научная статья по теме ИСЛАМ В РЕСПУБЛИКАХ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ ПОСТСОВЕТСКОГО ПЕРИОДА (НА ПРИМЕРЕ МОРДОВИИ, ЧУВАШИИ, МАРИЙ ЭЛ) История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ИСЛАМ В РЕСПУБЛИКАХ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ ПОСТСОВЕТСКОГО ПЕРИОДА (НА ПРИМЕРЕ МОРДОВИИ, ЧУВАШИИ, МАРИЙ ЭЛ)»

УДК 94(470.4)"1992/..."(045)

ALEXANDER VALENTINOVICH MARTYNENKO

Mordovian state pedagogical institute Department of general history Doctor of Historical Sciences, Professor Russia, Saransk, Studencheskaya street, 11a tel. (8342) 33-93-41 general_history@mordgpi.ru

TIMOFEY DMITRIEVITCH NADKIN

Mordovian state pedagogical institute Department of native history and ethnology Doctor of Historical Sciences, Professor Russia, Saransk, Studencheskaya street, 11a tel. (8342) 33-93-41 general_history@mordgpi.ru

Islam in the republics of Middle Volga region of the post-soviet period (on the example of Mordovia, Chuvashia and mari el)

The article is the analysis of the main tendencies of development of Islam in the "national" republics of Central Volga area such as Mordovia, Chuvashia, Mari El during the 1990th - the middle of the 2010th. The author of article characterizes features of Islamic revival in these republics of the considered period, including educational and socially oriented activity of local Muslim ummahs (communities). At the same time a certain influence of Salafit's ideas in the considered region which creates real danger of religious extremism is noted. Other negative tendency is split of provincial Muslim communities on the competing spiritual managements (muphtiyats). Nevertheless, Muslim communities of the Republic of Mordovia, the Chuvash Republic and the Republic of Mari El are estimated as confessional minorities which possess strong sociocultural potential and, along with Orthodox Christianity, are important part of a traditional confessional landscape of the region.

Key words: Islam, Russian ummah, Volga Region, religious revival, confessional situation, muphtiyats, salafits.

АЛЕКСАНДР ВАЛЕНТИНОВИЧ МАРТЫНЕНКО

Мордовский государственный педагогический институт

кафедра всеобщей истории, доктор исторических наук, профессор Россия, г. Саранск, ул. Студенческая, 11а тел. (8342) 33-93-41 general_history@mordgpi.ru

ТИМОФЕЙ ДМИТРИЕВИЧ НАДЬКИН

Мордовский государственный педагогический институт кафедра отечественной истории и этнологии, доктор исторических наук, профессор Россия, г. Саранск, ул. Студенческая, 11а тел. (8342) 33-93-42 general_history@mordgpi.ru

В статье анализируются основные тенденции развития ислама в «национальных» республиках Среднего Поволжья - Мордовии, Чувашии, Марий Эл в 1990-е - середине 2010-х гг. Автор статьи характеризует особенности исламского возрождения в данных республиках рассматриваемого периода, в том числе просветительскую и социально ориентированную деятельность местных мусульманских умм (общин). В то же время отмечается определенное влияние салафитских идей в рассматриваемом регионе, которое создает реальную опасность религиозного экстремизма. Другой негативной тенденцией является раскол провинциальных мусульманских сообществ на соперничающие духовные управления (муфтияты). Тем не менее, мусульманские общины Республики Мордовия, Чувашской Республики и Республики Марий Эл оцениваются как конфессиональные меньшинства, которые обладают сильным социокультурным потенциалом и, наряду с православным христианством, являются важной частью традиционного конфессионального ландшафта региона.

Ключевые слова: Ислам, российская умма, Поволжье, религиозное возрождение, конфессиональная ситуация, муфтияты, салафиты.

А.В. Мартыненко, Т.Д. Надькин

117

Bслам в республиках Среднего Поволжья постсоветского периода (на примере Мордовии, Чувашии, Марий Эл)1

В 1990-е - начале 2000-х гг. мусульманское сообщество (умма) России переживало процессы культурного и организационного возрождения. В полной мере этот своеобразный религиозный «ренессанс» затронул мусульман трех «национальных» республик Среднего Поволжья - Мордовию, Чувашию, Марий Эл. Особенностью их конфессионального ландшафта стало преобладающее влияние православного христианства (в Марий Эл также сильны позиции местного язычества марийцев), поэтому мусульманские уммы указанных республик представляют собой религиозные меньшинства. При наличии мусульман разных национальностей (например, выходцев с Кавказа и Средней Азии), «этническое ядро» умм Мордовии, Чувашии и Марий Эл составляют татары-мишари.

Организационное возрождение мусульман Чувашии, Марий Эл и Мордовии рассматриваемого периода проявилось в создании муфтиятов - духовных управлений мусульман данных республик. В связи с этим необходимо напомнить о достаточно сложной ситуации, сложившейся на конфессиональном поле исламской уммы России в последние два с небольшим десятилетия. Речь идет о противостоянии отдельных централизованных структур российских мусульман - Совета муфтиев России (СМР), Центрального духовного управления мусульман Российской Федерации (ЦДУМ РФ), Российской ассоциации исламского согласия (РАИС). Соперничество указанных религиозных организаций перекинулось на многие регионы страны, где сторонники СМР, ЦДУМ РФ и РАИС создали свои муфтияты, выясняющие между собой отношения на местном, региональном уровне [1, с. 146-149].

Среди рассматриваемых в данной статье республик наиболее благополучная ситуация в этом отношении сложилась в Марий Эл. Здесь в 1999 г., по инициативе председателя ЦДУМ РФ, уфимского муфтия Талгата Таджутдина, был создан муфтият, получивший название Региональное духовное управление Республики Марий Эл (РДУМ РМЭ). Данную структуру возглавил Фануз-хазрат Салимгареев [2]. Таким образом, соперничество централизованных мусульманских структур России умму Марий Эл практически не затронуло.

Несколько сложнее развивался процесс организационного оформления мусульман Чувашской Республики. В 1994 г. было основано первое на территории Чувашии Духовное управление мусульман (ДУМ), также находящееся под каноническим управлением ЦДУМ РФ. Возглавил ДУМ ЧР муфтий Альбир-хазрат Крганов [3]. Однако в 2005 г. было создано еще Центральное духовное управление мусульман (ЦДУМ) Чувашской Республики, муфтием которого стал Айрат-хазрат Хайбуллов (бывший помощник А. Крганова). ЦДУМ ЧР не пользуется большим влиянием, объединив пять мусульманских общин республики [4]. Сначала данный муфтият входил в СМР, затем стал позиционировать себя как самостоятельное духовное управление. Руководство ДУМ ЧР расценивает деятельность ЦДУМ ЧР как раскольническую.

В умме Мордовии создание муфтиятов приобрело особенно сложный и даже драматичный характер. Относительно небольшая мусульманская община республики оказалась разделенной на сторонников трех муфтиятов -Регионального духовного управления мусульман Респу-

блики Мордовия (РДУМ РМ), Духовного управления мусульман (ДУМ) РМ, Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) РМ. Их соперничество стало зеркальным отражением конфликта централизованных структур российских мусульман: РДУМ РМ находится под каноническим управлением ЦДУМ РФ, ДУМ РМ - соответственно СМР, а ЦДУМ РМ входит в РАИС [5, с. 110-113].

Однако организационные трудности не остановили культурное возрождение мусульман рассматриваемых республик, которое стало неотъемлемой частью возрождения всего российского ислама и развивалось по тем же направлениям, что и в других регионах страны.

Так, после десятилетий гонений и притеснений советского периода, была полностью восстановлена культовая система ислама. Это, прежде всего, проявилось в строительстве мечетей [6].

Кроме того, во всех трех республиках развивается межкультурный диалог между местными уммами и Русской православной церковью. Ведя диалог в области социального партнерства, духовного оздоровления общества, возрождения культурно-религиозных традиций народов, исповедующих православие и ислам, данные конфессии стремятся совместно противостоять многочисленным проявлениям социального зла (преступность, наркомания, алкоголизм, различные виды ксенофобий и экстремизма, в том числе религиозного) [7, с. 270]. Так, эта специфика православно-исламского диалога была озвучена в ходе официальной встречи между митрополитом Чебоксарским и Чувашским Варнавой и муфтием ДУМ ЧР А. Кргановым (5 июня 2005 г.), когда данные религиозные деятели отметили, что «они не проповедуют экуменизм, а проповедуют стабильность и взаимоуважение народов и религий в Чувашской Республике» [8, с. 37]. Примечательно, что организационной площадкой для диалога двух традиционных конфессий стали высшие учебные заведения, например Мордовский государственный педагогический институт, проводящий с 2009 г. ежегодные форумы по профилактике экстремизма в молодежной среде [9, с. 54-56].

Одной из наиболее болезненных проблем современного российского ислама стало быстрое распространение радикальных религиозных групп, объединенных достаточно спорным обобщающим названием «ваххабизм» [10, с. 271-280].

Не стали исключением мусульманские сообщества Мордовии, Чувашии, Марий Эл, также испытавшие натиск салафитских проповедников и боевиков.

На территорию Республики Мордовия салафийя проник в 1997 г., во многом усилиями эмиссара-проповедника из Астраханской области (из общины Айуба), некоего Олега Марушкина, принявшего ислам под именем Абузар (так звали ближайшего сподвижника Мухаммада - Абу Зарра аль-Гифари, известного набожностью и аскетизмом). Прибыв в Мордовию, Абузар со своей женой Еленой-Лейлой обосновался в селе Белозерье Ромодановского района, где начал активно привлекать сторонников из числа сельской татарской молодежи. Недовольство большинства татарского населения республики, исповедующего традиционный ислам суннитского толка, и энергичные контрмеры, предпринятые республиканскими силовыми структурами, заставили господина Марушкина (Абузара)

1 Статья выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ № 14-01-00074а «Этнорелигиозные аспекты социокультурных процессов в постсоветской России (по материалам Среднего Поволжья)».

покинуть пределы Мордовии. Но салафитская пропаганда не прошла бесследно - последователи «изгнанного» проповедника основали собственную общину, которая сохранялась в Белозерье до начала 2000-х гг., а затем покинула пределы Российской Федерации, обосновавшись в большинстве в своем в Пакистане [11, с. 230-231].

Кроме того, в начале 2000-х гг

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком