научная статья по теме ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОСТЬ И НАЦИОНАЛЬНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ НАУКИ Психология

Текст научной статьи на тему «ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОСТЬ И НАЦИОНАЛЬНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ НАУКИ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ, 2014, том 35, № 1, с. 90-94

= ПСИХОЛОГИЯ И ОБЩЕСТВО

ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОСТЬ И НАЦИОНАЛЬНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ

НАУКИ1

© 2014 г. Бернд Шефер*, Бернд Шлёдер**

* Университет Мюнстера, Германия; ** Университет Бонна, Германия.

Обсуждаются связи между интернациональностью и национальным своеобразием науки. Высказывается точка зрения, что национально обусловленные и интернациональные основы науки не исключают друг друга, а находятся в плодотворном изменчивом взаимодействии. Делается вывод о том, что при всех усилиях, направленных на интернациональность, необходимо принимать во внимание соответствующие национально обусловленные традиции и образ мыслей.

Ключевые слова: наука, мейнстрим, интернациональность, национальное своеобразие, научное познание, ценностное отношение, инновационный потенциал.

Принятая в России программа "Гранты Правительства Российской Федерации для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования, научных учреждениях государственных академий наук и государственных научных центрах Российской Федерации" направлена на повышение включенности российской науки в международную исследовательскую сеть. Центральный замысел этой программы состоит в том, чтобы привлекать ведущих иностранных ученых к реализации в России на высоком научном уровне различных исследовательских проектов.

Представляется, что основной задачей программы является приближение российской науки к международным концептуальным и методическим стандартам, обозначаемым как международный мейнстрим. Выражение "мейнстрим" имеет двойное значение. С одной стороны, под ним понимается тот научный подход (включающий как содержание, так и методические способы его реализации), который имеет наиболее высокую международную репутацию. С другой стороны, термин "мейнстрим" обозначает образец для подражания для остальных исследовательских направлений, "вершину прогресса в исследовании", куда должны стремиться остальные. Именно последнее определение здесь и имеется в виду.

1 Перевод Е.В. Гавриловой.

Усиление интернациональной составляющей образует, без сомнения, важную цель содействия науке, поскольку наука по своему принципу - это международное предприятие. Научное познание направлено на выявление универсальных закономерностей и, следовательно, должно иметь независимое международное значение, преодолевать коммуникативные барьеры и составлять узловой пункт в международном взаимопонимании.

В большей степени это справедливо для естественных и технических наук. Гуманитарные и социальные науки, как будет показано ниже, характеризуются национально-культурными традициями, которые не только составляют своеобразие той или иной страны, но и являются неотъемлемой частью развития научного знания. Оттого безоговорочная интернационализация поставила бы под вопрос сами основы этих наук.

Основное международное направление научных исследований в смысле американского слова "мейнстрим" основывается на том, что принадлежащие к нему ученые следуют определенным правилам научной работы, в которых, однако, можно выделить различные компоненты. Без сомнения, существуют требования метода, обязательные для всех, однако присутствуют также и смысловые отношения, происходящие из специфических социокультурных мировоззренческих основ, значимых для исследований.

Поэтому понятие интернациональности науки имеет разное значение для различных типов науки, а также в отношении их содержания и методов.

ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОСТЬ И НАЦИОНАЛЬНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ НАУКИ

91

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ В ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ

Макс Вебер (по-видимому, самый влиятельный немецкий социолог) уже к началу ХХ столетия заметил, что "в последнее время развитие системы университетов ... движется в направлении увеличения влияния американских университетов" [3, с. 5] и включил это явление в общий контекст развития науки, начиная с европейского Средневековья.

Интернационализацию науки при сохраняющемся культурно-национальном своеобразии можно проследить в развитии европейских университетов с XII столетия: начиная с городской культуры Италии через Францию до областей тогдашней немецкой Империи, причем моделью служила развитая под влиянием католической церкви структура Парижского университета. В то время как многие мелкие немецкие университеты набирали профессоров и студентов из регионального окружения, в более значимых университетах обычно существовал международный обмен; основным языком была латынь. Журнал Российской академии наук с 1728 года также выпускался на латыни.

Идея исследовательского университета, который не только транслирует известное знание, но и свободно и независимо от патронажа государства вырабатывает новое знание, в XIX столетии привело к расцвету системы немецких университетов и немецкой науки. В XX столетии начинается победное шествие американской системы университетов и американской науки, которое предсказал Макс Вебер, ссылаясь на культурно-экономическое состояние США. На фоне глобализации общественно-экономических отношений интернациональная составляющая науки постоянно увеличивалась. Основным научным языком стал английский.

Возникает вопрос о том, приведет ли интернационализация к возникновению универсальной науки и какая роль при этом отводится ее культурно-национальному своеобразию?

"ENTZAUBERUNG" (РАСКОЛДОВЫВАНИЕ, УТРАТА ИЛЛЮЗИЙ) И ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ

В своем докладе 1917 года Макс Вебер настаивал на том, чтобы ученый, существуя в "расколдованном мире", в котором знают или верят, "что ... в принципе не существует тайных невычисли-

мых сил, ... что, напротив того, всеми вещами - в принципе - можно управлять с помощью вычислений" [3, с. 16], должен воздерживаться от всякого идолопоклонства мировоззренческого характера. Одновременно Вебер подчеркивал: «В научной работе всегда предполагается соблюдение правил логики и методологии, этих всеобщих основ нашей ориентации в мире. Эти предпосылки не несут особых проблем, по крайней мере, для обсуждаемых вопросов. Далее, однако, предполагается, что то, что получается в результате научной работы, является важным, "достойным изучения". И в этом явно кроются проблемы. Предпосылку, что предмет достоин изучения, нельзя обосновать с помощью научных методов. Эта предпосылка только указывает на свой последний смысл, который можно отклонить или принять в зависимости от жизненной позиции» [там же, с. 21].

Это отношение научного познания к "жизненной позиции" Макс Вебер называет, примыкая к философскому неокантианству, "ценностным отношением". В случае с естественными науками ценностное отношение не является проблематичным. Техническое использование естественнонаучного познания - та ценностная предпосылка, жизненный смысл которой переходит культурные границы. Смысл логико-математического познания также является, вероятно, универсальным, т.е. межкультурным.

По-другому обстоит дело с гуманитарными, историческими и социальными науками. Техническое преодоление жизненных проблем человека - это только возможный вид ценности. Другими ценностями являются понимание индивидуального и социального поведения, которое в соответствующих культурах рассматривается как нежелательное улучшение социальных условий жизни, а также развитие сознания свободы в гегелевском смысле.

Культурные, национальные и общественные проблемы поднимаются не только практическими направлениями гуманитарных наук, но и входят в постановку вопросов фундаментальных дисциплин. Примером может служить проблема меньшинств в США, которая влияет не только на прикладную психологию и общественные науки, но и на их фундаментальные дисциплины. Население США в отличие от Западной Европы исторически сложилось из многих различающихся культурными корнями и этносом групп, что определило иное отношение к проблеме меньшинств и привело в рамках системы американской политкоррект-ности к особой настороженности в отношении суждений, касающихся свойств различных соци-

92

ШЕФЕР, ШЛЁДЕР

альных групп. Соответственно, в концептуальном аппарате американской социальной психологии большое место заняли понятия предубеждений и дискриминации, в то время как европейская традиция социальной психологии делает акцент на другие понятия. Все эти отличия возникли несмотря на то, что американская психология в первой половине ХХ века была еще достаточно ориентирована на европейский образец.

В ходе глобализации и интернационализации европейцы в значительной степени переняли у американцев их понятийный аппарат и способы постановки вопросов. Однако здесь возникает проблема разного культурного соотношения ценностей: так, социальные отношения большинства и меньшинства и их значение имеют, во всяком случае, в США и России, совершенно разные исторические предпосылки и являются актуальными в разных контекстах. Заимствование подходов мейнстрима было бы в этом случае, вероятно, не очень хорошим подспорьем. Кроме того, такое заимствование привело бы к сужению спектра оригинальных понятий и вопросов в международном исследовательском сообществе. Похожие расхождения можно найти при постановке вопросов в области экономических наук, педагогики и в особенности исторических наук.

Ценности в названном значении являются основными смыслообразующими перспективами поступков и переживаний. Они закреплены в соответствующем социокультурном жизненном пространстве и могут в разной мере разделяться различными культурами и нациями. Таким образом, они не являются ни однозначно частными, ни универсальными, а могут лишь в большей или меньшей степени интернационально "разделяться" в зависимости от культурной близости или дистанции.

Ценностная обусловленность научной деятельности является определяющей предпосылкой для науки. Ценности влияют на выбор фактов, структурирование материала и имплицитную цель познания. При этом необходимо принимать во внимание, что ценностная обусловленность не подрывает основополагающую ценностную свободу научного мышления. Она не имеет ничего общего с субъективным воздействием на научное познание, не затра

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком