научная статья по теме ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ СЕТЕЙ СОЦИАЛЬНОГО КАПИТАЛА Экономика и экономические науки

Текст научной статьи на тему «ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ СЕТЕЙ СОЦИАЛЬНОГО КАПИТАЛА»

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, 2009, № 2, с. 29-31

ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ СЕТЕЙ СОЦИАЛЬНОГО КАПИТАЛА

© 2009 г. Л. Мясникова

Спираль развития социальных сетей в Интернете начиная с 2001 г. продолжает активно раскручиваться. Этому способствует эффективность сетевой рекламы, как флеш-баннерной, так и контентной (через электронную почту). В США объем рынка интернет-рекламы (2007 г.) составил 25.5 млрд. долл., из которых 10-15% уже пришлось на социальные сети. В России такой рынок в 2007 г. достиг 369 млн. долл., увеличившись на 97% по отношению к 2006 г. В нынешнем году ожидается рост на 75%, при этом совсем еще молодые социальные сети освоят 8-10% объема этого рынка.

Социальные сети - чисто социальные (блого-вые), деловые (нетворкинг), "аристократические", игровые - используют инструментарий Web 2.01 и, в свою очередь, становятся коммуникативной основой формирования новых виртуальных сообществ (коммьюнити)2, "заселяющих" и концептуализирующих своим коллективным "мы" виртуальное пространство XXI в.

В начале XXI в. появилась необходимость интеллектуализации и автоматизации социальных сетей, прежде всего из-за их "зашумленности" избыточной информацией, что сделало затруднительной навигацию по сети и неприемлемым время поиска необходимых сведений. Такая необходимость нашла реальное воплощение в виде сетевого инструментария Web 3.0, где контент сервиса превалирует над контентом ресурса.

Инструментарий Web 3.0 непосредственно связан с понятием "рекомендательный сервис", представляющим собой сеть пользовательского самообслуживания, в которой пользователи оставляют свои суждения, в первую очередь о потребительских актах, тем самым обмениваясь собственным опытом и делая его доступным другим пользователям3. Чтобы получить рекомендации, человек должен оценить некоторое количество объектов, создав свой "профиль предпочтений". Система сравнивает такие профили и отбирает людей, выставивших сходные оценки, формируя для каждого

МЯСНИКОВА Людмила Анатольевна, доктор экономических наук, профессор ГОУВПО "Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов".

1 См.: Мясникова Л. Деловые сети социального капитала // МЭ и МО. 2007. < 7. С. 49-55.

2 См.: Зуев А., Мясникова Л. Онлайновые сообщества в "новой экономике" // МЭ и МО. 2002. < 11. С. 15-22.

3 См.: Долгин А. Сарафанный Интернет // Ведомости. 06.03.2008.

члена сети его группу рекомендателен В этом сообществе оказываются пользователи, которые уже посмотрели, прочли, попробовали то, с чем наш абонент еще незнаком. Их оценка неизвестных клиенту товаров, мнений и услуг может служить для него прогнозом.

Такой принцип формирования рекомендаций называется коллаборативной фильтрацией (от collaboration - сотрудничество). В основе работы кол-лаборативных рекомендательных систем лежит принцип автоматизированного подбора "вкусовых" единомышленников и обмена прямыми пользовательскими сигналами. Именно высокая степень автоматизации отличает рекомендательные сервисы Web 3.0 от социальных сетей предыдущего поколения (Web 2.0), таких как ЖЖ ("Живой журнал"), где область интересов обозначалась, но это не облегчало поиск, так как контент приходилось "перелопачивать вручную". Разница между Web 2.0 и Web 3.0 такая же, как между кустарным производством и роботизированным комплексом.

В идеологическом ракурсе Web 2.0 может рассматриваться как хаотическая свобода - вольница, а Web 3.0 уже представляет свободу в гегелевском понимании, как осознанную необходимость.

На заре возникновения Интернета им широко пользовались в первую очередь как почтой и поисковым сервисом. Контент для этого сервиса производили оплачиваемые профессионалы, а потребляли его просто пользователи. Интернет был бесплатным, почти благотворительным, что создавало трудности для развития его инфраструктуры. Его контент носил чисто ресурсный характер.

Следующая волна пришла в виде интерактивного Web 2.0 как базы социальных сетей первого поколения. В этом формате контент (ролики, тексты, фотографии) создают непрофессиональные пользователи, которые сами же его потребляют. Идея получать контент бесплатно устроила и интернет-провайдеров, и обычных пользователей, получивших беспрецедентную площадку для самовыражения - Web 2.0 "выстрелил". Он стал не только пользовательским самообслуживанием, но и самодеятельностью, качество которой подчас не уступает профессиональной.

Буквально "мобилизационный" приток пользователей в Web 2.0 привел к зашумлению сетей и создал трудности навигации в их пространстве. Несмотря на эти трудности, Web 2.0 невероятно

30

МЯСНИКОВА

популярен. Людьми движет потребность самореализации и коммуникации, приобретения статуса в тех сообществах, которые для них важны и приобрели международный статус благодаря социальным сетям. Не является помехой и низкое качество контента. Качество контента вообще не относится к специфическим особенностям Интернета и может быть присуще лишь аристократическим сетям. Толпе нужен такой контент, который ей понятен и приятен. Его для себя и себе подобных и создает массовый пользователь социальных сетей. В этом усматривается полное подобие телевизионной попсе, которая привлекает максимальные рекламные деньги и занимает наиболее значимое зрительное время.

Опыт последних лет, накопленный в ведущих странах Запада, показывает, что будущее за Web 3.0, то есть за социальной рекомендательной институцией. Его достоинство состоит в том, что пользователи не только сами генерируют контент, но сами же его сертифицируют: отмечают то, что заслуживает внимания их единомышленников, сообществ, в которых они состоят. Система позволяет делать это автоматически.

В порядке эксперимента (США) некоторые сайты Web 3.0 начали оплачивать пользователей за интернет-активность, а также за потребительскую экспертизу товаров и услуг. В буквальном смысле в одном физическом лице происходит объединение функций производителя и потребителя. По терминологии Э. Тоффлера, формируется "про-требитель".

Среди специалистов по Интернету бытовало мнение, что контент надо сначала отфильтровать, а затем публиковать. Сейчас в связи с появлением Web 3.0 порядок действий меняется: можно публиковать все - потребители сами отфильтруют то, что заслуживает внимания, и систематизируют в соответствии в разными уровнями пирамиды вкуса. Каждому - свое, почти как "пирамида А. Маслоу", характеризующая иерархию человеческих потребностей. Web 3.0 решает ключевую проблему социальных сетей, состоящую в затрудненной навигации. Сегодня сети реализуют стратегию "четырех В" в отношении информационных продуктов: все, всем, всегда, везде. Разнообразие и хаос в мире этих продуктов столь велики, что такая стратегия теряет смысл без высокоскоростной автоматизированной экспертизы. "Ручные" методы - критика, конкурсы, премии - бессильны при сегодняшнем наплыве информации, а, кроме того, непомерно затратны.

Публичная потребительская экспертиза решает проблему обратной связи производитель-потребитель. Производитель получает полную и неискаженную информацию об отношении потребителя к его товару (услуге). Только слухи передавали сведения о товаре от покупателя к покупателю. Web 3.0

заменил эти слухи объективной коллаборативной фильтрацией.

Основание пирамиды вкусов соответствует платформе Web 2.0, где господствуют вкусы толпы. Объективность пирамидального распределения виртуальных сообществ по вкусам и интересам подтверждается данными американских социологов по распределению медиа и культурных запросов - оно также пирамидальное, соответствующее пирамиде Маслоу. "Культурное производство" интеллектуальных элит недоступно толпе, которая вполне удовлетворена низшими ступенями пирамиды, на которых господствуют попса и мыльные оперы. Разрыв элиты с толпой непрерывно увеличивается, что соответствует переходной стадии информационного общества, выкристаллизовывающего интеллекту-

4

альную элиту по всем направлениям .

Web 3.0 проникает и в игровые сети. Та же пирамида - "Конструктор уровней". Профессионалы задают базовую игру (с платой за регистрацию). Далее пользователи имеют возможность бесплатно производить новый контент в виде наращивания вариантов и сложностей игры. Разбраковка нового контента производится коллаборативной фильтрацией самих пользователей - происходит распределение сложностей по уровням пирамиды возможностей.

Распределение уровней построено таким образом, что игру сразу можно начинать на любом из них, а далее подниматься или опускаться в соответствии с интеллектом пользователя и его игровой за-цикленностью. Игр, которые разрешено "дорабатывать" пользователям, становится все больше -провайдеры поняли выгоду бесплатного контента. Переход на новый уровень не требует специальной регистрации - все окупается игровыми атрибутами и рекламой. Поначалу новые уровни игр конечно "сырые", их доработку осуществляют сами пользователи, без предпринимательских затрат.

Наблюдается конвергенция игровых и социальных сетей. Первые обрастают специфическими игровыми блогами, обработка которых позволяет выйти на новый уровень ранжирования пользователей по виртуальным сообществам. Оно приобретает важное прикладное значение. Оказалось, что игровые способности довольно жестко коррелируют с биржевой интуицией и реакцией на кризисы. В США игровое ранжирование уже используется в военных училищах и школах менеджеров.

Сети социального капитала не только объективируют его состояние, но и способствуют его быстрому накоплению за счет самоорганизации сетевых сообществ. Это накопление особенно усилилось в связи с появлением таких функциональных возможностей сетей, как, например, Web 3.0, компью-

4 См.: Зуев А., Мясникова Л. Нетократия // Свободная мысль-XXI. 2005. < 9. С. 3-19.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ СЕТЕЙ СОЦИАЛЬНОГО КАПИТАЛА

31

терное телевидение, различные видео- и аудиосер-висы. Все эти возможности и тенденции к их развитию, а также рост числа пользователей требуют увеличения объема передаваемой информации. По данным аналитиков США, суммарный объем трафика в 2008 г. составит 161 эксибайт (161 млрд. гигабайтов), и дальше будет только расти.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком