научная статья по теме ИСЛАМ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО АЗЕРБАЙДЖАНА Социология

Текст научной статьи на тему «ИСЛАМ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО АЗЕРБАЙДЖАНА»

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Васильев А. Пуритане в исламе. Ваххабизм и первое государство. М.: Наука, 1967.

2 Кофи А. Анан. Годовой доклад о работе Организации 2001 год, Нью-Йорк. Департамент общественной информации ООН, 2002. С. 99.

3 Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М.: Аспект пресс, 1996. С. 157.

4 Доклад о развитии человека за 1998 год. Нью-Йорк: Оксфорд юниверсити пресс, 1998. С. 202.

5 Каримов И.А. Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия стабильности и гарантии прогресса. Ташкент: Узбекистан, 1997.

© 2003 г. Р.М. ГАСАНОВ

ИСЛАМ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО АЗЕРБАЙДЖАНА

ГАСАНОВ Рафаэль Муса оглы - кандидат философских наук.

Изменение идеологической ситуации в обществе, формирование содержательно новых условий социокультурного и политического развития, смена духовных ориентиров, дальнейшее развитие национального самосознания - факторы, определяющие роль религии в общественно-политической жизни государств, возникших на постсоветском пространстве. Так, в последние годы заметно повысилось влияние ислама на социальное развитие Азербайджана, хотя данная религия и не превратилась в одну из доминант общественной жизни.

Религиозный бум в Азербайджане начался почти сразу же после того, как страна получила независимость. В первую очередь, активизировалась исламская культово-обрядовая и просветительская деятельность. Впервые за последние 70 лет большое число азербайджанских мусульман смогло совершить хадж в Мекку и побывать в святых городах шиитов в Ираке - Кербела, Наджафе и Самаре. В 1993 г. впервые отпразднован мусульманский праздник жертвоприношения Курбан байрам на государственном уровне. После долгих лет запрета в республике переведен и издан на азербайджанском языке Коран. За короткое время создана религиозная система образования: открыты медресе, факультет исламского богословия в Бакинском госуниверситете, Кавказский Исламский университет. В республике начали строиться и реконструироваться мечети, количество которых в 1998 г. достигло 1300.

Политический ислам

Непосредственно после обретения независимости в Азербайджане появилась политическая партия исламистского толка (ИПА). Однако постоянные гонения на лидеров и аресты, инициируемые официальными властями, превратились в серьезный фактор, ограничивающий ее деятельность. Так, после ее регистрации Минюстом республики в 1992 г. ряд лидеров ИПА в 1996 г. был арестован по обвинению в проиранской деятельности и нелояльности к властям. До сих пор у ИПА нет документов об официальной регистрации, хотя она продолжает функционировать. В программе и уставе партии провозглашаются демократические ценности и в каждодневной деятельности проповедуется сотрудничество с другими партиями. ИПА категорически отвергает построение исламского государства, считает нормальным активное участие в общественно-

Статья подготовлена при поддержке Института "Открытое общество". Грант № 863/2000.

политической жизни страны. По словам лидеров партии, они выступают за некоторые изменения в конституции республики, касающиеся религии, подвергая критике, например, 56-ю статью Азербайджанской Конституции, ограничивающую участие религиозных деятелей в выборах. Члены ИПА, приняв активное участие в муниципальных выборах в декабре 1999 г., заняли несколько десятков мест. Перед парламентскими выборами 2000 г. ИПА вошла в единый блок с рядом партий, бойкотируя проведение выборов как недемократических. Сегодня партия входит в Объединение проазербайджанских сил (ОПА), сотрудничая с такими оппозиционными партиями, как Социал-демократическая партия Азербайджана (СДПА), Вахдат и Намус1.

Однако в деятельности партии обнаруживается сильное иранское влияние, что проявляется в активных связях ее лидеров с Ираном. Последние судебные разбирательства в республике над лидерами ИПА и представителями религиозных организаций типа "Хезбуллах", "Джейшуллах" и т.д., развернувших деятельность в стране, бросили тень на репутацию партии и доказали, что экстремистские организации смогли развернуть деятельность в республике именно под ее прикрытием.

Судебные разбирательства раскрыли множество фактов. Стало, например, известно, что "Джейшуллах" действовала нелегально на территории Азербайджана с 1995 г. и ею руководили из Ирана. Члены данной партии пытались посеять в стране раздоры на религиозной почве и добивались официального признания их политической власти. Ими также совершен ряд тяжких преступлений против граждан республики. Не отставала от "Джейшуллаха" и террористическая группировка "Хезбуллах" (функционировавшая в стране с 1993 г.), за время тайного существования которой многие ее участники успели побывать в неких лагерях по подготовке профессиональных террористов в Иране и обзавестись арсеналом, достаточным для вооружения роты солдат. Ими совершен ряд громких убийств, и в их числе - известного академика востоковеда 3. Буньятова. Список опасных экстремистских организаций, действующих в республике на конспиративной основе, можно продолжать. Несмотря на то, что многие из них обезврежены правоохранительными органами, подобные группировки представляют серьезную угрозу для государственности Азербайджана.

Руководители ИПА, находясь под влиянием Ирана, не скрывают свой антиамериканизм и антисемитизм. Представляя консервативные силы общества, они выступают даже против таких признанных международных организаций, как ООН, ЮНЕСКО, ОБСЕ и др. В их представлении подобные структуры являются не чем иным, как "манипулирующими органами масонов и сионистов, стремящихся превратить республику в вассала США на Кавказе". На практике подобные заявления зачастую озвучиваются иранскими официальными лицами. Азербайджан обвиняется в пособничестве американскому империализму и сионизму в регионе. Подобная деятельность ИПА привела к дистанцированию от нее ведущих оппозиционных партий страны, которые единодушно не приемлют смешение ислама и политики, считая, что религия должна играть в обществе только роль нравственного императива.

В целом в программных документах политических партий отношение к исламу носит декларативный характер. Партия Народного Фронта Азербайджана (ПНФА - Мусават) - единственная среди крупных партий страны, в руководстве которой существует зампред по вопросам религии. При Мусавате действует на постоянной основе комиссия по делам религии, куда входят 15-20 человек, являющиеся специалистами в данном вопросе. Они формируют политику партии относительно религии. В другой крупной партии - Партии Национальной Независимости Азербайджана (ПННА) - отсутствует какая-либо структура, занимающаяся религиозными вопросами, хотя их решение является одним из направлений партийной политики2. В правящей партии "Ени Азербайджан" (ЕАП), как нам удалось выяснить, не существует особой структуры, занимающейся религиозными проблемами. Время от времени партии проводят семинары и конференции на религиозные темы. Внимание уделяется также религиозным праздникам.

С учетом вышесказанного, можно констатировать отсутствие четкой линии действия перед лицом того, что "ислам может выступить сколь неожиданным, столь и сильным политическим фактором в Азербайджане"3. Данному усилению могут способствовать ухудшение социально-экономического положения в республике, неразрешенность проблемы Нагорного Карабаха и оккупированных вокруг него территорий, ослабление политической власти в стране и т.д. Спровоцировать рост значимости фактора религии могут и такие акты давления на верующих, как например, запрещение женщинам фотографироваться в головных уборах, закрытие религиозных просветительских учреждений в районах страны и т.д. Радикально-религиозные настроения в обществе продемонстрированы на митингах протеста, имевших место в 2002 г. в ряде деревень. Митингующие вместо демократических лозунгов выкрикивали "Аллах Акбар!"

В то же время усиление исламского фактора в Азербайджане встречает достаточно весомые препятствия: отсутствие на политической сцене авторитетной религиозной силы и соответ-

4 Социологические исследования, № 3

97

ствующего достаточно образованного лидера, слабость социальной базы, разношерстность и слабая организованность верующих (отсутствие сильных религиозных организаций); слабое знание норм религии населением страны; прозападная ориентация правительства, оппозиция значительной части общества; противостояние влиянию теократического Ирана светской Турции и т.д.

В качестве долгосрочного противовеса рассматриваемому усилению можно считать постоянное укрепление демократических институтов и проведение религиозного просвещения в стране. Если не развивать общество в данном направлении, то в будущем политические партии и демократические ценности потеряют силу и доверие в глазах народа и не исключена вероятность выхода на политическую арену определенных сил, которые, опираясь на низкий уровень религиозной культуры и недовольство народа своим положением, смогут использовать его для захвата власти, прикрываясь псевдоисламскими лозунгами.

Радикальные исламские течения и христианская миссионерская деятельность

Реакция на образовавшийся после распада СССР политический вакуум - попытки распространить в республике исламский фундаментализм в худшем понимании. Фундаменталистские исламские течения проникали в Азербайджан, главным образом, двумя путями: 1) через граждан республики, получивших религиозное образование за рубежом и 2) благодаря деятельности исламских благотворительных организаций в республике. Дело в том, что возможности обучения азам ислама (Корану и арабскому языку) в самом Азербайджане являлись ограниченными, как и средства на квалифицированное обучение за рубежом. Сказывалась проблема нехватки образованных мулл. Но появились "благодетели" из арабских стран, Ирана и Турции, которые предлагали бесплатное обучение в своих странах. Азербайджанцы, получившие духовное образование в данных странах, импортировали опасный "товар" в Азербайджан. Финансирование строительства мечетей, медресе и т.д. иностранными гражданами также способствовало укреплению позиций радикальных исламских течений в республике.

Из последних

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком