послужить основанием для отказа или ослабления развития Российского государства в данном направлении. Как справедливо отмечает ряд авторов, в том числе и Е. А. Лукашева, «социальное государство - одно из важнейших достижений человеческой мысли, впитавшее озарения древних мыслителей, деятелей эпохи Возрождения, блистательные концепции, возникшие в эпоху Просвещения»2. Это «одна из великих идей цивилизационно-

* Издание осуществлено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научно-исследовательского проекта РГНФ, проект №14-33-01344 а2

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СПС «Консультант плюс».

2 Лукашева Е. А. Права человека и правовое социальное государ-

ство в России: Монография. - М., 2014. - С. 4.

го развития, сыгравшая неоценимую роль в предотвращении социальных конфликтов, гармонизации общественных отношений, установлении разумных параметров воздействия государства, общества и человека»3.

Понятие социальной государственности возникло в конце XIX - начале XX в. и было связано с новыми качествами государства, отличными от модели либерального правового государства.

Вопрос о взаимоотношения государства и человека в условиях свободной рыночной экономики нередко становился в центре противостояния представителей различных течений экономической и политико-правовой мысли буржуазного общества.

Сторонники теории индивидуальной свободы человека (А. Смит, С. Милль, Б. Констант, Дж. Локк) ставили ее выше равенства. Главным условием обеспечения такой «негативной» свободы они считали невмешательство государства в экономику.

Высокую ценность классического либерализма XVIII в. подтвердило развитие частного предпринимательства в буржуазных государствах и, в конечном итоге, упрочнение их экономической мощи.

Однако уже в конце XIX в. обнаружились негативные последствия реализации идей либерализма и индивидуализма. Стали все ярче проявляться классовые противоречия в обществе, резкая поляризация между богатством и бедностью, что, в свою очередь, могло привести к социальному взрыву.

«По мере развития буржуазного общества понятие индивидуализма обеднялось, стало ассоциироваться со своеволием и эгоизмом. Гиперболизация индивидуальных потребностей и пристрастий неизменно приводит к нравственным и социальным деформациям общества, резкой противоположности и противоборству интересов различных его слоев и групп. Исчезает чувство их взаимосвязанности, ответственности и солидарности»4.

См. там же. - С. 11. См. там же.

Лабыгина А. В.

Индивидуализм сформировал человека, «одержимого стремлением к выгоде, прибылям и богатству, сметающего на пути к ним все социальные помехи и нравственные ценности...»5.

Как уже ранее указывалось, в конце XIX, а особенно в начале XX в. представители либеральных течений стали ощущать кризис идей индивидуализма и классического либерализма. На фоне резкой поляризации общества и увеличения степени фактического неравенства людей, а также широкого распространения и признания марксисткой доктрины, ориентировавшей на социалистическую революцию, происходило возрастание противоречий и напряженности в обществе. В связи с этим представителями неолиберальной идеологии было выдвинуто новое «позитивное» понимание свободы. По словам П. И. Новгородцева: «Положительное понимание свободы представляло собой целый переворот понятий, который знаменует новую стадию в развитии правового государства»6. Теперь органы государственной власти «должны не только воздерживаться; они должны действовать, и эта обязанность переводится в юридическую обязанность обеспечить обучение и гарантировать труд»7.

Таким образом, устанавливая новые параметры отношений между государством и человеком, утверждая достоинство личности, возникла идея социального государства, которая получила широкое развитие и признание во второй половине XX в.

Среди представителей отечественной дореволюционной мысли идея усиления социальной роли государства нашла поддержку в работах В. С. Соловьева, П. И. Новгородцева, Б. А. Кистяковского.

Отечественными мыслителями была выдвинута идея «права человека на достойное существование, реализация которого связывалась с осуществлением социальных реформ»8.

Б. А. Кистяковский подчеркивал, что «с развитием социально-философского и юридического анализа в новых исторических условиях возникает убеждение в том, что наряду с гражданскими и политическими правами должны быть поставлены и права социальные, наряду со свободой от вмешательства государства в известную сферу личной жизни и правом на участие в организации и направлении государственной деятельности должно быть поставлено право каждого гражданина требовать от государства обеспечения ему нормальных условий экономического и духовного существования»9.

К спорам, ведущимся между буржуазными либералами (классическими и новыми) и консерваторами, активно подключился марксизм, используя в этих целях свои аргументы, резко не совпадающие ни со сторонниками, ни с противниками реформ. «В основе борьбы марксизма с реформизмом лежала идея о невозможности улучшить положение трудящихся при сохранении буржуазного строя. ибо реформы в

5 Хайек Ф. А. Индивидуализм истинный и ложный // О свободе. Антология мировой либеральной мысли (I половина XX века). - М., 2000. - С. 385-409.

6 Новгородцев П. И. Кризис современного правосознания. - М., 1909. - С. 340.

7 Дюги Л. Социальное право, индивидуальное право и преобразование государства. - М., 1909. - С.72.

8 Новгородцев П. И. Кризис современного правосознания. - М., 1909. - С. 310-353.

9 Кистяковский Б. А. Философия и социология права. - М., 1998. -

С. 288.

рамках буржуазного строя существенно изменить положение трудящихся не могут»10.

Несмотря на сложившееся противостояние, история опровергла марксистские идеи установления всеобщего равенства и справедливости путем революционного насилия. Однако поляризация мнений относительного того, должно ли государство устранять «несправедливость», порождаемую рыночными отношениями, сохранилась.

Тем не менее можно констатировать, что в результате длительного господства в политике и экономике большинства развитых государств идей крайнего индивидуализма и рыночной свободы со всеми негативными последствиями, с одной стороны, и упорного противостояния им идеи социального государства, с другой, стало очевидно, что «негативная свобода», «невидимая рука рынка» - не более чем «миф, который не может дать обществу ни справедливости, ни обеспечения достойной жизни человека, подрывая солидарность и сплоченность общества»11.

Определение перспектив экономического и социального развития стало необходимым условием устойчивости общества и государства.

На смену традиционному идеологическому противостоянию сторонников «жесткого рынка» и сторонников «социального реформирования государства» приходят процессы конвергенции, стремление сбалансировать рыночные начала и государственную социальную поддержку, поскольку все более становятся необходимы действенные механизмы предотвращения конфликтов и раскола общества.

В связи с этим французский экономист П. Розанваллон отметил, что углубление социальных противоречий заставило пересмотреть неолиберальные позиции относительно минимизации роли государства в воздействии на экономику, которые «вышли из моды»12.

В настоящее время идея социального государства получает все большее признание. Принцип социального государства и его неразрывная связь с социальными, экономическими и культурными правами в той или иной форме выражен в конституциях Германии, Франции, Швеции, Греции, Дании, Испании, Италии, Нидерландов, Португалии, Турции и др. Он нашел свое воплощени

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком