Литература народов стран зарубежья
Бакулина А.С., аспирант Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
ИОГАНН КРИСТОФ ГОТТШЕД КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
XVII-XVIII века в Европе были ознаменованы расцветом науки; важнейшей чертой европейской культуры Нового времени был рационализм, а сама она была тесно связана с Про-свещением-особым идейным и культурным течением, представители которого полагали, что можно и нужно стремиться к совершенствованию и преобразованию общества и людей путем распространения знаний, науки, образования, воспитания; во главу угла просветители ставили разум, компетентность и прилагали все усилия для того, чтобы распространить свои знания среди людей. Весьма значимой фигурой среди немецких просветителей был Иоганн Кристоф Готтшед.
И.К. Готтшед (1700-1766) был одним из известнейших немецких писателей, критиков, историков литературы и театра, культурных деятелей и теоретиков-грамматистов эпохи раннего Просвещения; он писал трактаты по немецкому языку и немецкому поэтическому искусству, издавал журналы, посвященные данным вопросам, а также эстетике, морали и истории литературы. Наибольшую известность И.К. Готтшеду принесла его деятельность в области языкознания и литературоведения, но не стоит обходить вниманием и его заслуги в других областях: просветитель оказал влияние на немецкий театр, занимался вопросами философии, религии и проблемами современного ему общества.
Иоганн Кристоф Готтшед был сыном священника и в силу этого с ранних лет интересовался вопросами теологии и философии. В ранней юности он изучал эти науки в Кенигсберге; приехав в 1724 году в Лейпциг, он решает поступить в магистратуру Лейпцигского университета, чтобы иметь возможность попасть в теологическое учебное заведение «Collegium unsrer lieben Frauen». Готтшед под влиянием изучаемой им философии Лейбница занимается проблемой происхождения зла, и стихотворение Пруденция «Hamartigenia» становится для него очень интересным поводом для размышления; одно время Готтшеду кажется, что отчасти вина за существование в мире зла лежит на Творце вселенной, пока теодицея Лейбница не вносит для него полную ясность в этот вопрос. На базе взглядов Лейбница Готтшед защищает 18 октября 1724 года диссертацию, но помимо взятых им за основу взглядов о метафизическом, моральном и физическом зле он ищет причину зла духовного в интеллектуальном несовершенстве человека [Waniek 4-29]. Вскоре Готтшед был принят в коллегию и начал заниматься преподаванием философии, а также активной культурной деятельностью. Он считал, что необходимо просвещать людей, и господствовавший в ту эпоху дух свободомыслия отчасти оказывает сильное влияние и на него; несмотря на то, что Готтшед был сыном священника и сам занимался теологией, он считает в это время, что отдельная религия не может похвастаться тем, что обладает всей полнотой истины, приводя при этом в качестве примера пьесу Лессинга о Натане, и полагает, что религиозность порой оказывает слишком сильное влияние на умы и сердца людей. Готтшед в это время выступает как пламенный защитник свободы вероисповедания и религиозной терпимости, полагая, что во избежание возникновения религиозного фанатизма государство должно иногда ограничивать чрезмерное религиозное рвение своих граждан [Gottsched, Gesammelte Reden, 521].
Изучая эпос и драму, Готтшед обращается к рационалистической теории Фонтенеля о происхождении сказок и легенд. Фонтенель, который рассматривал предания и легенды древности как заблуждение и был убежденным рационалистом, подвергавшим критике все, что считал фанатизмом и суеверием, весьма сильно повлиял на мировоззрение Готтшеда (Ле Клерк, еще один представитель французского рационализма, предлагал вообще убрать из по-
эзии всю древнюю мифологию и создать стихотворные произведения с античной формой, но современным содержанием). Готтшед разделял философские взгляды Вольфа, а поскольку философия Вольфа относилась к рационалистическому направлению, просветитель как ученик Вольфа тоже не мог, подобно Фонтенелю, восторженно принимать все древнее в силу своего критического отношения к языческой мифологии, эпосу и легендам.
В 1727 году Готтшед переводит и издает «Gespräche der Todten» - одну из известнейших работ Фонтенеля. Фонтенель рассказывает в ней о древнем оракуле, причем мнение его идет вразрез с мнением приверженцев традиционной католической теологии: католики придерживались теории о том, что пророчества оракула были следствием действий нечистой силы, а Фонтенель считал, что людей дурачили жрецы. После выхода этой книги в свет на немецком языке против нее выступил в Страсбурге местный иезуит Балтус.
Готтшед вступал с Фонтенелем в личную переписку; в Германии многие заинтересовались работами французского просветителя, и с 1730 года в образованных кругах общества начинают вестись разговоры о множественности миров в соответствии с воззрениями Фон-тенеля, но Готтшед уже не принимает в них участия - его больше занимает литературная и языковедческая деятельность. С 1751 по 1780 год выходили собрания работ Фонтене-ля,переведенные на немецкий язык.
Готтшед обращается также и к философии; он, как об этом уже было сказано, разделял взгляды Вольфа, которые имели в его окружении большое количество как сторонников, так и противников. В 1727 году он разрабатывает план трех своих диссертаций, первая из которых была посвящена проблеме взаимосвязи тела и души и влияния их друг на друга; она была как раз напрямую связана с философией Вольфа, который разрабатывал эту проблему в своих метафизических изысканиях. Готтшед критикует некоторые положения философии Вольфа; так, к примеру, согласно воззрениям Вольфа, при влиянии тела на душу необходимо принимать во внимание отсутствие (вернее, потерю) движения как такового, поскольку нематериальные объекты двигаться не могут. Это положение Готтшед подвергает сомнению.
В 1753 году в Лейпциг на некоторое время приехал Вольтер, с которым Готтшед завязал довольно хорошие приятельские отношения. Тем не менее к французским просветителям в целом Готтшед относился довольно прохладно; Готтшед и его последователи, будучи убежденными рационалистами, категорически не разделяли взглядов Руссо и считали, что он чрезмерно ориентирован на естественное восприятие, хотя Готтшед и сам полагал в своем «Опыте критической поэзии», что искусство отчасти есть подражание природе; в то же время Готтшед фактически вел борьбу против вольнодумцев. Особо он критиковал «климатическую философию французов» с ее идеей о том, что на характер людей и их образ мышления влияют климат, в котором они живут, почва, питание и прочие физические факторы. Готт-шед очень хвалил, правда, с некоторыми оговорками, драматические произведения Вольтера; подобно ему, Готтшед отрицательно относился к Мильтону, Клопштоку и Галлеру. Особую неприязнь Готтшед испытывал по отношению к материалистам. Положительно он относился к «естественной религии» и пытался искать себе поддержку в среде просветителей Германии, считая, что необходимо найти защиту от материалистов.
В начале эпохи Просвещения начинает издаваться большое количество так называемых нравственных журналов, которые впервые возникают в Англии. Здесь можно назвать такие еженедельники, как «The Tatler», «The Spectator» и «The Guardian», издававшиеся там с 1709 года. В Германии идея создания нравственно-просветительских журналов была встречена с большим воодушевлением, и в 1713 году в Гамбурге увидел свет журнал «Der Vernünftler», создатель которого Маттезон поначалу переводил журнальные статьи с английского языка, но к тому моменту, когда он понял, что немецкие читатели нуждаются в актуальной информации, связанной с их страной, журнал был запрещен. Тем не менее вскоре после этого немецкоязычные нравственно-просветительские журналы получили очень большое распространение; наиболее известными среди них были «Die Diskurse der Mahlern», изданием кото-
рого руководили в 1721-1723 годах известные швейцарские критики Бодмер и Брейтингер, впоследствии прославившиеся также своими жаркими спорами с Готтшедом о литературе, и «Der Hamburgische Patriot», издававшийся в 1724 году.
Иоганн Кристоф Готтшед и его друг Иоганн Фридрих Май заключили контракт в Халле с местным издателем по фамилии Шперль, и с 3 января 1725 года каждую среду начал выходить журнал «Die vernünftigen Tadlerinnen» («Разумные хулительницы»). Готтшед заведовал редакционными вопросами и писал весьма много статей для этого журнала; авторы часто подписывали свои статьи псевдонимами в античном духе: Calliste (Готтшед), Phyllis (Май) [Waniek 31-32]. В журнал присылали много писем, статей и сочинений,1 и издатель в итоге пришел к решению создавать отдельные сборники особо интересных произведений.
Тематика статей в «Разумных хулительницах» была крайне разнообразной. Они могли быть посвящены употреблению слов, обычаям и порядкам, проблемам современного авторам общества, литературным вопросам. Многократно поднималась в «Разумных хулительницах» и проблема женского воспитания и образования. Авторы полагали, что важнейшую роль в воспитании ребенка должна играть мать, и только в исключительных случаях няня или гувернантка могут ее заменить: мальчик должен оставаться исключительно под присмотром матери до шести лет, а девочка до десяти; родители должны учить ребенка всему необходимому посредством личного примера, убеждения или наказаний - в зависимости от ситуации. В «Гамбургском патриоте» в свое время высказывалась мысль о том, что женщинам в силу их природной слабости наука и образование совершенно не нужны, но Готтшед не разделял этого мнения, поскольку его собственная супруга была очень высокообразованной женщиной и сама занималась литературной деятельностью. Авторы статей в «Хулительницах» полагали, что должны сделать немецких женщин достойными воспитательницами подрастающего поколения; поэтому они считали необходимым привить им интерес к наукам и поэзии, а также повлиять на их поведение, осознание себя как представительниц немецкой нации и, что крайне немаловажно, на правильность употреблени
Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.