научная статья по теме ИНСТИТУТЫ ОБЫЧНОГО ПРАВА В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ КАБАРДИНЦЕВ В XIX – НАЧАЛЕ XX В Общие и комплексные проблемы естественных и точных наук

Текст научной статьи на тему «ИНСТИТУТЫ ОБЫЧНОГО ПРАВА В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ КАБАРДИНЦЕВ В XIX – НАЧАЛЕ XX В»

ВЕСТНИК ЮЖНОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА Том 9, № 1, 2013, стр. 90-94

ИСТОРИЯ И АРХЕОЛОГИЯ =

УДК 94(470.64)

ИНСТИТУТЫ ОБЫЧНОГО ПРАВА В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ КАБАРДИНЦЕВ В XIX - НАЧАЛЕ XX в.

© 2013 г. А.Х. Абазов1

Исследованы особенности отражения институтов обычного права в исторической памяти кабардинцев в XIX - начале ХХ в. Предметом исследования выступают не конкретные институты и элементы обычного права, а история воспоминаний о них в XIX - начале XX в. Делается вывод, что в этот период многие из них уже не применялись в повседневной жизни кабардинцев в прежнем виде, в то время как память о них еще сохранялась.

Ключевые слова: кабардинцы, Северный Кавказ, историческая память, обычное право, соционормативная культура, историография.

Историческая память - сложноструктурированная динамичная система, формирующаяся в течение длительного времени под влиянием ряда факторов и представляющая собой совокупность знаний общества, социальных групп, индивидов о прошлом своего народа, страны, человечества. В настоящее время историческая память как предмет научного исследования занимает значимое место в системе историко-этнологических наук. Изучение особенностей отображения институтов обычного права в исторической памяти кабардинцев имеет не только исследовательское, но и прикладное значение. Память о прошлом оказывает значительное влияние на формирование образов социального поведения кабардинцев в настоящее время и задает своеобразный социальный ориентир на будущее.

В историографии проблемы изучения форм и особенностей отражения институтов обычного права в исторической памяти кабардинцев до настоящего времени не стали предметом специального исследования. Однако общие проблемы формирования исторической памяти народов Кавказа так или иначе затрагивались в работах А.Х. Борова [1], В.О. Бобровникова [2, 3], В.А. Шнирельмана [4], Э.А. Шеуджен [5], В.Х. Кажарова [6], Т.П. Хлыни-ной и А.Т. Урушадзе [7] и др.

В XIX - начале ХХ в. на формирование исторической памяти кабардинцев значительное влияние оказали происходившие на Северном Кавказе социально-политические и экономические трансформации. С конца XVIII в. Кабарда поэтапно включалась в состав Российской империи. Это повлекло за собой ряд существенных изменений в жизни

1 Институт гуманитарных исследований Правительства КБР и КБНЦ РАН, 360003, г. Нальчик, ул. Пушкина, 18, тел.: 8 (8662) 42-46-97; e-mail: alex_abazov@list.ru

кабардинцев. На протяжении всего XIX в. стала качественно изменяться их культура жизнеобеспечения, были заложены основы для переосмысления кабардинцами собственного прошлого.

Институты обычного права кабардинцев являлись частью поведенческого комплекса адыгэ хабзэ (букв. "черкесский закон"), который регулировал различные сферы жизнедеятельности кабардинцев. Содержание термина хабзэ применяется в различных значениях: "закон" и "этикет". Поэтому по характеру регламентации общественных отношений адыгэ хабзэ можно условно разделить на правовую и морально-этическую подсистемы. Правовая часть адыгэ хабзэ и обычное право являются тождественными понятиями [8, с. 27]. Нравственную часть адыгэ хабзэ составляли адыгэгъэ и адыгэ намыс. В случаях, когда было необходимо подчеркнуть особенности фамильных, семейных обычаев, у кабардинцев употреблялись термины лъэпкъ хабзэ -обычай фамилии, унагъуэ хабзэ - семейный обычай. Кроме того, существовало различие старых и новых обычаев (хэбзэжь - древний, старый обычай, хэбзэщ1э - новый обычай) [9, с. 20] и т.д.

В XIX - начале ХХ в. адыгэ хабзэ менялось в основном под влиянием законодательства Российской империи и мусульманского права. Многие институты обычного права кабардинцев (кровная месть, система композиций, барантование, изгнание из общества, перевод преступника в низшую категорию по сословной лестнице, продажа в рабство и т.п.) в это время подверглись существенной трансформации и перестали существовать в прежнем виде. Это привело к формированию в Кабарде соционор-мативного плюрализма, в рамках которого была значительно сужена регулятивная функция адыгэ хабзэ. Правительство взяло курс на максимальное

ИНСТИТУТЫ ОБЫЧНОГО ПРАВА В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ КАБАРДИНЦЕВ

91

приспособление кабардинских адатов к российскому законодательству. Все это способствовало трансформации традиционного правосознания кабардинцев. Поэтому в рамках данной работы институты обычного права в исторической памяти кабардинцев рассматриваются как комплексное явление.

Историческая память формируется одновременно на двух взаимосвязанных уровнях. В философской литературе определены критерии научно-теоретического и обыденного уровней. Научно-теоретический уровень формируется учеными и просветителями; обыденный уровень соответствует бытовому, повседневному состоянию исторической памяти [6, с. 54]. Такая дифференциация вполне применима при исследовании особенностей формирования образов прошлого в сфере обычного права кабардинцев в дореволюционный период.

На научно-теоретическом уровне институты обычного права в исторической памяти кабардинцев в XIX - начале ХХ в. в основном фиксировались в историографических источниках и трудах просветителей. Исследование особенностей отражения институтов обычного права на научно-теоретическом уровне исторической памяти кабардинцев определяются прежде всего степенью развития историографии соционормативной культуры. Во-первых, некоторые образы исторического прошлого открыто функционируют в настоящее время; во-вторых, обычно именно историографические дискуссии отражают полемику вокруг актуальных проблем современности. Кроме того, именно в историографических источниках XIX -начале ХХ в. были наиболее подробно описаны те институты обычного права, которые функционировали в кабардинском обществе до включения в состав Российской империи.

Определенный интерес институты и нормы обычного права кабардинцев вызывали у исследователей еще в дореволюционный период. При этом следует учитывать, что для каждого этапа развития историографии характерно преобладание наррати-вов (мнемонических моделей) определенного типа. Во второй половине XIX в. исследователи вели свои разработки преимущественно в области изучения правовых институтов первобытных обществ. Выявлению правовых аспектов регулирования общественных отношений у кабардинцев способствует книга Ф.И. Леонтовича "Адаты кавказских горцев" [10]. Содержащиеся в первом выпуске этого сборника материалы о кабардинцах относятся к первой половине XIX в., но, учитывая консерватизм норм обычного права, они во многом репрезентативны и для XVIII в. Заметный вклад в изучение рассматриваемой проблемы внес Н.Ф. Грабовский

[11]. В его работах дается подробный исторический обзор судебных преобразований в Кабарде, а также характеризуются основные виды преступлений перед отменой крепостного права и меры ответственности, налагаемые за их совершение. Весьма содержательная для своего времени характеристика института кровной мести у горских народов Кавказа помещена в книге М.М. Ковалевского [12]. Определенное внимание рассматриваемой проблеме уделил и В.Н. Кудашев [13], который упоминает о некоторых видах наказаний за преступления при характеристике традиционного уклада жизни кабардинцев. Описание адатов кабардинцев В.Н. Кудашев намеренно опускает, объясняя это тем, что их изучение "как источника права требует обширной предварительной работы преимущественно на изучении архивов горских судов" [13, с. XIII-XIV].

Особое место при фиксации институтов обычного права в исторической памяти кабардинцев занимают труды таких просветителей, как Ш.Б. Ног-мов [14], Д.С. Кодзоков [15], А. Мисостов [16], А.-Г. Кешев [17] и др. Именно с осознанием значимости истории своего народа в трудах этих авторов происходит нарушение статичного восприятия прошлого. Кроме того, в этих же произведениях происходило формирование особого вида исторической памяти - художественного образа в истории (личность Машуко в работе Ш.Б. Ногмова, уорков семейства Тадж в повести "Абреки" А.-Г. Кешева и т.д.). Специфика такого подхода заключалась в том, что большинство героев, скорее всего, были реальными историческими персонажами, поэтому эти произведения обладают высокой степенью историчности. Более того, авторы этих работ хорошо знали быт и культуру своего народа, некоторые из них были участниками описываемых событий.

На обыденном уровне память об институтах обычного права кабардинцев нашла отображение в терминах, которые они использовали для их обозначения в ходе регулирования общественных отношений, сборниках норм обычного права, нарративных источниках личного происхождения, делопроизводственных документах различного уровня, материалах полевых исследований, фольклоре и т.п.

Особой формой отражения образов прошлого на бытовом (обыденном) уровне исторической памяти кабардинцев является терминологический аппарат, которым они пользовались в конце XVIII - начале ХХ в. при регулировании общественных отношений. Многие институты обычного права кабардинцев имели свои специальные обозначения в кабардинском языке, которые очень тонко отражали их смысл и содержание. В этом плане можно говорить о языке как форме хранения конкретной культур-

92

А.Х. АБАЗОВ

но-исторической информации. В качестве примера приведем следующие термины [18, с. 244-275]:

- гъэф1эж - компенсация нанесенного кому-либо материального или морального ущерба, которую выплачивает виновный пострадавшему [19, с. 75];

- гъуо - крикун, глашатай, специально назначаемый или избираемый из числа жителей кабардинских сел и аулов, человек для устного оповещения населения о всякого рода постановлениях и распоряжениях властей [18, с. 250];

- дыгъуэгъуак1уэшхуэ, техак1уэ - (букв. "большой вор") специальный термин, применявшийся у кабардинцев для обозначения категории воров, действовавших за пределами Кабарды (Кабардинского округа) [18, с. 252];

- егъэзыгъэ1эзапщ1э, тезыр1эзапщ1э - мера наказания преступников за нанесение ран и телесных повреждений, представляющая собой компенсацию в пользу потерпевшего или его родственников суммы, которая была ими потрачена в процессе излечения [18, с. 252];

- жы1эк1у

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком