научная статья по теме ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ В ОБЩЕСТВЕ И ЕЕ «ВИДЕНИЕ» В НАУКЕ Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ В ОБЩЕСТВЕ И ЕЕ «ВИДЕНИЕ» В НАУКЕ»

Лшость, о1щесию, |раю

А.Г. Давыденкова, И.М. Зейналов

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ В ОБЩЕСТВЕ И ЕЕ «ВИДЕНИЕ» В НАУКЕ

Институционализм представляется как одно из важных направлений обществоведения XX в., рассматривающих организацию общества как комплекс различных объединений граждан - «институций» (семья, партия, профсоюз, церковь и т.п.). По происхождению термин «институция» - установление, порядок. Феномен институциона-лизации включает в себя: социальные институты, социокультурные образования, общественное устройство, социальный факт, общественные обычаи, образ мысли, комплексы устойчивых взаимозависимых социальных ролей и т.д. Понятия института и ин-ституционализации широко используются экономической, политической, юридической, социологической и другими науками. Однако в современных условиях они требуют специального философского и культурантропо-логического анализа. Феномен института имеет культурное значение, исторически тип личностного самовосприятия связан с культурно-институциональными процессами.

Специалист по экономической социологии М.В. Синютин предлагает различать в науке по коренным отличиям в трактовке общественного производства экономический институционализм и социологический инсти-туционализм1. Социологический институцио-нализм рассматривает любые общественные процессы исходя из культурных и политических свойств конкретной социальной системы, в зависимости от которой ставится и содержание частной воли. Экономический институционализм берет абстрактную рациональную волю, за которой нет никаких

1 Синютин М.В. Институциональный подход в экономической социологии. СПб., 2002. С. 26.

реальных общественных интересов, в качестве фундамента правового порядка общества. В экономической мысли институцио-нализм - направление, отражающее стремление к интеграции с другими науками (социологией, психологией, правом, биологией). Философия организационных и самоорганизационных процессов подводит нас к постановке вопроса о связи управляемых и самоорганизующихся процессов в обществе и влиянии их на самочувствие и самоопределение личности. Лучше всего это поддается анализу на историческом материале.

Культура России своеобразна и обладает рядом специфических черт, который определяются образом жизни и ментально-стью русских людей, геополитическим положением России, ее социальными особенностями. Расположение между Востоком и Западом создало ту уникальную ситуацию, когда Россия стала своеобразным мостом между этими великими цивилизациями, восприняв и включив в свой социокультурный контекст их ценности. Евразийское положение России предопределило постановку многих социальных, духовно-нравственных и лично-стноопределяющих проблем, которые решались в обществе и нашли свое отражение в социальной философии, философской антропологии и философии культуры.

Изучая отечественную культуру, необходимо исходить из единства предметных культурных форм, получивших свое отражение в экономике, политике, социальной жизни и быте русского народа, институциональном их закреплении, а также в формировании духовных ценностей, представленных в религиозно-философской и научной мысли, памятниках права и литературных источни-

ках1. В единстве материальной, социальной и духовной культуры России следует видеть предпосылки интеграции социокультурных форм. Сегодня выявляет себя насущная необходимость анализа формирования личности и ее самоидентификации во взаимосвязи с философией социокультурной институ-ционализации, рассмотрения личности в контексте социальных и культурных институтов России и формирования ценностно-коммуникативных установок личности, которые имеют комплексный характер и отражают основные отечественные культурно-институциональные процессы. Анализ становления и традиций социокультурной институционали-зации в России требует рассмотрения политической и правовой культуры в связи с личностными и национально-культурными установками.

Культура России строилась на двух противоположных началах: укреплении государственности (этатизме) или ее отрицании (антиэтатизме), что отразило особенности личностных и национальных установок в отечественной культуре. По сути своей антиэтатизм в своем философском обосновании являлся ничем иным, как доказательством и пропагандой самоорганизационных начал общества. В пользу первого начала выступала сама практика отечественного государство-строительства, ориентированного на единодержавие, создание единой и сильной страны. Способствовали укреплению государства и многочисленные доктрины официально-охранительного направления (иосифлянство, консерватизм, так называемый «консервативный либерализм»). От Владимира Мономаха и митрополита Илариона до Б.Н. Чичерина и К.П. Победоносцева выдающиеся русские мыслители пытались познать тайны властных отношений, философию государственной жизни и ее институционального оформления.

Другая оппозиционная линия в социальной мысли России была связана с тео-

1 Власть и народ в России: обновление повседневных

практик и варианты универсализации институционального порядка. М., 2003.

ретическим и практическим отрицанием традиций самовластия. Она также имела свою многовековую историю и блестящих теоретиков-пропагандистов. А к жизни эта линия вызвана была тем общеизвестным фактом, что на Руси и в России почитание и обожание власти незаметно переросло в упоение властью, в самовластие, ничем неограниченное, ни разумом, ни верой. И официальная, и оппозиционная традиции отечественной социальной культуры в оформлении своей философии институционализации строились с учетом самоуправляющегося начала общественной и государственной организации: вечевого, общинного, местного, земского самоуправления.

Культура институциональна. Институты по существу есть результат развития и попыток закрепления культурных процессов. Проблемой развития культуры общества, ее исторических закономерностей занимается специальная отрасль гуманитарного знания, ее называют культурология. Как пишет современный культуролог Ю.В. Ларин, «с целью институционального «закрепления» складывающихся к середине XX в. предметных и методологических ориентаций в изучении культуры, американский ученый Лесли А. Уайт (1900-1975 гг.) предложил ввести в широкий научный оборот термин «си!1:иго!оду» (культурология)»2.

В самом широком смысле слова культура определяется как то, что создано человеком, а не взято им готовым из природы. Культура в этом смысле понимается как «возделывание» природы и человеческого духа. Само понятие «культура» появилось в цивилизации Древнего Рима в оппозиции «натура (т.е. девственная природа) - культура». Первоначально культура обозначала противоположность естественного (природного) и искусственного, рукотворного, специфически человеческого. Однако уже Марк Туллий Цицерон писал, что «возделывание души - это и есть философия: она выпалывает в душе пороки, подготавливает души к

2 Ларин Ю.В. Онто-логика культуры. Тюмень, 2004. С. 122.

приятию посева». Другими словами, культура облагораживает (возделывает, преобразует) природу человека, способствует его идентификации в обществе.

В русский литературный язык термин «культура» вошел в XIX в. Так, в 1865 г. языковед В.И. Даль определял понятие «культура» как «умственное и нравственное обра-зование»1. Сегодня понятие культуры является одним из самых сложных и многозначных в определении: это и способ организации жизнедеятельности человека; и особый тип мировосприятия; характер мироощущения, опосредуемый принадлежностью человека к определенной общности людей (языковой, территориальной, этнической, религиозной и т.д.); и система ценностей, сложившихся в рамках определенных исторических периодов (античная культура, культура Ренессанса, средневековая культура, культура Просвещения и т.д.).

Термин «социализация» возник для определения состояния приобщения человека к культуре общества и его институциональным ценностям. Исследование культуры по отдельным ее формам является важнейшим материалом изучения исторического процесса в целом. В общественном развитии политическая и правовая культура, например, занимают основополагающее место, независимо от того, кто анализирует ее: материалисты, идеалисты, реалисты. Термином институционализация определяют образование стабильных социокультурных образцов социального взаимодействия, основанного на формализованных правилах, законах, обычаях и ритуалах2 в виде: а) формализации отношений; б) правового, морального и организационного закрепления отношений; в) санкций государства.

Большое значение в изучении человека и общества имеет понятие социального института. Институты создают устойчивые формы совместной деятельности людей по

1 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 2003. С. 181.

2 Маринин А.П. Институционализация // Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. 7-е изд., перераб и доп. М., 2001. С. 209.

использованию общественных ресурсов ради удовлетворения их потребностей. Потребности человека в разные исторические времена меняются, сохраняя основную свою биолого-физиологическую основу и добавляя массу новых направлений своего развития. Многие из этих направлений вполне обоснованно считаются составляющими культурного фона, поэтому по сути своей все общественные институты имеют социокультурный смысл.

Развернутое представление о социальных институтах мы находим в книге Тор-стейна Бунда Веблена (1857-1929 гг.) «Теория праздного класса», в которой он рассматривает развитие общества как процесс естественного отбора социальных институтов. Самый первый социокультурный институт, по его мнению, это вид социальных норм - запрет кровосмешения3. Именно в институциональных рамках отношений людей формируется культура общества и социокультурное самоопределение человека. Одной из важных социокультурных функций институтов является стабилизация деятельности и отношений людей. Известный американский ученый Н. Смелзер определяет социальный институт как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной социальной потребности4. Мы предлагаем следующее определение социального института: это специфическое социал

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком