научная статья по теме ИОАНН IV О ПРАВОВОЙ ИДЕИ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОГО МОНАРХА Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «ИОАНН IV О ПРАВОВОЙ ИДЕИ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОГО МОНАРХА»

ИОАНН IV О ПРАВОВОЙ ИДЕИ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОГО МОНАРХА

ШАЙРЯН Георгий Павлович,

кандидат исторических наук, адвокат. E-mail: 911adv@mail.ru

Краткая аннотация: статья освещает взгляды Ивана IV на правовую идею царской власти российского монарха, раскрывая четыре присущие ей свойства.

The article highlights the views of Ivan IV on the legal idea of the imperial power of the Russian monarch, revealing four inherent properties.

Ключевые слова: Иван IV; правовая идея; царская власть; российский монарх. Ivan IV; the legal idea; imperial power; the Russian monarch.

Рожденная средневековым православным сознанием правовая идея царской власти в России состояла в понимании ее как верховной власти особого вида, источником которой являлось Божественное установление , а исходным моментом ее построения была мысль об «охране правоверия»2. С середины XVI в. ее правовое содержание характеризовалось присущими ей четырьмя взаимосвязанными свойствами: царским самодержавием и верховенством, юридической неограниченностью и священностью. Порядок и условия восприятия царской власти российским монархом, ставшие результатом формировавшейся с Х в. российской правовой традиции династического престолонаследия, к тому времени также были определены с достаточной ясностью. Правда, специального законодательного акта, который бы, как это было сделано спустя два с половиной века в 1797 г., издано еще не было и это обстоятельство существенно осложняло практику фактического преемства царского престола. Очевидно, что такое положение и вызвало необходимость публичного выражения правовой идеи царской власти.

Для выполнения этой задачи Иван IV воспользовался перепиской с князем Курбским, которая относится к периоду с 1564 по 1579 гг.

1 Филарет Митрополит Московский (Дроздов). Христианское учение о царской власти и об обязанностях верноподданных // Русская идеология. Православный богословский церковно-монар-хический сборник. М., 2000. С. 217-220.

2 Дьяконов М.А. Власть московских государей: очерки из истории политических идей Древней Руси: до конца XVI в. / [соч.] М. Дьяконова. СПб.: Тип. И.Н. Скороходова, 1889. С. 91.

Содержание переписки царствовавшего монарха с высокопоставленным перебежчиком и военным предателем, до обмена посланиями с которым в другом случае Иван IV вряд ли бы снизошел, намеренно стало достоянием сторонников и противников его самодержавной политики. Исследование посланий первого русского царя к князю Курбскому позволяет узнать о его личных взглядах на принадлежавшую ему верховную власть и на те права, которые были ею продуцированы. Лучше понять его представления о царской власти позволит также обращение к письмам, которые были направлены Иваном IV в адрес ряда европейских монархов.

Сформулированная русским государем правовая идея царской власти была не только плодом его внутренних переживаний. Не в меньшей степени она была отражением коллективных усилий ученых людей средневековой Руси, которые разделяли его взгляды на «теорию о русском государстве как единственном истинно

3

православном государстве в мире» и поддерживали принимаемые им меры по ее практическому осуществлению4. Внесли сой вклад и те,

3 Колесникова Т.А. Общественно-политические взгляды Ермолая-Еразма // Труды Отдела древнерусской литературы / Академия наук СССР. Институт русской литературы (Пушкинский Дом); Ред. В.П. Адрианова-Перетц. М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1953. Т. 9. С. 255.

4 Имеется в виду такие сочинения как «Благохотящим царем правительница и землемерие» Ермоля - Еразма. См.: Печ. По: В. Ф. Ржига. Литературная деятельность Ермолая-Еразма. ЛЗАК, 1926. Вып. 33. С. 103-200. Книги И.С. Пересветова: «Большая челобитная» (1540 г.) см.: Библиотека литературы Древней Руси. Т. 9. СПб., 2000. С. 433-451. «Сказание о царе Констатине Ивановиче», «Сказание о Махмете-султане», «Предсказания о философов и докторов», а также анонимное сочинение «Повесть не-

кто указывал на недостатки самодержавного правления, но не отвергал его в принципе . Как отмечал Я.С. Лурье, серьезное влияние на формирование идеологии единого государства, положенной в основу правой идеи о царской власти российского монарха, сыграл также Нов-городско-Софийский свод .

В той или иной степени, правовая идея царской власти русского монарха нашла свое отражение в ряде нормативных документов второй половины XVI в. Наиболее важными среди них были Судебник 1550 г. и Стоглавый собор 1551 г. Результатом выхода в свет Судебника 1550 г. стало законодательное регулирование деятельности судебных органов, направленное на усиление централизации государственной власти путем лишения удельных князей судебных привилегий3.

Стремление к созданию законодательных условий для повышения роли царского верховенства в государственном правлении легко угадывается и в Приговоре об ограничении местничества 1550 г.4, который предоставил царю право избирать себе на службу и расставлять по государственным должностям избранных им лиц вне зависимости от унаследованного от их предков отношения «по службе служилого лица и целой служилой фамилии к другим служилым лицам и фамилиям» . Таким образом, устранялась не только не контроли-

коего боголюива мужа... царю и великому князю Ивану Васильевичу и всея Руси». См.: Садиков П.А. Очерки по истории опричнины, М., Л.: Изд. и 1-я тип. Изд-ва Акад. наук СССР (Л.: 2-я типо-лит. Гидрометеоиздата , 1950. С. 7-11. См.: Зимин А.А. И.С. Пе-ресветов и его современники. Очерк по истории русской общественно-политической мысли середины XVI века. М., 1958. С. 251266. Иосиф Волоцкий. Просветитель, или обличение ереси жи-довствующих. Творение преподобного отца нашего Иосифа игумена Волоцкого. М., 2008. С. 141-142, 228.

1 Частично также «Беседа валаамских чудотворцев», содержавшая конструктивную критику самодержавия. См.: Зимин А.А. «Беседа валаамских чудотворцев» как памятник позднего нестяжательства. Труды Отдела древнерусской литературы / Академия наук СССР. Институт русской литературы (Пушкинский Дом); Отв. ред. Д.С. Лихачев. М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1955. Т. 11. С. 198-208. См.: Фроянов И.Я. «Валаамская беседа» в религиозно-политических спорах середины XVI в. // Вестник Удмуртского университета. 2006. № 7. С. 78-98.

2 Лурье Я.С. Две истории Руси XV в. СПб.: Дмитрий Буланин, 1994. С. 220.

3 Законы великаго князя Иоанна Василиевича и Судебник царя и великаго князя Иоанна Василиевича, с дополнительными указами / Изданные Константином Калайдовичем и Павлом Строевым. М.: Типография Семена Селивановскаго, 1819. 115 с.

4 Разрядная книга 1475-1598 гг. М.: Наука, 1966. С. 125-126.

5 Ключевский В.О. Сочинения. В 9-ти т. Т. 2. Курс русской исто-

рии. Ч. 2. М.: Мысль, 1987. С. 137.

руемая верховной властью «наследственность служебных отношений между фамилиями»6, но и весь служилый класс уравнивался в правах по отношению к никем неограниченному в своих правах государю.

Особую роль в укреплении самодержавия сыграл Стоглавый собор 1551 г., который сумел показать пример того, когда нормы церковного права и нормы государственного права, действуя сообща7 и оказывая влияние одновременно «на семью, и на общину и на государство»8, служили усилению царского верховенства. В свою очередь, царская власть требовала «от народа исполнения тех христианских обязанностей, которые были внушены народу, общине и семье церковью. Так, религиозность и нравственность... мало по малу переносилась в область права и закона»9.

Не стали исключением и другие документы этого периода, которые, не будучи законодательными актами, в силу своей значимости играли роль важнейших факторов в становлении и развитии средневекового русского правосознания. К ним, несомненно, относится Степенная книга, составленная по инициативе митрополита Макария в период с 1560 по 1563 гг. с целью получения представления о русской истории в систематизированном виде. Ее появление не было случайностью и с точки зрения государственной, поскольку на ее страницах нашла свое отражение идея наследственной передачи царской власти, а также союза государя и духовенства при ее осуществлении. Поддержав мысль о начале формирования царского самодержавия как свойства верховной власти с XII в. со времени правления князя Андрея Бого-любского, Степенная книга одновременно связала наследственное возникновение царской власти русского государя с ее религиозной подоплекой. «Воплощением трансляции власти («самодержства») над русскими землями из одного города в другой, - пишет А.С. Усачев, - со-

6 Там же. С. 142.

7 Шпаков А.Я. Стоглав. К вопросу Стоглав (Его значение для историка русского права; по поводу официального или не официального происхождения этого памятника) / А.Я. Шпаков. Киев: Лито-тип. т-ва И.Н. Кушнерев и К°, 1903. С. 9.

8 Писаревский Н.Н. Значение Стоглавого Собора (1551 г.) в истории Русской Церкви // Богословский вестник 1895. Т. 2. № 6. С. 388.

9 Там же.

гласно Степенной книге, служило перенесение Владимирской богородичной иконы сначала из Киева во Владимир, а затем в Москву» .

Свою практическую реализацию правовая идея царской власти получила в опричнине, начатой по указу 1565 г., подтвержденному Освященным собором и Боярской Думой2.

Основные положения правовой идеи царской власти в России, изложенные Иваном IV, а также те, которые можно суммировать по итогам исследования указанных выше нормативных документов, сводились к следующему.

Царская власть русского государя являлась наследственной по праву агнатского первородства. Она передавалась по нисходящей мужской линии от отца к его первородному сыну. Рожденная по воле Божией, которая являлась ее единственным неземным источником, царская власть российского монарха мыслилась как от человеческой воли не зависимая. Отсюда, как уже отмечалось, происходили присущие ей четыре свойства.

Важнейшее место среди них отводилось самодержавию, которое означало, что царская власть была неделима и не делегируема, ни от кого не зависима и принадлежала лишь царствующему монарху по праву династического наследования. Ее вторым свойством была юридическая неограниченность, имевшая те же истоки, ст

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком