научная статья по теме ИРЛАНДСКИЕ СВЯТЫЕ И ИХ ВКЛАД В ЕВРОПЕЙСКУЮ КУЛЬТУРУ: СВЯТОЙ КОЛУМ КИЛЛЕ (КОЛУМБА СТАРШИЙ) И СВЯТОЙ КОЛУМБАН (КОЛУМБА МЛАДШИЙ) Общественные науки в целом

Текст научной статьи на тему «ИРЛАНДСКИЕ СВЯТЫЕ И ИХ ВКЛАД В ЕВРОПЕЙСКУЮ КУЛЬТУРУ: СВЯТОЙ КОЛУМ КИЛЛЕ (КОЛУМБА СТАРШИЙ) И СВЯТОЙ КОЛУМБАН (КОЛУМБА МЛАДШИЙ)»

Культурология Теория и история культуры

Иванова Е.Ю., старший преподаватель Российского государственного социального университета

ИРЛАНДСКИЕ СВЯТЫЕ И ИХ ВКЛАД В ЕВРОПЕЙСКУЮ КУЛЬТУРУ: СВЯТОЙ КОЛУМ КИЛЛЕ (КОЛУМБА СТАРШИЙ) И СВЯТОЙ КОЛУМБАН (КОЛУМБА МЛАДШИЙ)

Ирландия притягивает к себе современного человека своеобразием кельтских традиций; суровой красотой ирландской природы с ее зелеными холмами и отвесными обрывами скал, о которые разбиваются волны Атлантического океана; руинами средневековых монастырей, вдохновлявших романтиков; древними сооружениями Ньюгрейнджа с их загадочными узорами на огромных каменных глыбах, сохранившихся с доисторических времен. Но что знаем мы в действительности об истории этой страны? Истории во многом трагической, истории многовековой героической борьбой за сохранение собственной культуры. Что знаем мы об ирландских раннесредневековых святых, которые немало сделали для распространения христианства в Европе? Если имя святого Патрика известно многим, даже далеким от Церкви людям, то имена других ирландских святых зачастую остаются в тени, хотя многие из них внесли значимый вклад в христианскую историю и культуру. Надо отметить, что ирландские миссионеры изумляли даже своих современников непреклонностью в проповеди Евангелия, суровым аскетизмом и превосходным образованием. Именно такими миссионерами были ирландские святые с созвучными именами - святой Колум Килле (Колумба Старший) и святой Колумбан (Колумба Младший).

Колум Килле (Колумба Старший) - первый великий миссионер Ирландии. Сохранилось не так много источников, повествующих о жизни святого. Внимание жизни святого уделяется, например, в сочинении «Historia Ecclesiastica gentis Anglorum» («Церковная история англов») Беды Достопочтенного (672-735 гг.). Но основным источником сведений о Колум Килле является, пожалуй, сочинение Адомнана «Жизнь Колум Килле». Следует отметить, что Адомнан, родившейся примерно 30 лет спустя после смерти Колум Килле, является потомком того же клана, что и святой.

Согласно большинству источников, Колум Килле родился 7 декабря 521 г. и принадлежал к роду Коналл Гулбан, являвшемуся ответвлением королевской династии Уи Нейл. В соответствии с ирландской традицией, мальчика отдали на воспитание ирландскому пикту Круитнехану, который был прославлен праведной жизнью, и который нарек Колум Килле именем Кримтан (ирл. Crimthann), что значит «лиса». Действительно, всю жизнь святой проявлял дивную проницательность. При принятии монашества ему дали имя Колумба (Голубь), трансформированное в ирландской традиции в Колум Килле, что значит «Голубь Церкви». Уже будучи монахом, Колум Килле отправился в Лейнстер, где его обучал поэт христианин по имени Гемман. Возможно, обучение поэзии объяснит ту поддержку, которую позже Колум Килле оказал филидам - ирландским поэтам. После обучения у Геммана Колум Килле отправляется в Клонард, где учится у Финианна, наставника ирландских монахов. Колум Килле становится священником, когда он находился в Клонарде, тогда же Колум Килле отверг возможность стать верховным королем рода Уи Нейл, хотя его происхождение позволяло ему стать королем, но он предпочел служение Богу, отвергнув всякую возможность иного пути. Благодаря этому поступку монашество и священство получило уважение у наиболее

влиятельных слоев общества. Он оставался священником до конца своих дней, так и не став епископом. Колум Килле продолжил свое образование в монастыре св. Моби в Гласневине, где мог общаться со св. Канисом и св. Комгаллом.

Согласно анналам Ульстера, Колум Килле основал свой первый монастырь в 546 г. в Дерри, когда ему было 25 лет. Хотя с именем Колум Килле связано более 50 монастырей в Ирландии и Шотландии, далеко ни все из них были учреждены самим святым. Большинство из монастырей «прихода Колумба» (paruchia Columbae) были основаны монахами из общины Колум Килле, некоторые при жизни святого, но большинство монастырей основаны спустя десятилетия и даже века после его смерти. Наиболее известными монастырями, которые связывают с именем Колум Килле, являются: Дерри и Айона, основанные самим святым, а также Келлс (Kells), Сворд (Swords), Друмклифф (Drumcliffe), Мун (Moone) и Тори (Tory).

Колум Килле служил ирландской церкви примерно 17 лет до 563 г., когда он решил покинуть Ирландию. Адомнан сообщает нам, что Колум Килле направился на остров Айона через два года после битвы в Cul Dreimne. Колум Килле «желал стать паломником во имя Христа», однако на протяжении многих веков мотивы такого желания святого вызывали подозрения, так как святого обвиняли в кровопролитии. Адомнан датирует отъезд Колум Килле, ссылаясь на дату битвы, и этот факт заставлял некоторых считать, что эти два события каким-то образом связаны, хотя явных доказательств тому нет. Все это усложняется тем, что в битве принимал участие род Уи Нейлов к которому принадлежал Колум Килле, а причиной битвы была месть другому клану. Аналлы Ульстера сообщают, что «благодаря молитвам Колум Килле северный род Уи Нейлов одержал победу». Вероятно, кровопролитие явилось причиной отлучения святого от Церкви, которое было аннулировано на синоде в 562 г. Адомнан также вскользь упоминает об этом событии, но не связывает его с желанием Колум Килле покинуть Ирландию. В последующие годы многие монахи следовали примеру паломничества Колум Килле. Практически невероятно, что они следовали бы «путем Колум Кил-ле», если бы истинными причинами его уединения явилось преступление и наложение на себя такой епитимьи. Таким образом, вероятнее всего, что в мае 563 г. Колум Килле в месте с 12 учениками отплыл из Ирландии по благородной причине - «отправился в уединение ради любви Христовой». Они приплыли на Айону, маленький остров недалеко от западного побережья Шотландии, где Колум Килле провел оставшиеся 34 года своей жизни. Основав монашеское поселение, он создал крупную общину на острове. На протяжении многих веков Айона был местом, прославившимся ученостью и мастерством проживавших там монахов. Монахами Айоны были написаны такие работы как «О святых Местах», «Житие Колумба», и, теперь уже утраченная работа «Хроники Айоны». Здесь же была создана иллюминированная рукопись «Катах», т.е. «Воин», которую, по преданию, писал сам святой Колум Килле (это самый старинный сохранившийся до наших дней ирландский манускрипт), эту книгу брали с собой в битвы, и считалось, она способствует победе в борьбе за правое дело. На Ай-оне была создана и превосходно иллюминированная «Келлская Книга», которая до сих пор поражает зрителей красотой и изысканностью орнаментального декора (сейчас хранится в библиотеке Тринити Колледжа в Дублине). Из монастыря, основанного на острове Айона, вышли многие миссионеры, несшие слово Божие по всей Европе и за ее пределы.

Колум Килле приписывают то, что он обошел Шотландию вдоль и поперек, обращая язычников - пиктов, существуют многочисленные древние церковные посвящения на эту тему. Некоторые, главным образом, шотландские ученые, например В. Дуглас, не согласны с оценкой миссионерской деятельности святого и считают, что традиционная оценка его достижений преувеличена. Колум Килле не мог дистанцироваться от политических проблем своего времени даже на далеком острове Айона. Так, он принимал активное участие в избрании и коронации шотландского короля Айдана, положив начало традиции коронации шотландских королей на Черном камне Айоны. Этот камень до сих пор является частью церемониального трона, который используется в процессе коронации современных британ-

ских монархов. Кроме того, Колум Килле присутствовал на конвенте 575 года близ Лимава-ди в графстве Дерри, где решались как важные политические, так и культурно-религиозные вопросы. Например, вопрос положения филидов - ученого сословия поэтов и летописцев, которые могли слагать и перерабатывать знания и легенды как в прозаической, так и стихотворной форме. Проблема состояла в том, что за десятилетия количество филидов увеличивалось и некоторые из них начали злоупотреблять своими привилегиями. Согласно источникам, оппоненты филидов представляли их в 575 г. как существ, которые «чуть лучше злобных попрошаек», и было сделано предложение изгнать их из Ирландии. Колум Килле, будучи образованным человеком и поэтом, защищал их, подчеркивая ту значимость знаний, которой лишится Ирландия, если их изгнать. В конце концов, был достигнут компромисс, и поэтам позволили остаться в стране, но их количество нужно было сократить, а их привилегии ограничить. Известно, что многие филиды, принимая христианство, становились монахами, значительно способствуя при этом развитию церковной литературы и оказывая на нее немалое влияние, о чем свидетельствует превосходная литература на родном ирландском языке, а не на латыни, как было в других регионах Европы.

Будучи выходцем из королевского сословия и незаурядной личностью, Колум Килле оказал огромное влияние на жизнь и историю своего поколения. Однако его истинное величие заключалось в том, что он смог сочетать те преимущества, которые получил при рождении, со стремлением к святой жизни. Его путешествие для проповеди Евангелия во многом предопределило формирование среди ирландского монашества особого подвига peregrinatio pro Christo (миссионерское путешествие во имя Христа). На маленьком острове Айона, расположенном на границе королевств пиктов и скотов, Колумба основал аббатство, ставшее центром христианизации этих народов, а также важнейшим очагом кельтской монашеской традиции. Многочисленные монастыри - филиалы аббатства Айоны составляли «приход» или «семейство» Колумбы (paroechia, Familia Columbae). Не являясь епископом, Колумба, тем не менее, согласно ирландской раннесредневековой традиции, осуществлял церковную власть на христианизированных им территориях. Авторству Колумбы приписывается ряд гимнов на латинском и древнеирландском языках, два из них Altus prosator и Auditor laboran-tium, по-видимому, действительно принадлежат ему. Колумба умер 6 июня 597 года в монастыре Айона.

Святой Колумба считается небесным покровителем Ирландии, наряду со св. Патриком и св. Бригиттой

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком