научная статья по теме ИСКУССТВО ЗВЕРИНОГО СТИЛЯ ДРЕВНЕЙ АЗИИ И ЕГО ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННУЮ ЭПОХУ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ИСКУССТВО ЗВЕРИНОГО СТИЛЯ ДРЕВНЕЙ АЗИИ И ЕГО ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННУЮ ЭПОХУ»

КУЛЬТУРА, ЛИТЕРАТУРА, ИСКУССТВО

ИСКУССТВО ЗВЕРИНОГО СТИЛЯ ДРЕВНЕЙ АЗИИ

И ЕГО ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННУЮ ЭПОХУ

А.М. ШУСТОВА

Кандидат философских наук Институт востоковедения РАН

Ключевые слова: искусство звериного стиля, кочевники Центральной Азии, Ю.Н. Рерих,

современное значение истории

В современную эпоху историческое знание приобретает всё большее значение. Приходит понимание, что история - это не механический ряд отдельных событий, а сложный процесс творческой преемственности. Любое настоящее обязательно имеет генетическую связь с прошлым, а будущее - с настоящим. Нынешние поколения не оторваны окончательно от людей древности. На самом деле древнейшие культуры Азии, только в ином качестве, продолжают присутствовать и в наши дни. Многие предметы обихода, да и величие академического искусства, не могли бы осуществиться без наследия древнейших культур Азии. Знание истории необходимо для утверждения правильного направления эволюции. По большому счёту, на знании истории базируется развитие всех наук.

Об исключительной важности исторического фактора в развитии государства и народов, составляющих его общность, свидетельствует и тот факт, что история всё больше превращается в арену борьбы противоборствующих сил, а также становится объектом идеологического давления и манипулирования сознанием. В эту борьбу вовлекаются и произведения древнего искусства, и ценные исторические артефакты, становящиеся предметами идеологического прессинга и политического торга. Наиболее остро это проявляется в переломные эпохи, каким является и наше время.

Примером может служить разворачивающийся на наших глазах кризис в вопросе возвращения т.н. скифского золота, которое было вывезено из музеев Крыма на Запад для проведения выставок. Случилось так, что пока крымские экспонаты скифской истории находились заграницей, Крым перешёл в состав России. И тут возникла проблема, куда и как будет возвращаться коллекция. Крымские экспонаты, по логике, должны вернуться в Крым и именно в те музеи, откуда их взяли на экспонирование. Однако новое министерство культу-

Свернувшийся клубком хищник. Южная Сибирь. VIII в. до н.э.

ры, созданное после государственного переворота на Украине, заявило, что не отдаст крымскую коллекцию. Кто всё-таки должен определять судьбу коллекций произведений искусства: музей-но-научное и культурное сообщество или чиновники меняющихся государственных структур? Вопрос пока остаётся открытым.

Другой пример, кстати, тоже касающийся скифской истории, - это ситуация, возникшая после

обнаружения в 1993 г. новосибирскими археологами на Алтае на плато Укок довольно хорошо сохранившейся мумии скифской женщины, названной «принцессой Укока». Под воздействием возникших в это время в республике Горный Алтай политических страстей, питающихся в т.ч. и невежеством, и низким уровнем жизни её жителей, археологам запретили продолжать работы на Укоке, и даже обвинили чуть ли не в осквернении могил предков. Пошли разговоры о том, что все беды на Алтае, в т.ч. и страшное землетрясение в 2003 г., произошли от якобы раскрытия этого укокского захоронения, и, чтобы улучшить ситуацию в регионе, необходимо срочно захоронить мумию обратно в её курган.

Таким образом, становится всё более насущным понимание: чтобы успешно решать проблемы, затрагивающие историю определённого народа, необходимо расширять базу исторических знаний среди самых широких слоёв общества. А при принятии политических и экономических решений всегда нужно иметь в виду исторический контекст, а также философский подход в вопросах содержания и ценности искусст-

Грифон, держащий в клюве голову оленя. Дерево, кожа. Горный Алтай. V-IV вв. до н.э.

ва и культуры того или иного народа.

Что касается культурно-исторического наследия скифов и близких им народов, то его значение в современную эпоху возрастает. Скифская цивилизация не канула в лету. Её культурные магниты продолжают подпитывать культуру народов, имеющих с нею преемственную связь. Далеко не случайно в последнее столетие мы имеем целый набор, казалось бы, однотипных находок, относящихся к скифской истории. Как будто какая-то неведомая сила выносит на поверхность эти сокровища. Так, совсем недавно во время строительства газопровода «Северный поток» между Россией и Германией неожиданно было обнаружено множество золотых украшений, относящихся ко времени существования скифской цивилизации. Больше всего удивило археологов то, что золото, из которого были сделаны эти артефакты, добывали не в Европе, а в Центральной Азии!

История движется циклами, и рано или поздно приходит момент, когда круги циклов замыкаются. И тогда выстраивается историческая вертикаль, и прошлое становится ближе, чем мы можем это себе представить, подпитывая современников сохранённой в веках культурной мощью. С этой точки зрения можно объяснить и широкий интерес, возникающий,

казалось бы, случайно, к определённым историческим эпохам, и стремление копировать уже просиявшие в истории образцы искусства и культуры.

Как известно, наследие скифов занимает в мировой культуре достойное место, а самое яркое их достижение - это искусство т.н. звериного стиля.

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ЗВЕРИНЫЙ СТИЛЬ В ИСКУССТВЕ?

Звериный стиль - это название оригинального направления в искусстве Евразии. Особенно хорошо было развито у скифов и сарматов, но также было распространено в искусстве древних германцев, кельтов, скандинавов-викингов, древних славян.

Золотая бляха в форме оленя. Прикубанье. VI в. до н.э.

Такие животные, как олень, лошадь, горный козёл, баран, кабан, лев, а также птицы и некоторые фантастические существа (грифоны), изображались на предметах из металла, дерева, кости, кожи, войлока. Делалось это методом литья и гравировки по металлу, резьбы по дереву и кости, аппликации на коже и войлоке. Характерные звериные мотивы обнаружены даже в татуировках на коже человека у сохранившихся скифских мумий, найденных на Алтае. Для звериного стиля характерны изображения животных в движении, например, скачущие, борющиеся или застывшие в особых позах копытные нередко изображались с подогнутыми ногами, а хищники -свернувшимися в клубок. Частым сюжетом были динамические композиции, представлявшие борьбу зверей. В некоторых случаях художник выделял какую-

нибудь часть животного, к примеру, рога оленя, глаз птицы, голову, пасть или когти хищника.

Искусство звериного стиля надо отличать от простого изображения зооморфных фигур. Звериный стиль - это именно художественный стиль, и выделяют его, прежде всего, особые приёмы, которыми искусно пользовались древние художники. Во-первых, изображения всегда мастерски вписывались в конкретную форму того предмета, который они украшали. Умение составлять композиции - важнейшая черта звериного стиля. Именно поэтому в более позднее время звериный стиль перерос в искусную орнаментику. Во-вторых, применялся, особенно в скифском зверином стиле, такой способ моделирования поверхности, при котором тело изображаемого животного оформлялось в виде нескольких плоскостей, совпадающих под углом. Такое изображение за счёт игры света и тени воспринимается как многогранное, объемное. И, наконец, изображения звериного стиля всегда эмоционально окрашены и производят глубокое впечатление, им присущи большая жизненность, точность и выразительность в воссоздании внешнего вида зверей и передачи их особенностей. Мастера звериного стиля умели правдиво воспроизводить натуру, обладали большим чувством соизмеримости и сильным воображением.

ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ИСКУССТВА ЗВЕРИНОГО СТИЛЯ

Исследователей, конечно, интересовало, что значат эти прекрасные звериные формы, почему звериный стиль долгое время был таким устойчивым элементом культуры скифов, и вообще всех древних кочевников Евразии, и почему он смог распространиться на такой обширной территории.

К сожалению, некоторые учёные приписывали искусству звериного стиля сугубо утилитарный, декоративный характер, а те, кто пытался проникнуть в его сокровенный смысл, объясняли его с точки зрения тотемизма или, в

лучшем случае, древней магии. Но тотемическая теория не может объяснить такие важные особенности звериного стиля, как украшение именно оружия и конской сбруи, а также особое внимание к определённым частям тела животного, например, рогам оленя. Приписывать кочевникам простую веру в покровительство тотемных животных неверно и с исторической точки зрения, ибо они уже давно миновали в своём религиозном развитии такой ранний этап, как тотемизм.

Что касается магической теории, то она заслуживает рассмотрения, но не является главной. Действительно, многие народы верили в защитные свойства изображений зверей и птиц, которые они помещали на свои вещи и одежду. В их представлении это символизировало перенос на их обладателя качеств, присущих изображённым животным. Отсюда становится понятным выделение особых черт поведения животного и акцентирование определённой части его тела, связанного с выделяемой чертой. Важно заметить, что многие сюжеты звериного стиля отражают идеал воина, и среди животного царства всегда можно найти соответствующие этому идеалу черты. Поэтому вера в охранительные силы звериного стиля, несомненно, имела место.

Однако существование звериного стиля в древнем искусстве на протяжении длительного исторического периода, а также принадлежность его разным народам на большой территории Евразии, свидетельствуют о том, что есть всё-таки более глубокая идеологическая подоплёка такого искусства. Вероятно, даже само название стиля «звериный» не отвечает его подлинному смыслу и назначению.

Действительно, «звериность» не является внутренним признаком такого поразительного по своему воздействию искусства. Нужно признать, что древние ничего не делали просто так, из простого желания украшательства. И, конечно же, не надо принижать способность древних народов к восприятию философских знаний о природе космоса и человека. Их искусство всегда носило

глубокий философский смысл, отражающий коренную суть древней культуры и бытия древних этносов.

Не лишним будет напомнить, что знание проявляется через искусство, к

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком