научная статья по теме ИСАЙЯ БЕРЛИН И КОНЦЕПЦИЯ ПОСТПРОСВЕЩЕНЧЕСКОГО ЛИБЕРАЛИЗМА ДЖ. ГРЕЯ Философия

Текст научной статьи на тему «ИСАЙЯ БЕРЛИН И КОНЦЕПЦИЯ ПОСТПРОСВЕЩЕНЧЕСКОГО ЛИБЕРАЛИЗМА ДЖ. ГРЕЯ»

Вопросы философии. 2015. № 9. С. 79—87

Исайя Берлин и концепция постпросвещенческого либерализма Дж. Грея

0.Л. Грановская

В статье осуществляется анализ либерализма в трактовке Джона Грея. Британский философ предполагает, что мир плюралистических ценностей может упорядочиваться при помощи modus vivendi - равновесия соревнующихся ценностей и интересов, поддерживающего общественный и международный порядок. Автор статьи приходит к противоположному выводу: рабочий компромисс, каким является modus vivendi, не может быть основой стабильного порядка, построенного на уважении основных прав человека. В статье проводятся параллели между идеями И. Берлина и Дж. Грея: плюрализм ценностей, баланс интересов/временное соглашение, объективный горизонт ценностей/публичная рациональность, контр-Просвещение.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: агональный либерализм, постлиберализм, modus vivendi, Т. Гоббс, Дж. Грей, И. Берлин, пост-Просвещение, ценностный плюрализм, релятивизм, публичная рациональность.

ГРАНОВСКАЯ Ольга Леонидовна - кандидат философских наук, доцент кафедры философии Школы Гуманитарных Наук Дальневосточного федерального университета.

Цитирование: Грановская О.Л. Исайя Берлин и концепция постпросвещенческого либерализма Дж. Грея // Вопросы философии. 2015. № 9. С. 79-87.

Voprosy Filosofii. 2015. Vol. 9. P. 79-87

Isaiah Berlin and John Gray's Concept of Post-Enlightenment Liberalism Olga L. Granovskaya

The article examines John Gray's notion of liberalism. Gray suggests that a world of plural values can be ordered by a modus vivendi - an equilibrium of competing values and interests upholding a public and international order. We saw that such a working compromise appears unable to provide a stable order based on respect for a central set of rights. The article draws parallels between I. Berlin's and J. Gray's main ideas: pluralism of values, the balance of interests/temporary agreement, the objective horizon of values/public rationality, counter-Enlightenment.

KEY WORDS: Agonistic liberalism, post-liberalism, modus vivendi, T. Hobbes, J. Gray,

1. Berlin, post-Enlightenment, value pluralism, relativism, public rationality.

GRANOVSKAYA Olga L. CSc in Philosophy, Assistant Professor, Philosophy Department at Far-Eastern Federal University, Vladivostok.

Citation: Granovskaya O.L. Isaiah Berlin and John Gray's Concept of Post-Enlightenment Liberalism // Voprosy Filosofii. 2015. Vol. 9. P. 79-87.

© Грановская О.Л., 2015 г.

Исайя Берлин и концепция постпросвещенческого либерализма

Дж. Грея

О.Л. ГРАНОВСКАЯ

Британский философ Джон Грей известен прежде всего как последовательный критик догматического либерализма, который исследует возможность синтеза ценностного плюрализма и либерализма. Он прошел сложный путь: начинал как сторонник левых движений (антиглобализм, социализм, экологизм), затем создавал и популяризировал концепцию агонального либерализма, основанную на идеях И. Берлина [Грановская 2014], в итоге стал сторонником радикального плюрализма, отрицающего либерализм.

Грей на протяжении всего своего творчества обращался к теме либерализма, и его отношение к нему постоянно трансформировалось. По его собственному признанию он прошел нелегкий путь идейной эволюции. Начав с попыток теоретического обоснования либеральных принципов, он в поздние периоды творчества разочаровался в них и пришел к выводу, что все попытки обоснования либерализма обречены на провал (в том числе его собственная) и что альтернативой либерализму должна стать "плюралистическая перспектива", в которой либеральная форма жизни низводится до "одной из", но отнюдь не обязательной формы, озабоченной не поисками универсальных принципов, но "мирным сосуществованием" культур.

В 1989 г. в одной из своих первых книг "Либерализмы: Эссе по политической философии" Грей рассматривал и находил безнадежно ущербными последние версии "фундаменталистского" или "доктринального либерализма", согласно которому либерализм формирует (frame) единственно оправданный режим для всего человечества. По его мнению, либеральный проект Просвещения - проект обоснования фундаментальных ценностей с целью придания им универсальной значимости - "обанкротился" (см.: [Gray 1989; Gray 1993, vii]). Эта книга заканчивается на скептической ноте, и британский философ ничего не сообщает конструктивного о том, как может выглядеть потенциальный либеральный проект поздней современности.

В 1993 г. в книге "Постлиберализм: исследования политической мысли" (задуманной как продолжение первой) Грей пытался предложить субстантивное определение либерализма нового неклассического вида - "Постлиберализм", в котором либеральные практики понимаются не как применение универсальной этики, но как историческое наследие определенной культурной формы, которое наиболее полно отражает потребности человека "поздней современности" [Gray 1993, vii].

В этой книге Грей трактует берлиновское понимание политики как "баланса конкурирующих интересов" при помощи модели modus vivendi. Либеральные институты понимаются как наиболее приспособленные для достижения modus vivendi в условиях поздней современности. Однако он строит свои выводы не на универсалистских идеях представителей догматического либерализма. В этой книге Грей обозначает свою позицию как "либеральный консерватизм эпохи постмодерна" [Gray 1993, viii], который по его собственному признанию напоминает позицию Ричарда Рорти, пытающегося сформулировать радикально историцистскую либеральную теорию (см.: [Рорти 1996, 71-130; Хеста-нов 1996, 101]).

Невзирая на проделанный длинный путь от преданного сторонника либерализма до его жесткого критика, в своих последних работах Грей предлагает новую либеральную доктрину, построенную на концепции плюрализма Берлина. Грей утверждает, что признание ценностного плюрализма ведет к новой либеральной теории, построенной, в ее осно-

ве, через Берлина, на идеях Гоббса: "У либерализма всегда было два обличия. С одной стороны, толерантность - это стремление к наиболее идеальной форме жизни. С другой, это поиски условий мирного сосуществования различных форм жизни. С первой позиции либеральные институты - это применение универсальных принципов. Со второй - они являются средствами мирного сосуществования" [Gray 2000, 2].

Получается, что либерализм может пониматься и как универсальный политический режим и как проект сосуществования, который может осуществляться в различных режимах. Первое обличье - это то, что Ролз описывал как "либерализм Просвещения": либеральная толерантность основывается на предположении, что общечеловеческий разум придет к общему пониманию того, что такое идеальная форма жизни. Второе обличие либерализма, которое Дж. Грей связывает с идеями Гоббса, не предпринимает попыток найти универсальную, общечеловеческую истину. В рамках этой версии либерализм понимается как modus vivendi (временное соглашение), рабочий или временный компромисс между различными конфликтующими интересами в целях мирного сосуществования. Modus vivendi - это либеральная толерантность, адаптированная к исторически признанному факту плюрализма. См.: [Gray 2000, 6].

Согласно Грею, существуют такие формы человеческого процветания, ценность которых нельзя сопоставить, про них нельзя сказать, что они хуже или лучше других. Эти формы нельзя назвать равноценными, они несоизмеримы, их невозможно сравнить посредством какой-то рациональной меры. Modus vivendi не требует идеи универсальности. В рамках этой доктрины к частным предпочтениям относятся с равнодушием, если они не угрожают мирному сосуществованию: "Доктрина modus vivendi восходит к Томасу Гоб-бсу. Государство по Гоббсу относится с радикальной толерантностью равнодушия к частным убеждениям. Таким образом, Гоббс является родоначальником либеральной традиции, центр которой - концепция modus vivendi" [Gray 2000, 25].

Являясь, в сущности, простой приверженностью социальным институтам, в рамках которых разрешаются конфликты конкурирующих ценностей, либерализм временного соглашения не опирается ни на какую сверхценность. Его цель - разрешение конфликтов ценностей [Gray 2000, 25].

В книге "Поминки по просвещению. Политика и культура на закате современности", написанной в 1995 г. Грей совершает следующий шаг на пути постлиберализма и доведения идеи ценностного многообразия до логического конца. Здесь Грей переходит от аго-нальной либеральной или постлиберальной позиции, в которой либеральные институты и практики оправдываются "за их доброе расположение к многообразию норм морали, отмеченному в концепции плюрализма ценностей, к плюралистскому взгляду, когда либеральные формы жизни лишены каких бы то ни было особых привилегий" [Грей 2003, 279].

Грей признает проект Просвещения провалившимся и считает, что либерализм не может на нем основываться. В начале своей книги он еще пытается примирить плюрализм с либерализмом, но к ее концу утверждает, что отстаиваемая им плюралистическая позиция приводит к отказу от либерализма и признанию его лишь одной из возможных форм жизни: "Плюралистский подход допускает множество способов внутренней организации режимов, являющихся приемлемыми. Такому режиму не обязательны ни демократические институты или институты гражданского общества западного типа. Как я понимаю проект, ныне реализуемый в Китае, он заключается в развитии рыночных институтов, во многом отличающихся от западных образцов, и без механизмов демократии или же гражданского общества в западном духе" [Грей 2003, 272].

Грей утверждает, что modus vivendi, поддерживаемый в разных культурах, не обязательно нуждается в принятии либеральных институтов. Истинным наследником либерального проекта является плюрализм, согласно которому разнообразие форм этической жизни выражается во многих институтах и режимах, как либеральных, так и нелиберальных. Плюрализм, будучи центральной особенностью "постмодерна", дает ответ на вызов несоизмеримости ценностей и теоретических перспектив.

Многим в современной России позиция Грея (отстаиваемая в работе "Поминки по Просвещению") покажется близкой, поскольку один из выводов его поли

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком