научная статья по теме Искусство как инструмент патриотического воспитания молодежи: опыт СССР 60-70-х годов Философия

Текст научной статьи на тему «Искусство как инструмент патриотического воспитания молодежи: опыт СССР 60-70-х годов»

Е.С. КУЛЬКИН аспирант Северо-Кавказского института РАНХиГС при Президенте РФ*

Искусство как инструмент патриотического воспитания молодежи: опыт СССР 60-70-х годов

Современная система воспитания молодого поколения все чаще подвергается критике по причине своей малой эффективности. Речь не идет о патриотическом воспитании как таковом: скорее всего, нужно посмотреть еще шире, причем не только на воспитательную, но и образовательную систему, на их базовые основы, традиции и обычаи. Ведь для того, чтобы воспитать патриота, нужно как минимум воспитать человека образованного и грамотного, и, как принято сегодня говорить, в «духе современных демократических ценностей». А для этого, важным является именно то, что будет заложено в качестве «фундамента» для роста и становления человека как личности, гражданина и патриота своей страны.

Рассматривая воспитание как неотъемлемую часть образовательного процесса, следует сказать, что в нем могут использоваться различные инструменты и методы. Однако, очень важную роль играет искусство, как инструмент, обладающий большой силой идейно-эмоционального воздействия. По мнению одного из известных советских педагогов В.А. Сухомлинского, «сила и эффективность патриотического воспитания определяются тем, как глубоко идея Родины овладевает личностью, насколько ярко человек видит мир и самого себя глазами патриота». На наш взгляд, искусство может и должно выступать в качестве основного источника и носителя идеи Родины, пробуждать у человека чувства патриотизма и гражданской ответственности.

* Кулькин Евгений Сергеевич, e-mail: in_house@mail.ru

В поисках эффективных методов воспитания патриотизма с помощью искусства, целесообразно обратится к ценнейшему опыту послевоенного Советского Союза, который с этой задачей справлялся вполне успешно. Как следует из материалов XXIV съезда КПСС, «военно-патриотическое воспитание - это процесс формирования у советских людей, особенно у молодежи, идейной убежденности, преданности делу коммунизма, беззаветной любви к своей Социалистической Родине, ненависти к ее врагам, постоянной готовности к ее защите»1. Особенностью этой эпохи является весьма жесткая идеологическая составляющая и постоянное обращение к теме Великой Отечественной Войны, которая стала одним из главных предметов в искусстве СССР послевоенных лет. Война, несомненно, является важным источником для воспитания патриотических чувств, но с другой стороны, такой патриотизм предполагает и воспитание чувства ответственности, гордости, чувства сопереживания и сочувствия гражданам одной большой страны. Такой яркий спектр, возможно пробудить, лишь затрагивая и воздействуя на внутренний мир человека. Поэтому с этой задачей в советском государстве, успешно справлялось искусство во многих его проявлениях: литература, изобразительное искусство, музыка, кино и театральное творчество.

Советский писатель, поэт и драматург С.В. Михалков писал, что «...хорошая книга на фронте - источник боевого вдохновения, и мы, литераторы, горды тем, что во всех войнах какие выпали на долю Советского государства,

писатели внесли немалую лепту в духовное вооружение

2

нашей армии, нашего народа» .

В своем труде «К штыку приравняли перо...» Маршал и Герой Советского Союза И.Х. Баграмян писал: «.Искусство и война... Кисть и снаряд огромной убойной силы... Казалось, нет более противоположных, по своему значению слов...», однако, «.бодрость духа нужна во всем: и в труде, и в занятиях наукой, и в искусстве. А особенно бодрость духа, вера и непреклонность воли нужны и во время войны... И с этой точки зрения, советское искусство во всех своих

1 Материалы XXIV съезда КПСС. М., 1971, с. 84.

2 Михалков С.В. Мы числимся в полку // Искусство и военно-патриотическое воспитание школьников. Книга для учителя / Под ред. д.ф.н., А.И.Бурова и др. М., 1975, с.53.

проявлениях во многом помогло нам в достижении столь грандиозной победы»1. Эти строки отчетливо говорят нам о важности искусства в воспитании патриотизма, причем особенностью является не сам процесс этого воспитания, а конечный результат такого воздействия - готовность гражданина-патриота встать на защиту своей Родины.

В этой же работе, И.Х. Баграмян совершенно правильно отмечает, что «...многие страницы нашей истории незабываемы... Глаз кинокамеры, кисть и резец художника, страстное слово публициста, вдохновенный голос певца, произведение композитора создали величественную картину нашей Победы»2.

Изобразительное искусство, наряду с другими видами искусств, занимает свое особое место, обусловленное спецификой данного вида искусства. Зрительно воспринимаемые образы живописи, графики, скульптуры наиболее четко фиксируются в зрительной памяти человека, способствуют формированию чувства прекрасного и правильного отношения к миру, активно формируют сознание, особенно в юном возрасте. Изобразительное искусство содержит богатый фактический материал для бесед на патриотические темы, поскольку почти все значительные события в истории нашей страны, нашли отражение в изобразительном искус-стве3. Ярчайшим примером проявления изобразительного искусства для темы воспитания патриотизма, служит композиционный центр памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» (1959-1967 гг.), на Мамаевом кургане в г. Волгограде, авторами которых являются выдающиеся советские скульпторы и архитекторы Е.В. Вучетич и Н.В. Никитин. Другими, не менее важными видами изобразительного искусства в воспитании патриотизма являются живопись и графика («Оборона Севастополя», А. Дейнека (1942), «Победа, Рейхстаг взят!», автор П. Кривоногов (1948)), плакаты («Родина - Мать зовет!», автор И. Таидзе (1941), «Отомсти!», автор Д. Шмаринов (1942), «Воин Красной Армии, спаси!», автор В. Корецкий, (1942)) и

1 Баграмян И.Х. К штыку приравняли перо // Искусство и военно-патриотическое воспитание школьников. Книга для учителя, с. 9.

2 Там же, с. 11.

3 Боголюбов Н.С. Военно-патриотическое воспитание средствами изобразительного искусства. // Искусство и военно-патриотическое воспитание школьников. Книга для учителя, с. 259-261.

карикатуры (известный коллектив авторов под псевдонимом «Кукрыниксы»).

Изобразительное преследует две основные цели: 1) пробудить у молодого поколения патриотические чувства, сознание совей причастности к судьбе Родины, своего народа и готовности активно защищать ее; 2) достижение того, чтобы произведение как можно прочнее запечатлелось в памяти учащихся1. Изобразительное искусство военных лет по сей день играет большую роль в деле патриотического воспитания. Их силу воздействия трудно переоценить. Молодое поколение, с помощью художественных произведений, должно самостоятельно разбираться и полноценно воспринимать сущность иллюстраций, чтобы понимать всю тяжесть Великой Отечественной войны, а также ценность мирного времени2.

Говоря о музыкальном искусстве, следует отметить то, что в любом музыкальном произведении в лаконичной форме может выражаться общие для миллионов людей мысли идеи и чувства. Воплощая эти идеи и мысли в музыке и тексте, песня заставляет нас слиться с героем, пережить его горе или разделить радость. Поэтому знакомство молодого поколения с хорошей песней равносильно знакомству с хорошим человеком, истинным патриотом, для которого благо народа и Родины - основная цель жизни3. В массовости, в слиянии достижений народного и профессионального искусства, в сплаве идейности и мастерства, глубины

4

и простоты - сила лучших советских песен .

Ярчайшими примерами музыкального искусства времен Великой Отечественной войны, ставшими поистине настоящими символами, являются «Седьмая (Ленинградская) симфония» Д. Шостаковича, «Священная война», А. Александрова и В. Лебедева-Кумача, «В лесу прифронтовом» и «Катюша» М. Исаковского и М. Блантера, «Жди меня» К.

1 Боголюбов Н.С. Военно-патриотическое воспитание средствами изобразительного искусства, с. 257

2 Там же, с. 260.

3 Алиев Ю.Б. Советская массовая песня в военно-патриотическом воспитании учащихся // Искусство и военно-патриотическое воспитание школьников. Книга для учителя, с. 194-195.

4 Там же, с. 195.

Симонова и М. Блантера, «Синий платочек» Е. Петерс-бурского и Я. Галицкого, и многие другие1.

Послевоенные годы характеризуются появлением большого количества лирических песен о Родине, о Советской Армии. Достаточно яркими примерами можно считать произведения В. Соловьева-Седого («Где же вы теперь, друзья-однополчане», «В путь», «Солдат, - всегда солдат»), М. Фрадкина («Вернулся я на Родину»), А. Новикова («Дороги»), А. Пахмутовой («Мы учим летать самолеты»)2. Без преувеличения можно сказать, что в советской массовой песне отражается вся история Советского государства.

Театральное искусство и кинематограф, как искусство «синтетическое»3, воздействует на формирование человека - гражданина, человека - патриота, всей своей эмоциональной сферой. Герои литературы, музыкальных и изобразительных произведений требуют творческого воображения, домысливания, так сказать оснащения той или иной средой, той обстановкой, в которой они действуют, в то время как спектакль или кино, предлагают обстановку жизненно достоверную или исторически условную, но всегда художественно конкретную4.

Сам просмотр такого произведения, делает зрителя свидетелем того быта, той среды, которая питает героя, в которой он действует. Однако стоит отметить, что, несмотря на всю важность и актуальность литературного жанра, при экранизации и хорошей игре актеров, а также при хорошей постановке спектакля, эффект от просмотра обычно оказывается больше, чем, к примеру, от простого прочтения этого же произведения. Это объясняется тем, что в театре и кинематографе есть нечто живое: в кино это может быть насыщенность и погруженность в обстановку происхо-

1 Музыка времён Великой Отечественной Войны // Сайт о Великой отечественной войне 1941-1945 гг. 11Р1_: http://otvoyna.ru/pesni.htm (дата обращения 1.11.2013 год)

2 Алиев Ю.Б. Советская массовая песня в военно-патриотическом воспитании учащихся // Искусство и военно-патриотическое воспитание школьников. Книга для учителя, с. 19

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком