научная статья по теме ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ОЛИМПИЗМА В БАЗОВЫХ СМЫСЛАХ СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ Физическая культура и спорт

Текст научной статьи на тему «ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ОЛИМПИЗМА В БАЗОВЫХ СМЫСЛАХ СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

УДК: 796.01:316

интерпретация

олимпизма в базовых смыслах спортивной культуры

Доктор педагогических наук, профессор л.и. Дубышева

Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

INTERPRETATION OF OLYMPISM IN BASIC SENSES OF SPORTS CULTURE

L.I. Lubysheva, professor, Dr.Hab. Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism (SCOLIPC), Moscow Keywords: culture, ideas of Olymp-ism, sport, commercialization, pro-fessionalization.

According to many scientists, modern sport is more frequently seen as a unique cultural phenomenon that can affect the social and individual development.

The culturological resource of sport is based on historic Olympic traditions. As noted by prominent philosopher N.N. Vezitey, sport is a certain unity of collaboration and competition.

Olympism that constitutes the spiritual foundation of the sports movement is still recognized as a socio-cultural education, based on the humanistic values of goodwill of people, their aspiration for peace, cooperation and mutual understanding. The humanistic nature determines its essential content - serving man, individual, society.

However, modern Olympic Games unlike the ancient ones are not religious.

The purpose of the study was the scientific foundation of the influence of the concept of Olympism on the development of the theory of sports culture. Sport is now beyond the boundaries of the Olympic concept and keeps evolving in the new socio-historical conditions, acquiring new features and social functions.

It is known that culture is a generator of meanings of social life. In this context, sport as a cultural phenomenon in the modern society serves as a popular cultural ideal and behavioral pattern.

When forming the theory of sports culture one is to focus not only on Olympic traditions, but also take into account the realities of the modern Olympic movement. The commercialization of the Olympic movement assisted in expanding the influence of sport on different aspects of social life - politics, economics, media, science, but significantly lowered the humanistic potential of personal enhancement of an athlete.

Ключевые слова: культура, идеи олимпизма, спорт, коммерциализация, профессионализация.

Современный спорт, по мнению многих ученых, все чаще рассматривается как уникальное явление культуры, способное влиять на развитие общества и человека (В. К. Бальсевич, 2000, В. И. Столяров, 2013).

Культурологический ресурс спорта базируется на исторических олимпийских традициях. Известный философ современности Н. Н. Визитей утверждает, что спорт - это определенное единство сотрудничества и соперничества. Принимая и отстаивая принцип честного соперничества, спортсмены сотрудничают в том, чтобы сохранить то социальное пространство, в котором каждый может в максимальной степени удовлетворить свое стремление к соперничеству. Со времен Древней Греции победитель в спорте - самый настоящий, самый подлинный победитель. В Греции - это не только лучший атлет, но и лучший грек. Своей победой он утвердил то, что составляет основу жизни сообщества, он укрепил его единство, и он принят сообществом и богами в качестве героя [1].

Однако современные Олимпийские игры в отличие от античных не носят религиозного характера. Современный олимпиец - это прежде всего человек, имеющий уникальные двигательные способности, силу духа, спортивный талант и поддержку команды профессиональных специалистов. Начиная с 90-х гг. прошлого века спорт радикально меняет свое место в современной культуре и приобретает новое социокультурное качество. В то же время теоретическое осмысление спорта сегодня значительно отстает от спортивной практики. Это выражается в первую очередь в том, что представления о спорте, которые формировались в обществе в середине XX в. под влиянием концепций олимпизма П. де Куберетена, вошли в явное противоречие с реалиями современного спортивного движения.

Встраивая спорт в систему культуры, мы вправе говорить о феномене спортивной культуры, содержание которой тем не менее значительно обогащается современной концепцией олимпизма.

Олимпизм, составляющий духовную основу спортивного движения, по-прежнему признается как социокультурное образование, в котором заложены гуманистические ценности: добрая воля людей, их стремление к миру, сотрудничеству, взаимопониманию. Гуманистическая природа определяет

2 "и

£ л а

ч—

■ о

0J и

а ■ тз с

га

^

О (U .с Н

его сущностное содержание - служение человеку, личности, обществу [4].

Цель исследования - научно обосновать влияние концепции олимпизма на развитие теории спортивной культуры.

Результаты исследования и их обсуждение. Вхождение спорта в современную культуру было непростым. Возрождение Олимпийских игр осуществлялось в духе общих идей эпохи Возрождения, т. е. как попытка «возродить» античные ценности древнегреческих Олимпийских игр. Пьер де Кубертен понимал идею олимпизма не просто как мировое спортивное движение, а как смысл новой гуманистической философии. Он верил в мощную образовательную и воспитательную силу спорта, полагая, что духовно-нравственное развитие нового поколения невозможно без гармоничного развития человека, в котором важнейшей составляющей является спортивное воспитание.

И сегодня в тексте Олимпийской хартии в качестве основополагающих принципов записано: «1. Олимпизм представляет собой философию жизни, возвышающую и объединяющую в сбалансированное целое достоинство тела, воли и разума. Олимпизм, соединяющий спорт с культурой и образованием, стремится к созданию образа жизни, основывающегося на радости от усилия, на воспитательной ценности хорошего примера и на уважении к всеобщим основным этическим принципам. 2. Целью Олимпизма является повсеместное становление спорта на службу гармоничного развития человека с тем, чтобы способствовать созданию мирного общества, заботящегося о сохранении человеческого достоинства» [3].

Главный замысел Кубертена, связанный с возрождением Олимпийских игр, состоял в том, чтобы последовательно, систематично и эффективно использовать спорт как средство решения педагогических задач, иными словами, использовать спорт для «обновления человечества через воспитание». Можно сказать, что философия олимпизма базируется на общеевропейской просветительской установке, суть которой состоит в том, что путем «правильного» воспитания можно преобразовать социальную действительность.

Культурный потенциал современного спорта обусловлен тесной взаимосвязью с концепцией олимпизма и спортивной педагогикой П. де Кубертена. Нормы, идеалы, образцы поведения, заложенные в содержании олимпизма, становятся критериями гармонично развитой личности спортсмена.

Спортивная культура содержит специфический результат человеческой деятельности и способы преобразования физического и духовного потенциала человека путем освоения им ценностей тренировочной и соревновательной деятельности, цель которой - высокое спортивное достижение. Структура ценностей спортивной культуры личности проявляется в виде здоровья, гармоничного развития, жизнестойкости, жизнеспособности. Саморазвитие и самореализация спортсмена порождают спортивное удовольствие и наслаждение процессом и результатом спортивной деятельности. Такое единство духовного и физического развития индивида позволяет осознать сущность культуры спортивной и выделить ее из мира общей культуры [2].

Спортивная культура личности формируется прежде всего в процессе учебно-тренировочной и соревновательной деятельности. Олимпийский спорт - важнейшая часть современного спорта, определяющая главный вектор его развития, благодаря которому выстраивается система достижения высоких спортивных результатов.

В олимпийском спорте - заложен механизм «честной игры», системы принципов «Fair play», которая формирует спортивную культуру личности спортсмена. Необходимое условие для формирования ценностного отношения к спорту - знания, умения и навыки, составляющие олимпийскую образованность спортсмена. Интерес к олимпийскому спорту, к социальным явлениям в сфере спорта, адекватным целям олимпизма определяют реальное видение занимающимися целей и задач спортивной тренировки и поведение в социуме. Олимпийская образованность позволяет спортсменам не только ориентироваться в различных аспектах и функциях олимпийского спорта, но и в целом обосновывать и понимать культурологический смысл современного спорта. Таким образом, система олимпийского образования тесно связывается со спортивным воспитанием.

Сегодня речь идет о развитии нового вида воспитания средствами спорта, соревнования, тренировочных нагрузок, спортивной подготовки, в ходе которой формируется личность спортсмена, способного достигать высокого спортивного результата и быть личностью в самом высоком понимании этого слова.

Под методами спортивного воспитания понимаются способы работы тренера и спортсмена, при помощи которых происходит овладение знаниями, умениями и навыками, развиваются необходимые качества и способности, формируется мировоззрение. Сама природа спорта обладает мощным воздействием на личность. Воспитательное значение спорта очень велико. Достаточно вспомнить уже ставшее «штатным» выражение, что спорт для молодежи - это «школа характера, мужества, воли».

Спорт закаляет характер, учит преодолевать трудности, держать «удары судьбы». Спорт формирует личность, заставляет бороться со своими слабостями, преодолевая себя. Благодаря спорту человек учится владеть своими эмоциями, понимать красоту. В спорте человек впервые начинает постигать азы правовой культуры, усваивает правила «честной игры». Спорт выступает мощным фактором социализации, проявления социальной активности. Через спорт человек нарабатывает опыт межличностных отношений, выстраивая взаимосвязи и взаимодействия между собой и тренером, другими спортсменами, а также спортивными арбитрами. Именно в спорте может родиться настоящий руководитель и организатор, поскольку спорт во многом моделирует жизненные ситуации.

Спортивное воспитание обеспечивает и процесс познан

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком