научная статья по теме ИСЛАМ В ДИНАМИКЕ ГЛОБАЛЬНОЙ ИСТОРИИ Экономика и экономические науки

Текст научной статьи на тему «ИСЛАМ В ДИНАМИКЕ ГЛОБАЛЬНОЙ ИСТОРИИ»

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, 2004, № 6, с. 21-28

МИРОВЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ В ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕМСЯ МИРЕ

ИСЛАМ В ДИНАМИКЕ ГЛОБАЛЬНОЙ ИСТОРИИ © 2004 г. Е. Рашковский

В последнюю четверть прошлого века ислам не только вышел на авансцену глобальной истории, но и поставил современное сознание, в том числе и мир социогуманитарных наук, перед множеством парадоксальных проблем.

Действительно, ислам - одна из самых молодых великих исторических религий, впитавшая в себя, однако, огромное духовное и интеллектуальное наследие предшествующих эпох: первоначально - народов Восточного Средиземноморья, а уж позднее - Ирана, Кавказа, Индии.

Исламский мир, как никакой другой, близок христианско-европейскому наследию в своих теологических основах (монотеизм, трактовка религии как Откровения, религиозное обоснование этических норм, почитание Иисуса и Девы Марии)1, но чрезвычайно далек от этого наследия в плане социокультурном, выдвигая на первый план не особенности внутренней жизни личности (как в христианстве), но приверженность общине единоверцев, "умме".

Ислам характеризуется относительной простотой и доступностью вероучения в сочетании с высокой гибкостью и адаптивностью. Скажем, ислам простолюдинов Индонезии не похож на ислам рафинированных французских интеллектуалов-прозелитов. Но это, в конечном счете, один и тот же ислам.

Он мог быть религией великих мировых империй, но мог стать и спасительным прибежищем для народов малых и теснимых: такова, скажем, история Северного Кавказа2.

Ислам, как впрочем и всякая иная религия, может проявлять себя как религия мира и творческой толерантности, но может выступать и санкцией яростных, экстремистских форм борьбы с инаковерующими.

Он может проявлять крайности идейного ригоризма и может становиться предпосылкой самых изысканных форм философского и духовного творчества.

Он способен оформлять и поддерживать самые застойные и архаичные формы социальной

РАШКОВСКИЙ Евгений Борисович - доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН.

1 См.: Журавский A.B. Иисус в Коране // Мир Библии. 1997. < 4.

2 См.: Рашковский Е.Б. Ислам: от племенных обществ к постиндустриальной эпохе. М., 2001.

организации, но может проявлять удивительную силу социального, интеллектуального и технологического динамизма.

Всем этим актуальнейшим проблемам постижения реальной истории и одновременно насущных и нерешенных парадоксов социогуманитар-ного знания и была посвящена международная научная конференция "Исламская цивилизация в глобализирующемся мире", состоявшаяся в мае 2003 г. в ИМЭМО РАН.

Содержание конференции составило обсуждение трех следующих проблемных блоков:

"Базовые ценности и институты исламской цивилизации" (основной докладчик - проф. Т.К. Ибрагим, Институт востоковедения РАН);

"Историческая динамика исламской цивилизации" (основной докладчик - проф. М.С. Мейер, ректор Института стран Азии и Африки МГУ);

"Исламская цивилизация в глобализирующемся мире" (основной докладчик - проф. Г.И. Мир-ский, ИМЭМО РАН).

Конференция была созвана в рамках долговременного проекта ИМЭМО "Мировые цивилизации в глобализирующемся мире" (соруководители проекта В.Г. Хорос и Е.Б. Рашковский) при содействии Института политологии и права Тегеранского университета и посольства Исламской Республики Иран в Москве.

Источниками настоящего аналитического обзора послужили личные записи автора обзора, сделанные в ходе конференции, и те препринты, представленные некоторыми из ее участников, которые хранятся теперь в Центре проблем модернизации и развития ИМЭМО РАН.

ИСЛАМ: ОБЩИЙ ОБЛИК И ВНУТРЕННИЕ СМЫСЛЫ

Итак, повторяю, ислам находится на авансцене нынешнего мира. И дело не только в его количественной мощи (по данным, которые привел В.Г. Хорос, четверть века назад приверженцы ислама составляли 18% населения планеты, в 2000 г. -20, а еще через четверть века, по оценке, составят 30%). Дело также и в интенсивности и разветв-ленности его взаимодействия с иными цивилизациями, с иными массивами человечества. И не случайно, в своем выступлении д-р М. Санаи (руководитель Культурного центра при Посольстве

Ирана в Москве) сослался на точку зрения президента Ирана Мохаммеда Хатами, который считает, что диалог цивилизаций должен стать одной из важнейших предпосылок будущего справедливого миропорядка.

Пожалуй, самая развернутая из всех высказанных на конференции цивилизационных характеристик ислама была представлена в выступлении Г.И. Мирского. Эта характеристика заслуживает быть воспроизведенной почти целиком:

"Все другие обсуждавшиеся нами цивилизации имеют территориальную базу: это либо страна (Китай, Индия), либо континент (Африка, Латинская Америка). И только предмет сегодняшнего обсуждения базируется не на территории, а на религии: ничто, кроме нее, не служит общим знаменателем для столь разных во всех отношениях народов, как, например, курды и индонезийцы, или марокканцы и афганцы. В мусульманском мире весь образ жизни основан на религии до такой степени, что сами термины "ислам" и "Исламская цивилизация" могут звучать почти как синонимы. Но поскольку ислам - это больше, чем религия, Мусульманская цивилизация объединяет людей, которые при всем различии в менталитете и традициях осознают свою принадлежность к некоей -не только религиозной - общности. Это осознание в отличие от того, каким обладают этнические группы, не отражает общность исторической судьбы (какие воспоминания о совместно пережитом прошлом могут быть, скажем, у жителей Египта и Бангладеш?) и не включает в себя элементы этнической и языковой близости, а связано с духовной и культурной традицией. Принадлежность к мусульманскому сообществу поэтому порождает особого рода солидарность, базирующуюся не только на едином вероисповедании, но и на вытекающем из самих устоев ислама мироощущении, отношении как к отдельным людям, так и к обществу в целом, к идеям, вещам и природе. Именно это, а не только религия сама по себе позволяет говорить о существовании Исламской цивилизации...

Ислам ощущается как основа жизни и мерило всех вещей. Он привлекает все больше сторонников, многочисленные случаи перехода в ислам контрастируют с практически ничтожным числом перехода из него в другие конфессии. В Соединенных Штатах ислам вскоре станет второй религией после христианства, оттеснив иудаизм. Простота и непротиворечивость устоев этой религии, отсутствие сложных интеллектуальных и метафизических конструкций, способность дать верующим целостную и понятную картину мира, общества и устройства Вселенной - все это привлекает к исламу новые массы.

И в то же время вследствие растущей угрозы того, что именуется "исламским терроризмом",

все большее число людей во всем мире взирают

3

на ислам со страхом и непониманием.

Так обстоит дело с общецивилизационными характеристиками. Что же касается глубинных духовных смыслов ислама, то наиболее подробно этот вопрос был освещен в выступлении Т.К. Ибрагима, ныне работающего в области исламовед-ческой экзегетики.

По мнению ученого, при подходе к духовной биографии ислама, трудно строго разграничивать в ней классическое и современное: восходящие к эпохе раннего Средневековья духовные смыслы пронизывают всю историю этой религии.

Ислам имеет особый свод Священного Писания и Предания (Коран, Хадисы, комментаторская, юридическая и богословская литература), особый священный язык - арабский, особые приемы построения общины верных, которая не знает столь характерного для христианства деления

4

на священнослужителей и мирян .

По мысли Т.К. Ибрагима, невозможно представить себе генезис и развитие ислама без иудейских и христианских влияний и их диалектического взаимодействия в самом лоне ислама во все периоды его истории. Действительно, по словам проф. Ибрагима, ислам усвоил черты строгого иудейского монотеизма, но преодолел присущие иудаизму этноцентрические моменты; ислам усвоил черты христианского универсализма, но вернулся к строгости и безусловности иудейского принципа Единобожия.

Бог в исламе - безусловный Бог всего человечества, время от времени направляет народам своих посланников с одной и той же вестью - вестью о непреложности Таухида (монотеизма - монизма) как всепронизывающего и всеструктури-рующего принципа Божеского, вселенского и человеческого бытия5.

С точки зрения серьезной коранической экзегезы, как замечает Т.К. Ибрагим, требуется различать это фундаментальное послание о Единстве и те многие напластования последующей истории, которые прямо или косвенно определяли собой ци-вилизационный облик ислама на протяжении веков - напластования, запечатлевшие себя в фикхе (исламской традиционной юриспруденции), теологии, адатах (нормах местного обычного права и преда-

3 Мирский Г.И. Исламская цивилизация в глобализирующемся мире. Препринт. М., 2003. С. 1-2.

4 Если и допустимо говорить о таком делении - то наиболее последовательно оно осуществилось в иранском шиизме, не говоря уже о тех радикальных шиитских сектах, правоверие которых не признается многими исламскими авторитетами (друзы, алавиты и др.).

5 "/.../ Мы уверовали в Аллаха и в то, что ниспослано нам, и что ниспослано Ибрахиму, Исмаилу, Исхаку, Йакубу и коленам (израилевым. - Е.Р.), и что было даровано Мусе и Исе, и что было даровано пророкам от Господа их. Мы не различаем между кем-либо из них, и Ему мы предаемся" (Коран 2:130, пер. И.Ю. Крачковского).

ниях, признаваемых местными же мусульманскими авторитетами). Так, ни в Коране, ни в Хадисах нет того принципа джизьи (дискриминационного налога с иноверцев), который на протяжении веков и веков воспринимался как одна из непреложных характерных черт исламского общежития6.

В ходе генезиса и становления ислам впитал в себя множество влияний, предрасполагающих к систематике и строгому упорядочению и теории, и практики: здесь, как уже говорилось, и идеи двух великих авраамических религий (иудаизма и христианства), и элементы античной философии (аристотелианства и неоплатонизма), и элементы традиций талмудического, и римско-византий-ского юридизма. Но при всем при этом - характерное для любой развитой религиозн

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком